Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме? – Православный журнал «Фома»

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 26 мин.

В семнадцатое воскресенье по Пятидесятнице совершается память нескольких мучеников первых веков христианства, в том числе трех апостолов из числа 70-ти и мученицы Епихарии Римской. Во время богослужения поминаются два преподобных отца — Игнатий Глубокореченский и Савватий Соловецкий. Несколько лет в воскресенье перед 12 октября Церковь обращается в молитве к святым Испанской и Португальской земли.

Но особенно 10 октября выделяется памятью священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

Подробнее о Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре читайте в наших материалах:

 Митрополит Петр — неофициальный патриарх

•  Жизнь и подвиг митрополита Петра

•  Кто изображен на иконе новомучеников и исповедников российских?

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

Текст молитвы священномученику Петру, митрополиту Крутицкому, утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 17 июня 2021 года.

Молитва

О, святый священномучениче Петре, святителю славный земли Русския, архиерейство, яко крест в годину лютых испытаний, приемый, чашу горькую страданий испивый, и престол патриарший добре соблюдый, верою вся претерпевый и смирением благодать велию стяжавый!

Кую похвалу воздадим ти? И как, во гресех и немощех суще, дерзнем призывати тя? Обаче вемы, яко со всеми святыми земли нашея, наипаче же со святым Патриархом Тихоном, не престая, молишися у Престола Пресвятыя Троицы о Церкви Русской, да сохранит ю Господь от всякаго зла и искушения, да право правят слово истины архипастыри и пастыри ея, да не изсякает вера в сердцах людских, да в совете мнозе разрешается всякое нестроение и вся любовию всем да бывает!

О, преславный страдальче! Ты, яко отец чадолюбивый, веси вся потребная нам, сего ради единаго взыскуем: тебе подражатели быти, якоже и ты Христу, да крест свой приимше, яко бремя благое и легкое, путем узким шествуем и тако обителей Небесных достигнем, идеже вкупе с тобою и всеми святыми сподобимся прославляти пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа в безконечныя веки. Аминь.


Воскресенье, 10 октября 2021 года

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 10 октября.


День памяти святых

Апостолы от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (I)

Святой апостол Аристарх, сотрудник святого апостола Павла, стал епископом сирийского города Апамеи. Имя его неоднократно упоминается в книге Деяний святых апостолов и в Посланиях апостола Павла.

Святой апостол Зина, ученик и сотрудник первоверховного апостола Павла, был прозван «законником», так как был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах. О нем упоминается в Послании святого апостола Павла к апостолу Титу. Впоследствии апостол Зина был епископом в Диосполе (или Лидде) в Палестине.

Святой Апостол и Евангелист Марк был поставлен Апостолами епископом в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных.

Читать подробнее

Апостол Марк был племянник апостола Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, именно он в ночь страданий Христа следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов.

Апостол Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафосе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима.

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал апостол Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли знаменитые отцы и учители Церкви. Апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Аниана, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял крещение. Вслед за Анианом крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Аниана епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года.

В 310 году над мощами апостола Марка была построена церковь. В 820 году мощи святого были перенесены в Венецию и поставили в храме его имени.

Свернуть

Мученица Епихария Римская (284–305)

Святая мученица жила в Риме в царствование Диоклитиана. За исповедание веры во Христа ее подвесили и рвали тело железными крюками, а затем избивали оловянными молотками. Святая молилась, и Ангел Божий поразил мучителей. Тогда святая Епихария была обезглавлена.

Мученики Каллистрат и дружина его: Гимнасий и иные (304)

Дед воина Каллистрата служил у Понтия Пилата и стал свидетелем страданий Спасителя. Краткое житие юного христианина, своим примером вдохновляющего 49 воинов на подвиг, слушайте на радио "Вера”.

Преподобный Игнатий Глубокореченский (Каппадокийскоий) (963–975)

Всю жизнь он посвятил устройству монастыря Глубокие воды, но скончался вдалеке от него. Таким образом уже через год после кончины Господь прославил святого Игнатия. Подробнее — слушайте на радио «Вера».


Преподобный Савватий Соловецкий (1435)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

Как смог глубокий старец не только выжить, но и основать монастырь на необитаемом острове? Краткое житие святого, искавшего уединения, слушайте на радио «Вера».

Священномученик Анфим Иверянин, митрополит Валашский (Румынский) (1716)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

Священномученик Анфим родился в Грузии в 1650 году. Сопровождал грузинского царевича Арчила в Россию, но на обратном пути был пленен и продан в рабство, откуда его выкупил Иерусалимский патриарх Досифей. Стяжал известность как искусный художник и каллиграф. По приглашению господаря Константина Брынковяну отправился в Валахию. В 1705 году хиротонисан во епископа Рымникского, а в 1709 году назначен митрополитом Валашским. По навету врагов был изгнан с кафедры. В 1716 году невдалеке от Галлиполи был убит турецкими воинами.

Собор святых, в земле Испанской и Португальской просиявших

Празднование Собора святых, в земле Испанской и Португальской просиявших, установлено в воскресенье перед 12 октября.

В состав Собора включены:

мученик Викентий Сарагосский;

мученица Виктория Кордубская;

мученик Ерминингельд;

преподобный Осия Кордубский;

мученица Евлалия Барселонская;

мученица Леокардия Толецкая;

преподобный Емилиан Кукуллат;

святитель Мартин Бракарский;

72 мученика, в Кордубе пострадавших.



Новомученики и исповедники Российские

Священномученик  Димитрий Шишокин (1880 - 1918)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

«Мы, нижеподписавшиеся, служащие при Казанской губернской тюрьме, заявляем, что священник церкви при Казанской Губернской тюрьме — Димитрий Шишокин, арестованный 26-го сентября в 1 час дня в Штабе обороны г. Казани по неосновательному доносу присутствовавших бывших арестованных, никогда во всю свою шестилетнюю службу не выступал как контрреволюционер и политики совсем не касался. В бытность белогвардейских банд в г. Казани, означенный священник вел себя, как подобает истинному пастырю, никаких выступлений с его стороны не было и, как ни в чем не повинный, из г. Казани никуда не убегал при восстановлении Советской власти». Это заявление подписали 17 служащих Казанской губернской тюрьмы и 19 надзирателей Казанского исправительного отделения, чьи подписи были удостоверены печатями и подписями комиссаров Губернской тюрьмы и Арестантского дома.

Читать подробнее

Димитрий Михайлович по окончании духовной семинарии в 1904 году получил священнический сан. С 1905 года был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 1913 года — священником церкви при губернской тюрьме в Казани. Сам по себе, о. Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных.

26 сентября 1918 года (через 16 дней после взятия красными частями Казани) о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с безграмотной запиской, объяснявшей причину ареста.

В защиту арестованного о. Димитрия выступили и прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся неподалеку от дома священника (ул. Нагорная, д. 10):

"Мы— рабочие Пятницкого прихода, узнав об аресте священника Тюремной церкви О. Шишокина, очень опечалены. Священника этого мы знаем, он настоящий народный священник, в нашем Пятницком приходе он часто служил, совершал разные требы и ходил по Престольным праздникам со св. Крестом, кроме хорошего, о нем мы ничего не можем заявить, а потому убедительно просим священника о. Шишокина освободить. О. Шишокин во время занятия г. Казани никуда не убегал, это одно уже свидетельствует, что он не имеет за собой никакой вины, еще раз просим освободить священника о. Димитрия Шишокина".

По свидетельству его внучки, Елены Константиновны Варфоломеевой, от о. Димитрия ЧК требовала разглашения тайны исповеди.  Священника хотели использовать для выявления "антиреволюционных настроений". Однако от такого сотрудничества, соглашательства с безбожной властью о. Димитрий отказался. Родственники, как рассказывала супруга о. Димитрия Анна Михайловна, негодовали, говорили, что о. Димитрий из ума выжил, ведь ему стоило сказать всего одно слово согласия, и он остался бы жив.

О мужественном противостоянии о. Димитрия беззаконию, торжествовавшему в те дни, убедительно свидетельствует единственное его письмо, дошедшее из тюремных застенков:

«Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы. Бедой обязан (…), но, видно, так Богу угодно. Прошу никуда не ходить, не хлопочи и никого не проси обо мне, все бесполезно, навлечешь лишь дополнительные беды на себя и детей. Все хлопоты обо мне бесполезны, я это чувствую и знаю, никто и ничто меня уже не спасет. Я не могу быть другим. Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия, и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша Димитрий».

По слухам, группу заключенных, среди которых находился и о. Димитрий, увезли куда-то по Волге на барже. Сохранилось свидетельство о том, что в Свияжске в 1917—1920 гг. действовала скотобойня, куда в 1918 г. привозили на расстрел заключенных из Казанской тюрьмы, приговоренных ЧК к казни. Скотобойня была выбрана не случайно: это было место, удобное для расстрелов — грязь и кровь животных скрывали лужи крови человеческой. После расстрелов монашествующие окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство подле стен своих обителей.

9 октября 1918 года (на 14-й день после ареста) председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацис утвердил представленное следователем Бабкевичем постановление: «Димитрия Шишокина, как ярого контрреволюционера, агитировавшего среди арестованных против советской власти, подвергнуть высшей мере наказания», а 10 октября приговор был приведен в исполнение.

Вдова отца Димитрия осталась с четырьмя малолетними детьми.

Свернуть

Священномученик Герман (Косолапов)  (22 октября 1882 — 10 октября 1919)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

Епископ Герман (Косолапов) стал одной из первых жертв большевистского террора.  Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении владыки Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям... и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоковерующего».

Читать подробнее

Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 году, Николай поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 8 января 1905 года он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году будущий владыка заканчивает СпбДА в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Затем от трудился еще в трех духовных училищах, а с 26 апреля 1916 года архимандрит Герман стал ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавлял до ее упразднения. 11 (24) декабря 1917 года Совнарком издает декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Это означало фактическое закрытие всех семинарий, академий, духовных училищ.

17 января 1918 года наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. С 18 июля по 7 сентября временно замещал Саратовского епископа, присутствовавшего на Соборе в Москве. После ареста 24 августа 1918 года священника Михаила Платонова (за проведенную в Свято-Серафимовской церкви Саратова панихиду по царственным мученикам, «за возмущение народных масс в церковной проповеди, написании и распространении литературы против советской власти»), владыка Герман дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения: «Если пастыри не жалеют себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца».

В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В. П. Антонову-Саратовскому «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь Епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. 16 сентября 1918 года по обвинению в «инсценировке запрещения богослужения советской властью» и в подстрекательстве к выступлениям против советской власти были арестованы владыка Герман и члены Епархиального совета протоиереи Алексий Хитров (председатель совета) и Евгений Шкенев, священник Николай Докторов, миряне Е. Н. Аниров и П. П. Львов.

После показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ.

Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской Православной Церкви (в фондах Саратовского областного музея краеведения сохранился уникальный снимок начала этого заседания). На приговор была подана кассационная жалоба.

Дважды его оправдывали, отпускали, но затем вновь арестовывали. Ввиду наступления войск А. И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти».

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Епископ Герман был казнен в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Несколько ранее, 2 октября 1919 года, Саратовская ЧК, использовав как повод убийство секретаря Московского горкома РКП(б) В. М. Загорского, постановила провести красный террор и расстрелять заложников из числа заключенных. 30 сентября на том же месте расстреляли протоиерея Геннадия Махровского (настоятеля Саратовского Свято-Троицкого собора), священника Олимпа Диаконова и 26 мирян.

Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впоследствии верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» — по числу погребенных священнослужителей, и только в 1998 году были уточнены имена казненных.

Свернуть


Священномученик Михаил Платонов (2 ноября 1868 — 10 октября 1919)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

«По поводу расстрела Николая II мною была произнесена проповедь следующего содержания: Прошел слух о расстреле бывшего императора. Слух этот не только не опровергается, но одобряется Советской властью, следовательно, это факт. Николай Александрович расстрелян без суда и следствия и без народного ведома. Как относиться к этому убийству по указанию Библии? После этого мною был прочитан рассказ амоликитянина об убийстве царя Саула из Библии: Книга Царств глава [первая], а также были приведены слова из Библии: "не прикасайтесь к помазанникам моим". Закончена была проповедь возглашением вечной памяти о бывшем царе Николае Александровиче; особая панихида мною не служилась. Хотя я сознавал и сознаю что моя литературная и проповедническая деятельность приносит вред Советской власти, но, ставя выше всего интересы православной церкви, я считал своим долгом в защиту ее выступать против ее гонителей. Вся издаваемая мною литературы печаталась в типографии союза печатного дела. Назвать видных деятелей о-ва «За веру и порядок» я отказываюсь».

Читать подробнее

Родился Отец Михаил в Нижегородской губернии в семье диакона. Учился в Нижегородской духовной семинарии. При переходе в 5 класс семинарии он был уволен из нее по просьбе родителей. В 1890-1894 годах преподавал в начальных школах. Женился на Валентине Сергеевне, в браке родилось четверо детей: Вера, Петр, Василий и Антонина.

20 октября 1894 года рукоположен во диакона в село Уварово Княгининского уезда (ныне Бутурлинского района), там же был учителем школы грамоты. 19 июня 1897 года рукоположен во священника. С 1907 года служил в Саратовской епархии. С марта 1910 года состоял заведующим Подлесинского миссионерского училища, где кроме общеобразовательных предметов, изученияцерковного устава, русского раскола, вероисповедания различных сект, особое внимание обращалось на изучение магометанской религии, и для чтения Корана в подлиннике преподавался арабский язык, а для общения с магометанами разговорный татарский язык.

С сентября 1911 года состоял и исполнял обязанности заведующего и законоучителя во второклассной женской учительской школы. Уже в феврале 1912 года (сразу после рождения четвертого ребенка), отец Михаил был освобожден от должности наблюдателя и заведующего второклассной школой.

16 января 1913 года переведен священником Серафимовской церкви Саратова, стал законоучителем Серафимовской школы и товарищем председателя попечительства, а впоследствии — и фактически руководителем Алексиевского приюта для детей-сирот, только что переданного в непосредственное ведение Серафимовского церковно-приходского попечительства.

До прихода о. Михаила приют был «в печальном положении и говорили даже, что приют закроется. Детей было человек 17». От предыдущего заведующего не осталось ничего, кроме долгов. Вскоре положение детей улучшилось. Дети обучались в приютской школе по программе начальных училищ и кроме того, дети старшего отделения обучались миссионерским предметам в пределах программы Закона Божия. В приюте была организована столярная мастерская. Летом дети ежедневно занимались практическими работами в саду и огороде под руководством учительницы и воспитательницы Александры Яковлевны Ивановой. Сам о. Михаил был законоучителем, причем оплаты за труды не получал.

В годы Первой мировой войны в саратовских госпиталях удавалось спасти далеко не всех раненых и был выделен определенный участок для военных захоронений. Летом 1916 года священник Михаил Платонов избирается уполномоченным по постройке храма-памятника на братском кладбище в Саратове героям первой мировой войны, но революция помешала этому замыслу.

И до и после октябрьского переворота, несмотря на угрозы в свой адрес, в проповедях и беседах отец Михаил открыто обличал власть большевиков. После опубликовании Декрета об отделении Церкви от государства, отец Михаил Платонов принял активное участие в его обсуждении.  При обыске у него были изъяты две части печатного сборника проповедей о. Михаила, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств контрреволюционности, а также его письма к покупателям сборников, из которых видно, что таковыми были, в основном, монастыри. В одном из писем о. Михаил указывает своей целью «борьбу с современным безбожием, вольнодумством и сатанинством».

В начале августа 1918 года в Саратове было получено сообщение о казни богоборцами в ночь на 17 июля 1918 года семьи последнего российского императора. 4 августа после Божественной Литургии в Свято-Серафимовском храме отец Михаил совершил краткое молитвенное поминовение убиенного императора и сказал слово о гонениях на веру. 7 августа в «Известиях Саратовского Совета» появилась статья «Проповедь святого отца», которая заканчивалась призывом к Губернской Чрезвычайной Комиссии обратить внимание на это «безобразие» и «принять соответствующие меры».

Сохранилась записка от 26 августа отца Михаила к супруге, просмотренная в тюрьме (на письме стоит соответствующий штамп):

«Дорогая Валентина. Пришли мне, пожалуйста, Библию — мал[ого] формата, катихиз[ис], Оружие правды Варжанск[ого], книгу «О спасении» Арх[иепископа] Сергия [Страгородского]. Из одежды — полукафт[анье] чистое, белье, зубн[ую] щетку. Будьте спокойны. Пусть буд[ут] спокойны и прихожане. Никаких ходатайств не возбуждайте. Будь здорова. Целую всех. Сегодня мною подписан следственный протокол».

В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л.Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В.П. Антонову-Саратовскому "подорвать влияние Церкви". Последний приказал арестовать епископа Германа и весь епархиальный совет и провести показательный судебный процесс.

Священник Михаил Платонов защищал на процессе себя сам, отказавшись от защитника. Отвечая своим обвинителям, он заявил:

«…Обвинителю кажется неприемлемым: признавать всякую власть. А вдруг она окажется в руках людей совершенно негодных грабителей, воров и т.д. Я и такую власть признаю, подобно тому, как деньги, например, находятся они в руках тех или иных людей — они остаются деньгами и ко мне это не относится… (несколько слов не слышно) так я говорил. И вообще обвинитель напрасно говорит, что я приветствую якобы Советскую власть и готов с ней целоваться. Я этого не говорил. Целоваться с Советской властью я не думаю, но признаю ее, как факт и считаю, что я обязан ей подчиняться и повиноваться. Налагает она на меня налоги — я плачу, вызывает в суд — я иду, приходят с обыском — я не противлюсь, а представляю все для осмотра: я не протестую против этого. Но я протестую, когда нарушаются мои христианские права и обязанности. Если бы, например, Советская власть, вместо евангелия Христова, ввела новое евангелие, где говорится «несчастные», вместо «блаженны» — тогда я не соглашусь на это. Пусть меня как ни назовут, что хотят сделают — я этого не послушаюсь. Если же это евангелие, как Христово — тогда в ножки поклонюсь. Затем обвинитель очень раздосадован тем, что я очень спокойно вел вчера себя здесь, что мне предъявляются такие то обвинения и я так спокоен, высказываю свои монархические убеждения. Очевидно, он хочет сказать: ничего этого нет, мол, и это только хотят показать. Но товарищи, я и сейчас спокоен, хотя вы и вынесете мне смертный приговор: разве я сказал, что небо пусто. Я верю, что небо не пусто, что там есть жизнь — и я не верю в смерть. Если вы меня убьете — я буду жить. Если вы говорите, что наука и религия есть что-то противоречивое, — я говорю — нет. Я религию признаю и верю ей на основании науки и разума. <…>

Тот обвинитель, который мне приписывал возмущение народных масс — такое обвинение считаю несправедливым. И вообще в пределах обвинительного акта, считаю себя не виновным. Покаяться мне в том, что я возмущаю народные массы против Советского Правительства — я не могу, потому что нет никакого возмущения, нет возмущенных и нет свидетелей. По этому я считаю себя в возводимом на меня преступлении не виноватым. Больше ничего не могу сказать».

Из последнего слова о. Михаила:

«Один из обвинителей сказал: "настал час суда". Вернее, настал час мести. Обвинитель предлагает мстить нам — "этой черной тройке". Наказание, к которому они нас присуждают — является местью. За что же мне хотят мстить? За то, что я стоял за те религиозно-нравственные основы жизни, которые я печатал в воззваниях и выпусках? <…>

По житейскому рассуждению, я к смерти готов, и если меня страшит смерть, то исключительно потому, что я не чувствую себя подготовленным переселиться туда, куда так великодушно отправляет меня обвинение. <…> Они считают религию предрассудком, а меня считают эксплуататором этой темной, невежественной массы; что мы пользуемся этими предрассудками в своих интересах. Но этого предрассудка я держусь всем сердцем и всею душою своею. И это дает мне полную смелость смотреть прямо в глаза, никого не боясь, ничего не страшась. <…>»

Расстрелян в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища вместе с епископом Германом (Косолаповым) и другими.

Свернуть

Священномученик Феодор Богоявленский (6 июня 1894 — 10 октября 1937)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

В тот день людям сказали, что будут учебные стрельбы за городом, чтобы население не волновалось по поводу выстрелов за городом. Священномученик Феодор был расстрелян 10 октября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Читать подробнее

Священномученик Феодор Васильевич Богоявленский родился в селе Барки Шацкого уезда Рязанской губернии. Отец будущего священномученика Василий Афанасьевич был священником, мать Александра Алексеевна – домохозяйкой, брат Александр Васильевич впоследствии стал священником, служил в храме села Ново-Кирсановское, братья Николай, Иван и Константин по стопам отца не последовали.

Получив хорошее образование в церковно-приходской школе, Феодор Васильевич поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую в июне в 1917 года успешно окончил. С сентября 1917 года он работал счетоводом в кредитном товариществе села Терновое Воронежской губернии, в октябре 1918 года поступил псаломщиком. Ввиду происхождения из духовного сословия, Феодор Васильевич властями был лишен избирательных прав. Вступил в брак с Евгенией Алексеевной. В их семье было пятеро детей: дочь Людмила 1925 года рождения, сын Михаил 1928 года рождения, сын Алексей 1930 года рождения, дочь Надежда 1934 года рождения и младший сын Владимир 1936 года рождения. В феврале 1920 года Феодор Богоявленкий был рукоположен во пресвитеры и служил в нескольких храмах Воронежской области.

6 сентября 1930 года отец Феодор был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и агитации против коллективизации и помещен в тюрьму города Борисоглебска. Виновным себя он не признал. В 21 ноябре 1930 года Особым Совещанием при ОГПУ по Центрально-Черноземной области священник Феодор Васильевич Богоявленский был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.

После освобождения из заключения, с конца 1933 года иерей Феодор служил в Михайло-Архангельском храме села Средний Карачан Центрально-Черноземной области.

14 сентября 1937 года священник был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и посажен в тюрьму города Борисоглебска. 25 сентября 1937 года Особым Совещанием при УНКВД по Воронежской области священник Феодор Васильевич Богоявленский приговорен к расстрелу.

Однако не сразу приговор был приведен в исполнение. Некоторое время после этого отец Феодор находился в концлагере на окраине Борисоглебска, на так называемой Матрешкиной горе.

Свернуть

Священномученик Петр (Полянский) (28 июня 1682 — 10 октября 1937)

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

В 1920 году Патриарх Тихон предложил Петру принять постриг, священство и стать его помощником. Рассказывая об этом предложении брату, Петр Полянский сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».

Шли месяцы и годы, а в положении Местоблюстителя ничего не менялось, разве что условия становились все жестче и строже: его перевели в одиночку Верхнеуральской Тюрьмы Особого Назначения; надзирателям здесь было запрещено куда-либо его выводить, где он мог бы столкнуться с другими людьми.

Краткое житие митрополита Крутицкого Петра слушайте на радио “Вера”.

Читать подробнее

Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье священника. У о. Федора было три сына: Александр, Василий и Петр. Александр уехал в Петербург и служил государственным чиновником. Василий готовился к принятию сана священника. Младший, Петр, учился в Московской Духовной академии, которую окончил в 1892 году и был оставлен при ней помощником инспектора.

Воскресенье, 10 октября 2021 года: что будет в храме?

...Митрополиту Петру было шестьдесят девять лет. От природы могучее здоровье сокрушено за девять лет ссылок и тюрем. Словно надеясь на его скорую смерть, митрополита ставили в невыносимые условия; так прошел почти год одиночного екатеринбургского заключения – без передач, без свиданий с кем бы то ни было, кроме уполномоченных ГПУ и тюремных надзирателей, почти без прогулок. В тюрьме сломались зубные коронки, он обратился к властям, чтобы те вызвали зубного техника, но власти оставили просьбу без внимания. Отсутствие коронок и невозможность хорошенько пережевывать пищу привели к тому, что после каждого приема еды у него случались сильные боли в желудке и в конце концов развился катар. Ночами все чаще стали случаться приступы астмы. Он с тревогой ложился ночью на тюремную койку, с сомнением – встанет ли завтра. Приступы астмы бывали чаще всего после полуночи, сопровождаясь нестерпимыми страданиями. Во время обмороков он падал и подолгу лежал на тюремном полу. Иногда это продолжалось так долго, что входил надзиратель и переносил старца-митрополита на койку.

«Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть, как, например, паралич, уже коснувшийся оконечностей правой ноги, – писал он, – или цинга, во власти которой нахожусь свыше трех месяцев, и испытываю сильнейшие боли то в икрах, точно кто их сжимает туго железным обручем, то в подошвах, – стоит встать на ноги, как в подошвы словно гвозди вонзились. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. С ранней весны вынужден прекратить и ночные выходы. Этому препятствуют приступы удушья (эмфизема), с вечера настолько развивающиеся, что положительно приковывают к месту, бывает, что по камере затруднительно сделать несколько шагов. В последнее время приступы удушья углубились и участились. Неизменно повторяясь каждую ночь, они то и дело поднимают с постели.

Приходится сидеть часами, а иногда и до утра, не ладно делается и с сердцем – тяжелые боли в нем доводят до обморочных состояний... Много раз умолял врача исходатайствовать мне дневные прогулки, лечебное питание взамен общего стола, тяжелого и не соответствующего потребностям организма... но все тщетно, неоднократно и сам обращался к начальству с той же просьбой, и также безрезультатно, а болезни все сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены. Поступите со мной согласно постановлению... отправьте в концлагерь... как ни тяжело там будет, все-таки несравненно легче настоящей одиночки...»

Свернуть

Особенности православного богослужения

В конце каждой литургии все верующие, собравшиеся в храме, поют вслух краткую и самую известную молитву - «Отче наш». Мы разобрали самые распространенные недоумения о молитве, которой научил нас Христос в Евангелии. Ответы вы найдете в нашем материале - «Десять вопросов о главной христианской молитве».

Разобраться в том, когда именно в храме можно петь, вам поможет наша постоянная рубрика «Коротко».


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 5, стихи 1 - 11

Подробнее

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Апостольское чтение:

Второе Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 1 -  10

Подробнее

1Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, 4но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Свернуть

Комментирует священник Павел (Великанов)


Сегодня мы обращаемся в молитве к нескольким святым, мужественно выбравших идти за Христом. Среди них выделяется особо митрополит Крутицкий Петр. В наше время его имя носит Свято-Петровская гимназия, одна из первых православных школ, основанных в постсоветской России. О детских вопросах о Библии рассказывает законоучитель этой школы, священник-спасатель протоиерей Андрей Близнюк.

Редакция «Фомы» желает вам крепкой молитвы в храме - в воскресенье, 10 октября!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
8 октября 2021
Поделиться: