Ложь в христианской картине мира не сводится просто к намеренному словесному искажению действительности, когда человек, отдавая себе отчет в своих действиях, осознанно говорит и распространяет неправду. Это более обширное понятие. В широком смысле ложь — это все, что мешает нам жить по заповедям Божьим, все, что искажает замысел Бога о каждом из нас, что разделяет нас с Ним.

«С Богом нас разделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению», — пишет святитель Николай Сербский. Ложь противостоит истине и правде Божьей. Не случайно Иисус Христос, характеризуя сущность диавола, называет его лжецом и отцом лжи (Ин 8:44).

О лжи мыслью пишет преподобный авва Дорофей, размышляя в своем девятом поучении о проявлениях лжи в жизни человека. Он выделяет ложь словом, жизнью и мыслью. И если с ложью словом все понятно, то два других вида действительно нуждаются в пояснении.

Ложь жизнью состоит в притворстве, когда люди пытаются представить себя перед окружающими лучше, чем они есть на самом деле. «Жизнью своею лжёт тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию», — пишет он.

А ко лжи мыслью прибегает тот, «кто принимает за истину свои предположения», от чего «происходят любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение».

Интересно, что в своих рассуждениях о лжи мыслью авва Дорофей предвосхищает выводы современной психологии о когнитивных или, иначе, мыслительных искажениях (когда, по слову преподобного, человек, «не зная подлинно, придумал то, чего не знал») как причинах дисфункциональных (по сути, греховных) эмоциональных состояний. Когда мы в нашей голове приписываем окружающим мысли и намерения, которые им на самом деле не свойственны, рассматриваем других людей и события не с описательной, а с осуждающей позиции, руководствуемся чувствами и эмоциями при описании реальных событий, практикуем дихотомическое мышление (по принципу «всё или ничего») и другие виды искажений, то создаем вымышленную, фантастическую реальность, которая не имеет ничего общего с реальностью настоящей. Находясь в иллюзорном мире, человек постоянно вступает в конфликт с подлинной реальностью, которая не соответствует придуманному им образу, и в результате впадает в грех уныния, гнева, обиды, зависти и др.

Такая ложь мыслью представляет реальную опасность для нашего духовного состояния, поскольку ее трудно осознать. Если, говоря неправду или притворяясь иным, нежели он есть на самом деле, христианин понимает, что погрешает против правды, то ложь мыслью часто вообще проходит мимо его внимания. Но именно эта ложь, созданная в сознании иллюзия истины, начинает в какой-то момент определять всю жизнь человека, его эмоции, поведение, отношение к другим людям и событиям. «Такой, — пишет авва Дорофей, — когда видит, что другие беседуют, делает свои догадки и говорит: они обо мне беседуют. Если прекращают беседу, он опять предполагает, что из-за него прекратили беседу. Если кто скажет слово, то он подозревает, что оно сказано для оскорбления его. Вообще, в каждом деле он постоянно, таким образом, замечает за ближним, говоря: он из-за меня это сделал, он ради меня это сказал, он это сделал для того-то».

Каким же образом можно бороться с ложью в мыслях? Совет мы находим у того же аввы Дорофея. «Никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения (человеческие) ложны и вредят тому, кто предается им, — советует он, — ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною».

Необходимо всегда проверять свои мысли на их соответствие реальному положению вещей, целенаправленно выявлять свои когнитивные искажения и мыслительные привычки и опровергать их. «Железный» признак лжи мыслью — ухудшение эмоционального фона, связанное с впадением в то или иное греховное состояние. Если нас мучают обида, гнев, уныние, патологическая ревность или зависть, если мы постоянно впадаем в осуждение и злословие, это повод задуматься: а что не так у меня в мыслях?

3
0
Сохранить
Поделиться: