Если задаться вопросом, а что такое грех вообще, то чаще всего можно услышать объяснение, в котором грех сравнивается с преступлением. Существуют некие правила, в нашем случае — заповеди. Их нарушение является грехом, за которым неизбежно следует наказание. Подобный подход очень распространен, однако он довольно ограничен и не передает специфику восприятия греха в православии, где грех не столько преступление, сколько духовная болезнь, церковь — больница, а покаяние — лекарство, надежно излечивающее человека от заболевания. И суть покаяния не в перечислении грехов, а в твердом намерении измениться. Искренне кающийся осознает свою греховность, ненавидит грех и деятельно с ним борется.

Покаяние — это таинство Церкви, которое как все таинства имеет свою внешнюю — видимую и духовную — невидимую стороны. В духовном смысле в таинстве Покаяния душа человека, вставшего на путь изменения жизни и доверившегося Богу, очищается от греха благодатным действием Духа Святого. Внешне это происходит во время исповеди, когда христианин в присутствии священника называет грехи, в совершении которых раскаивается. Для многих нецерковных людей это служит препятствием — они не знают, как подойти к священнику, что говорить, как называть грехи, связанные с интимной стороной жизни. На самом деле на исповеди не нужно стесняться. Во-первых, священник — это только свидетель вашего покаяния перед Богом, Которому вы, собственно, и исповедуетесь. Его можно сравнить и с врачом, через которого Господь совершает таинство и дает нам духовное лекарство. Вы же не стесняетесь врача, к которому приходите на прием, рассказывать о симптомах своей болезни?! Во-вторых, исповедь совершается для вас, и чем проще и яснее вы расскажете о совершенном, тем вам самим будет легче осознать свой грех и раскаяться. Наконец, в-третьих, существует тайна исповеди, и вы можете быть уверены, что ничто из рассказанного вами не станет достоянием других.

А существует ли наказание за грех? Нужно ли пытаться искупить грех, чтобы избежать воздаяния? Действительно, в христианстве есть идея о закономерности воздаяния. Однако мы верим, что Бог по Своей любви к человеку, способен разорвать связь между грехом и его результатами. Мы не можем искупить свои грехи, однако у нас есть надежда. На самом деле искупление уже произошло. Господь Иисус Христос говорит, что пришел именно затем, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Спаситель совершил искупление наших грехов на Голгофе; мы призваны воспринять Его дар через покаяние и веру.

Грех заставляет человека страдать, причиняет ему душевную боль. Но все можно изменить. Нужно только решиться. Господь основал Церковь и установил в ней таинства — особые действия, через которые Он освобождает нас от грехов и дает нам силы для новой жизни. Поэтому нам надо просто прийти в Церковь и принести наши грехи на исповедь. Слово Божие твердо обещает нам, что если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин 1:9). Очистить наши грехи может только Христос.

4
0
Сохранить
Поделиться: