"Жующий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную". Что значат эти слова?

Толковый словарь с Юрием Пущаевым

тело и кровьБогослужение Великого четверга посвящено вспоминанию о Тайной Вечере, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Евхаристии – Таинство Святого Причащения. Это главное христианское Таинство в истории служило предметом преткновения и соблазна для очень многих людей (заметим в скобках, особенно для людей образованных и привыкших мыслить рационально или даже рационалистически). Как такое может быть, спрашивали они, – чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Бога? Как Бога можно пить и есть, принимая Его внутрь себя?

Но ведь действительно, на Тайной вечере Христос, указывая на преломленный хлеб и вино, говорит, что это и есть Его Тело и Его Кровь:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26. 26-28).

На самом деле, в Таинстве Причащения, в его установлении есть своя, с позволения сказать, железная логика – но не логика рационального или эмпирического мышления, а логика веры и стремления к спасению. Как говорил философ Л. Витгенштейн, много размышлявший над проблемами религии и этики, стремящийся к спасению нуждается «не в мудрости в мечтах или рассуждениях, а в уверенности. – Эта уверенность и есть вера. Но вера есть то, в чем нуждается мое сердце, моя душа, а не мой размышляющий рассудок… Жажда спасения как бы умиряет сомнение».

Святое Причащение дает возможность быть в единстве с Богом, причем не только духовно или идеально, но и в том числе телесно.

А это и подразумевает полное причастие, реальная принадлежность чему-либо – когда человек принадлежит ему не только в идеальном смысле, но и телесно, физически, то есть - полностью. Так что есть большой смысл в известном афоризме «Человек есть то, что он ест».

Очень интересно в этом контексте, что когда Христос предраскрывал спасительный смысл Евхаристии в Беседе о Хлебе Животном в Капернаумской синагоге («Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» – (Ин. 6, 51)), чуть позже в этой беседе употреблен древнегреческий глагол τρώγω (trōgō). А этот глагол означал не только и не столько «есть», а еще и – «жевать», «грызть», «глодать». Поэтому строка 54 из 6 главы Евангелия от Иоанна по-русски может звучать и так: «Жующий (или глодающий, или глотающий, или грызущий) Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Так что это слово τρώγω, буквально означающее «жевать» или «глодать», не допускает спиритуалистического или идеалистического перетолкования смысла Таинства Евхаристии. Неслучайно этот глагол в языке Нового Завета использован полемике с теми иудеями, которые «возроптали из-за того, что Христос сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. а6.41). Употребление этого глагол словно подчеркивая прямой, телесно-материальный смысл вкушения Плоти и Крови Христа.

При этом все равно, смутились даже многие из Его учеников. Они, «слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Более того, эти многие, как говорится далее, теряют веру: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6.66). Христос же обращается к двенадцати апостолам, которых избрал Сам, и спрашивает, верят ли они Ему. И Симон Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». (Ин. 6.68-69).

В дальнейшем в истории многие даже очень умные люди спотыкались на том, что не могли принять Таинство Евхаристии, осуществляемое в Церкви. К ним принадлежал, например, и великий русский писатель Лев Толстой. Он неоднократно писал в своих дневниках, что участие в этом Таинстве, пока он ходил в храм, всякий раз было связано у него с мучительными переживаниями. Он все никак не мог заставить себя поверить, что он и правда причащается Тела и Крови Бога, и поэтому свое участие в Причащении он воспринимал как нечто фальшивое, ненастоящее. Более того, как считают многие исследователи творчества Толстого, его нападки на Церковь и отход от нее во многом были связаны у него с радикальным неприятием Таинства Причащения, словно одно неизбежно повлекло за собой другое.

|Читайте также:

материалы, посвященные Страстной неделе и Великому четвергу

Как готовиться к Причастию

 

На анонсе фото СПДА

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (32 голосов, средняя: 4,63 из 5)
Загрузка...
25 апреля 2019
Автор: ПУЩАЕВ Юрий

  • Екатерина
    Екатерина 2 месяца назадОтветить

    Здравствуйте! Удивительная пасхальная неделя у меня, вопрос за вопросом... Помогите, пожалуйста. В писаниях встречаются слово"тело"и слово "плоть". Можете, пожалуйста, ответить, есть ли разница между этими словами или привести несколько примеров/цитат, по мимо тех, что указаны в тексте в выше.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 2 месяца назадОтветить

      Нет, Екатерина, это синонимы. Нет разницы.

  • Татьяна
    Татьяна 3 месяца назадОтветить

    Концепт выстроенный на возможности разнообразного толкования греческого глагола по сути весьма сомнителен. В самом деле, почему за первоисточник взят греческий ПЕРЕВОД?
    И что за претензия, в двух словах разъяснить смысл величайшего Таинства?
    Поддерживаю вопрос из более раннего комментария: "Что вы скажете насчет этого слова ܐܟܠ на арамейском, которое как раз и означает "есть" и "вкушать"?"

  • Надежда
    Надежда 6 месяцев назадОтветить

    Кощунство в названии статьи! Исправьте немедленно! Если, конечно, это не осознанная провокация. Если не провокация - то просто хамство в адрес Господа! Или тупость. Бог поругаем не бывает!

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 6 месяцев назадОтветить

      Не провокация. Читайте статью, а потом уже возвращайтесь к заголовку.

  • Артём
    Артём 1 год назадОтветить

    1.Кор. 2.
    Ст. 14-16 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

  • Сергей
    Сергей 5 лет назадОтветить

    Выражение "жующий" и все подобные варианты перевода слова τρώω (зачем в статье приведена альтернативная форма τρώγω?) не совсем корректны в части передачи слов Господа Иисуса Христа. Сомнительно, чтобы Господь именно в таком смысле объяснял своим ученикам сущность причастия. Еще хотелось бы напомнить, что Господь общался со своими учениками на арамейском языке, а не на κοινή διάλεκτος, и более корректно было бы обсуждать эту фразу в разрезе особенностей арамейского языка. Что вы скажете насчет этого слова ܐܟܠ на арамейском, которое как раз и означает "есть" и "вкушать"?

  • Павел
    Павел 5 лет назадОтветить

    Смущает название. Может быть все-таки "ядущий" а не "жующий". Поправьте если я ошибаюсь.

    • Андрей Зайцев
      Андрей Зайцев 5 лет назадОтветить

      Уважаемый Павел, это один из вариантов перевода, подчеркивающий буквальность происходящего. Об этом и пишет уважаемый Юрий Пущаев.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё