Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью 29 ноября, в первое воскресенье Рождественского поста.
Воскресенье, 29 ноября 2020 года, апостола и евангелиста Матфея
Первое воскресенье Рождественского поста можно было бы назвать и праздником Тверской земли, потому что большинство новомучеников, пострадавших за веру во Христа и преданность Церкви в этот день, служили в храмах Тверской епархии: священномученик Феодор Колеров, и с ним мученики Анания Бойков (и Михаил Болдаков были расстреляны в 1929 году, священномученики Иоанн Цветков , Николай Троицкий, Виктор Воронов, Василий Соколов и Макарий Соловьев — в 1937.
Несколько столетий Церковь празднует 29 ноября в первую очередь память апостола и евангелиста Матфея, современника Спасителя, претерпевшего за веру в 60м году по Рождестве Христовом.
Подробнее об апостоле Матфее читайте в наших материалах:
• Апостол Матфей Мытарь, он же Левий Алфеев
• История апостолов - апостол Матфей
• Краткий рассказ об апостоле Матфее в ярких образах художника Екатерины Гавриловой
• Аудиоверсия краткого жития апостола Матфея на радио “Вера”
Тропарь апостола и евангелиста Матфея:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.
Кондак апостола и евангелиста Матфея:
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.
Перевод: Отбросив мытарства иго, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.
День памяти святых
Праведный Фульвиан, князь Ефиопский, во Святом Крещении Матфей (I)
Житие Фульвиана — это краткая история о гонителе христиан, обратившимся и ставшим проповедником.
Властитель города, куда пришел с проповедью уже пожилой апостол и евангелист Матфей, сначала был ему благодарен за исцеление одержимых жены и сына. Но отказ крещеных подданных (некогда людоедов) поклоняться идолам вызвал гнев правителя. Именно по его приказу апостол Матфей страдал перед смертью, после которой Фульвиан раскаялся. Но поверил во Христа и крестился он только после чудесного обретения мощей апостола Матфея, а епископом стал после призвания самим апостолом.
Преподобномученик Филумен Святогробец (Хасапис) (1913 — 1979)
Игумен храма святой Фотинии Самарянки, что при Колодце Иакова в Сихеме, был жестоко убит за веру 29 ноября 1979 года и прославлен в 2009 году Иерусалимской Церковью в лике святых.
В родном Кипре он пришел в монастырь в 14 лет вместе с братом, в 1934 году переехал в Иерусалим учиться, принял постриг и служил настоятелем различных греческих храмов и монастырей на Святой Земле.
Весной последнего года своей земной жизни он был назначен игуменом монастыря у Колодца Иакова в Самарии. Братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.
В начале ноября 1979 году группа людей потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Отец Филумен отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь, нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Практически нетленные мощи были обретены через 4 года. Сегодня они находятся в недавно достроенном храме в честь святой Фотинии. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарем большого храма.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Феодор Колеров, (1882 — 1929) и с ним мученики Анания Бойков (1877 — 1929) староста Спасо-Преображенского собора г. Кимры и Михаил Болдаков (1896 — 1929), член церковного совета собора
29 ноября 1929 года в утренних газетах было опубликовано, что священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков расстреляны. Однако отец Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой Анной Михайловной и младшим сыном Александром.
Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. С 20 ноября он знал о расстреле, знал, что Господь примет его страдания и жертву, знал, что вскоре предстоит встреча с Господом, и, уже как человек не от мира сего, положив руку на голову сына, мирно беседовал с родными. Когда свидание закончилось и стража отвела оца Феодора в камеру, он написал на обороте фотографии жены имена детей. И подписал: «До свидания общего». А затем, когда стража пришла вести на расстрел, на первой странице канонника, бывшего с ним в камере, написал: «29/XI – 11 ч. ночи».
Краткое житие священномученика Федора слушайте на радио «Вера».
Священномученик Иоанн Цветков (17 марта 1878 — 29 ноября 1937)
Он не был потомственным священником, но благочестивым мирянином. Жена оставила его, детей не было. Решение принять сан священника он принял в начале 20х, когда гонения на Церковь были очевидны. В 1929 году был арестован и сослан на три года, но вернувшись в Тверскую область, снова продолжил служить.
17 ноября на священника была написана характеристика-жалоба «призывал верующих родителей, чтобы те обязательно водили детей в храм, и чтобы все, и взрослые, и дети, носили кресты и никогда их не снимали и в большие праздники и в воскресные дни посещали церковь». После ареста был единственный допрос, на котором отец Иоанн отрицал обвинения в антисоветской агитации. 27 ноября его приговорили к расстрелу.
Священномученик Николай Троицкий, (23 июля 1887 — 29 ноября 1937)
Покров стал для будущего священномученика не только местом рождения и служения, но и темой последнего допроса.
Село Покров Тверской губернии. Здесь служил отец будущего священномученика, здесь родился отец Николай и служил много лет до первого ареста в 1930 году. После двухлетнего срока в лагерях епископ Тверской Фаддей благословил его на служение в храме святителя Николая села Верескуново, где он был арестован 20 ноября 1937 года. На допросе в день ареста его спрашивали о сказанных на Покров словах:
– Скажите, в религиозный праздник Покров, 14 октября, после службы в церкви вы были в сторожке?
– Да, в сторожке после службы я был.
– Скажите, к чему сводился ваш разговор с колхозниками относительно отсутствия дождей?
– Я говорил, что Бог начинает наказывать людей за их действия, вот вода вышла вся, и колодцы все высохли, народ может пострадать из-за безбожников от засухи и жажды, и тогда отступившие от Бога будут каяться. Такой разговор с колхозниками с моей стороны сводился исключительно к убеждению в необходимости веры в Бога.
– Такой разговор с колхозниками сводился, Троицкий, к другому, а именно к восстановлению колхозников против советской власти, и следствие требует от вас искреннего признания.
– Стремления восстановить колхозников против советской власти у меня не было.
Виновным себя в проведении антисоветской агитации отец Николай не признал, 27 ноября Тройкой НКВД был приговорен к расстрелу.
Священномученик Виктор Воронов, (10 марта 1889 — 29 ноября 1937)
Принял решение служить Церкви в 1923 году, и вскоре пострадал — был осужден за неуплату налога. Приговор отменили из-за того, что священник не обладал никаким имуществом. В 1930 году он стал служить в храме села Заборовья Есеновского района, куда переехал вместе с женой, Александрой Федоровной, и двумя сыновьями, пяти и трех лет. 15 ноября был арестован последний раз.
— Следствие располагает материалами, что в 1937 году вы пытались устроить антисоветскую демонстрацию. Предлагаем дать откровенные показания.
— Антисоветской демонстрации я не пытался устроить и виновным себя в этом не признаю.
— Следствие располагает данными, что вы без разрешения сельсовета ходите по домам и совершаете обряды. Признаетесь в этом?
— Я считаю, что для совершения обрядов в домах верующих разрешения местного сельсовета не требуется.
27 ноября Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 года.
Священномученик Василий Соколов, (5 мая 1880 — 29 ноября 1937)
За годы служения при советской власти священник пережил три ареста: в 1930м году за в «антисоветскую агитацию» и «контрреволюционную деятельность» и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря и в 1935 году за неуплату налогов - на 2 года. Последним местом служения стал Преображенский храм села Спас-Ульстимм Удомельского района.
Здесь он был арестован 20 ноября 1937 года из-за «враждебного отношения к советской власти... антисоветскую агитацию, направленную на срыв работ в колхозе». Виновным себя не признал и был приговорен к расстрелу.
Ныне церковь, в которой служил священномученик Василий, стоит сегодня посередине действующего кладбища, никаких построек рядом нет. Несмотря на то что храм не действует и на крыше растут берёзы, здание хранит своё великолепие. Внутри же — запустение.
В настоящее время Церковь почитает 4х священнослужителей с именем Василий Соколов. Об обстоятельствах жизни одного из них читайте в нашем материале «Письмо накануне расстрела».
Священномученик Макарий Соловьев (1876 — 29 ноября 1937)
О периоде жизни Макария Арсеньевича от рождения до первого ареста известно лишь то, что он избрал духовный путь и был рукоположен. В 1930 году власти арестовывают отца Макария в селе Дмитриевском Лихославльского района Тверской области: процесс длился меньше месяца, приговор к ссылке на 3 года. Последний арест 13 ноября 1937 года - 27 ноября тройкой УНКВД по Калининской области по обвинению в «антисоветской агитации» он был приговорен к высшей мере наказания.
Священномученик Михаил Абрамов (14 ноября 1885 — 29 ноября 1937)
Как и большинство священников после революции 1917 года, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям: он был лишен избирательных прав, на его семью были возложены непомерные налоги. Однако о. Михаил продолжал свое священническое служение несмотря на аресты в 1928 году (год лагерей) и 1934 (ссылка на 3 года).
В начале 1937 протоиерей Михаил Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице (ныне — Дубненско-Талдомское благочиние). Но прослужил о. Михаил после ссылки недолго: 13 ноября его арестовали, в день рождения был первый и единственный допрос. А в именины — праздник архистратига Михаила — вынесено обвинительное заключение.
После расстрела мужа 29 ноября его супруга матушка Евдокия осталась жить в деревне Ратмино, а затем в Дубне. В 1947 году она жила одна в частном доме в поселке Ново-Иваньково (ныне ул. Мичурина), имела корову и нехитрое хозяйство. Скончалась матушка довольно не старой, вероятно, от болезни ранней весной 1954 или 1956 года. Похоронена была на старом кладбище Подберезья, что ныне за храмом Смоленской иконы Божией Матери.
В 1941 году был призван на войну старший сын Владимир, 1909 года рождения. В декабре того же года он погиб под Москвой. Известно, что у него было двое детей – сын и дочь (по другим источникам, двое сыновей, которые служили в Морфлоте). Супруга его проживала с детьми в Москве, работала учителем начальных классов до 1959 года. Далее следы этой семьи теряются.
Младший сын Леонид, 1913 года рождения, окончил Горный институт и в марте 1937 года уехал на оловянные прииски в Якутию. В 1938 году он был самый молодой главный инженер прииска. Занимая руководящие должности на олово- и золотодобывающих предприятиях, он не вступал в члены КПСС. С 1959 года проживал в Дубне с женой и дочерью, продолжая работать на Крайнем Севере до пенсии (1970). Скончался в 1971 году, семья проживает в Риге.
Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных) (29 июня 1872 — 29 ноября 1937)
Перед тем как прийти в Оптину пустынь послушником в 1900, Павел 4 года прослужил в армии и трудился фельдшером в губернской больнице. Четверть века его связывает с обителью, где он принял постриг, был рукоположен и служил до закрытия ее последнего храма. С 1925 года он проживал в Козельске в «монастыре без стен» — десятки монахов и монахинь из закрытых монастырей Оптина пустынь и Шамордино жили на квартирах-кельях к городе. На Духов день, 9 июня 1930 года, в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. И произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 18 августа 1930 года было арестовано сорок человек – монахов и мирян, а игумена Пантелеимона обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя.
После предъявления следователем обвинения игумен Пантелеимон сказал: «Работы, направленной против советской власти, никогда не вел... В Козельске подпольного монастыря нет и не было... Чем вызвана концентрация монашествующих в городе Козельске, мне неизвестно, но думаю, что непосредственная близость монастырей Оптина Пустынь и Шамординского после их ликвидации вынудила монахов поселиться в Козельске. Из других же городов и монастырей приезжали просто потому, что в Козельске жили старцы схимонахи, а не потому, что кто-то этим вопросом умышленно занимался и преднамеренно стягивал монашествующих в Козельск».
27 ноября 1930 года тройка ОГПУ приговорила игумена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и отец Пантелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец. По окончании срока, в 1935 году, он устроился псаломщиком во Введенском храме в Ельце.
Здесь его застало гонение 1937 года. Игумен Пантелеимон был арестован 16 сентября 1937 года, заключен в липецкую тюрьму. Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Пантелеимона к расстрелу. Игумен Пантелеимон (Аржаных) был расстрелян 29 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
Мученик Димиитрий Спиридонов (1871 — 29 ноября 1938)
Ученый с мировым именем и старший брат священномучника Елиазара Спиридонова, был арестован в 1938 году по делу «контрреволюционной греческой националистической организации». и приговорен в расстрелу.
Краткое житие мучника Димитрия слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
Сегодня мы предлагаем вам несколько материалов о главном Таинстве Церкви и как к нему подготовиться:
"Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную". Что значат эти слова?
Основное в подготовке к главному Таинству — кратко в слайдах
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25 — 37
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя". 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: "позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе". 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 9 — 13
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. 10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к ефеснам, глава 4, стих 1 — 6
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Комметриует священник Дмитрий (Барицкий)
Первое Послание Апостола Павла к коринфянам, глава 4, стих 9 — 16
9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. 14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Мы поздравляем читателей с началом Рождественского поста — подготовки к радостному празднику рождения в мир Спасителя.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!