В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос от читателя:
Хожу регулярно в храм, участвую в таинствах и постоянно молюсь о разрешении своих проблем. Но нет чувства радости, благодати, да и помощи в том, о чем прошу, не получаю. Что я делаю не так?
Евгений
На вопрос читателя мы попросили ответить иерея Стахия Колотвина, настоятеля храма Воздвижения Креста Господня в Митине:
Отец Стахий, а насколько вообще нормально приходить в Церковь, чтобы решить свои проблемы? Нет ли здесь противоречия с высшей целью — спасением?
Нет, противоречий здесь никаких нет, да и приходить к Богу за решением своих проблем не только можно, но и нужно. Господь прямо призывает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф 11:28–30). Для верующих этот покой — в пребывании со Христом уже здесь, в земной жизни. Для этого нужно приложить усилия: быть со Христом — значит жить по Его заповедям, искать спасения. Это все непросто, так что обо всем по порядку.
На начальном этапе многие из нас действительно приходят к Богу, только когда что-то случается и нужна помощь. Причем так было во все времена. Да, первыми и самыми верными учениками Христа стали не те, кто ждал чудес, а кто задумался о покаянии, о перемене жизни. Многие же пошли за Христом не потому, что искали вечной жизни и спасения души, но потому, что исцелились или ели хлеб и насытились (Ин 6:26) (речь идет о чуде умножения хлебов, когда Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами. — Ред.).
Но Господь не осуждает нас за немощь: эти чудеса тоже ступенька для построения отношений с Богом на пути к главной цели — спасению. Важно тут не путать цели и задачи. Самая распространенная ошибка в том, что человек ставит себе решение своих земных проблем в качестве цели, а не задачи.
То же самое касается и участия в церковных таинствах: часто люди воспринимают молитву и Причастие как обязательное условие для того, чтобы Господь им помог. Для них они становятся задачами, а не целями. Однако, если вы придете в храм и совершите «ритуал» без искренней веры, ваши земные проблемы не решатся. Ведь часто бывает, что к мощам приложился, такую-то иконку поцеловал, может быть, даже поисповедовался и причастился, а исцеление не получил. Почему это, спрашивается?
Чтобы получить просимое, не обязательно следовать определенному набору правил. Главное — быть в живом общении с Богом, а не механически вычитывать акафист. Вы можете просто искренне помолиться, и Господь услышит Вас.
И одновременно нужно прибегать к таинствам, тоже помня, что это не символические «ритуалы» — это способы именно что живого общения, единения с Богом, которые Он Сам нам подарил: некоторые в годы Своей земной жизни, а некоторые — Духом Святым через апостолов. Они, как и весь богослужебный строй, — это та «протоптанная дорожка», по которой в общении с Богом прошли до нас в Царствие Небесное тысячи и тысячи святых.
Раньше, как вы сказали, люди ходили за Христом и получали исцеление. А почему сегодня Бог не творит столько чудес? Ему что, сложно?
Прежде всего — если вы не видите вокруг себя чудес, это не значит, что они не совершаются. И есть много свидетельств, в том числе и опубликованных в журнале «Фома», когда наши с вами современники рассказывают именно что о чудесном исцелении, разрешении какой-то тяжелой ситуации после обращения к Богу.
При этом не нужно забывать, что даже во время земной жизни Спаситель совершал чудеса не во всех случаях, когда их от Него ожидали. Или вспомните, как сам апостол Павел просил исцеления от болезни у Бога и не получил Его. Но посмотрите, как он на это отреагировал: Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился, — пишет он в Послании к Коринфянам. — Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор 12:7–10).
Богу совсем не сложно исполнить просимое, но дело в другом. Представьте, что Бог наконец услышал ваши молитвы и сотворил чудо — протянул вам руку, вступил с вами в «прямой» контакт. Готовы ли вы к этой встрече со Христом? Готовы ли пойти за Ним, остаться с Ним после сотворенного чуда? Вот тут-то мы все и спотыкаемся: многие из тех, кто приходит в поисках решения своих проблем, — отсеиваются.
Так что, во-первых, запомните: если вы решили обратиться за помощью к Богу и найти решение проблем в Церкви, будьте готовы к тому, что надо будет проявлять неотступность, не сдаваться: молиться, пока проблема не разрешится — а она обязательно разрешится, правда, не всегда тем образом, которым вы ожидали.
Во-вторых, когда проблема разрешится, надо продолжить молиться. Ведь как часто бывает: человек получил просимое, или, наоборот, перестал получать — и отвернулся от Бога. Не забудьте продолжить общение с Богом после полученного «ответа», и поблагодарить Его. Ведь молитва — это не только и не столько «дай», сколько «спасибо Тебе за всё».
Благодарность Господу мы совершаем прежде всего в таинстве Евхаристии, когда хлеб и вино таинственно прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, которых мы причащаемся за литургией. По-гречески «евхаристия» — это благодарение. И эта благодарность Богу должна быть не единичной, а постоянной. Представьте, что человек спас вам жизнь: вы будете благодарны ему постоянно. Именно поэтому благодарный христианин всю жизнь причащается Святых Христовых Тайн.
Какая-то простая схема получается: приходи себе в храм, проси, что надо, не забывай благодарить — и будет тебе счастье?
Не все так просто. Вспомним притчу об исцелении расслабленного. Христос исцелил парализованного человека, а затем сказал ему: «Иди и больше не греши». Иисус не говорит: «греши чуть-чуть» или «греши через раз», а говорит: «больше вообще не греши».
Что же, Господь дает нам неисполнимую заповедь, зная, что даже праведник грешит по восемь раз на дню? Нет. Господь пострадал и наши грехи искупил, оставив средство спасения — покаяние.
Поэтому, если вы обращаетесь к Богу за помощью и ждете от Него чуда, будьте готовы выполнить Его заповедь, больше не грешить, а срываясь в грех, продолжать менять свою жизнь, переосмыслять ее в таинстве Покаяния.
Кроме того, есть еще один момент, который надо учитывать, когда вы просите о помощи и получаете просимое: кому дано, с того и спросится. То есть пока вы не получили какой-то дополнительной помощи от Господа, не почувствовали Его присутствие в вашей жизни, с вас и спрос был меньше. Так что задумайтесь: а брать ли мне этот «кредит»? Смогу ли я оправдать ожидания?
Прямо как в банке: если не отдаешь кредит вовремя, капают проценты. Попросил помощи, а теперь тебе надо в два раза больше отдать…
Возможно, кредит — это не вполне верная аналогия, но без нее мы вряд ли обойдемся, поскольку каждый человек в той или иной степени проходит стадию отношений с Богом, которую можно условно обозначить «Ты — мне, я — Тебе».
Попробуйте сразу же, с порога построить отношения по другой схеме: по любви. У вас ничего не получится, вы еще до этого не доросли. Самая высшая степень любви — это жертвенность, когда вы ничего не требуете, не просите и ничего и не получаете взамен, а только жертвенно любите. Если вы приходите ко Христу не потому, что хотите разрешить свои проблемы, а просто из любви к Нему, к слову Божию, из стремления к вечной жизни, то наш разговор не актуален, слава Тебе, Господи!
Данное утверждение может звучать противоречиво: с одной стороны, у нас получаются рыночные отношения с Богом, а с другой — жертвенные, полные любви. Но это не противоречие. Так бывает и в отношениях между людьми: один человек в паре жертвенно любит, а другой занимает пользовательскую позицию. В наших отношениях с Богом на начальном этапе именно так: Господь нас жертвенно любит, мы этим пользуемся, но всё-таки пытаемся предложить Ему что-то взамен.
Это не значит, что Господь ждет от нас какой-то отдачи. Просто в случае моей немощи и постоянного обращения к Богу за помощью, действительно, единственное, что я могу, — в знак благодарности стараться не грешить. Когда ребенок попытается сделать что-то хорошее для мамы и помоет зеркало, например, он наверняка оставит разводы. Мама может и сама помыть зеркало, она не нуждается в помощи, но ей будет приятен сам факт того, что ребенок стремится ее обрадовать. За этим стремлением стоит любовь ребенка.
Точно так же и мы должны хотя бы постараться проявить свою любовь к Богу. Так что эта стадия отношений по схеме «Ты — мне, я — Тебе» неминуема, ее тоже надо пройти. Но отдавать долг надо не свечами и пожертвованием, а попыткой жить по заповедям Христа.
Выстраивая эти отношения с Богом таким образом, вкладываясь в них, мы сможем перейти на следующий этап и начать жертвенно любить Бога, не думая о том, что бы нам у Него попросить. То есть мы можем либо поменяться и тоже начать жертвенно любить, либо остаться на предыдущем уровне и на протяжении долгих лет считать себя воцерковленным человеком, а в один момент почувствовать, что никакой радости эта церковная жизнь не приносит, махнуть рукой и уйти из Церкви. Это то, что чувствует автор письма.
А почему для решения земных проблем люди в принципе идут в Церковь? Не проще ли сходить к психологу, юристу, врачу?
Все-таки надо понять конечную цель обращения за помощью. Если это сугубо бытовой вопрос, наверное, дело в доверии. Например, одна старенькая одинокая прихожанка нашего храма попросила помочь найти человека, который поменял бы ей замок в квартире, испугавшись, что кто-то малознакомый сделает дубликат ключей и обворует ее. Сегодня очень плохо развиты горизонтальные связи, и некоторые люди действительно видят в Церкви надежду на помощь даже в таком бытовом вопросе.
В этом плане нам, православным христианам, в первую очередь надо развивать горизонтальные связи, ведь нам сказано: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2). Но исполнять эту заповедь тоже нужно с умом. Например, подходит к вам бездомный и просит денег на еду. Правильно будет сказать ему следующее: «Дружище, пойдем, купим тебе поесть, восстановим тебе документы, устроим в Дом трудолюбия, у тебя будет крыша над головой, работа и деньги на еду». Так вы вложите в него силы, время, любовь. Если же вы просто дадите бездомному деньги, вы мало того что вряд ли ему поможете, так еще и рискуете навредить. В таком случае вы никакую тяготу не понесете, не пройдете вместе с этим человеком кусочек его жизненного пути, вы просто откупитесь от него.
Точно так же про наших друзей, знакомых, родственников. Дело познаётся по плодам. Например, приходит к вам племянник и говорит: «У меня не получается решить уравнение». Вместо того, чтобы отправлять его молиться Сергию Радонежскому, уделите ему внимание, помогите разобраться со сложной темой — подарите ему свои время и силы. Да, это непросто, но в этом и есть суть исполнения заповеди.
Именно поэтому благотворительность считается самой простой помощью ближнему. Социальная деятельность — вещь куда более тяжелая. Потому что помочь деньгами, вещами не так сложно, а вот взять и как Господь идти носить тяготы ближнего — не каждому по силам. Но у нас, христиан, больше духовных сил, ведь мы можем опереться на Бога. И как только мы помогаем ближнему, вкладываемся в него, Господь вкладывается в нас. Когда вам самому плохо, вы унываете, лучшим лекарством будет пойти и помочь тому, кому хуже, чем вам. Вашей души коснётся Господь и вы почувствуете, что все испытания можно преодолеть. Вы найдете смысл того, ради чего жить.
К сожалению, мы часто забываем об этой заповеди, и, когда человек приходит в храм, чтобы решить свои проблемы, мы советуем ему начать молиться и просить Бога о помощи вместо того, чтобы взять, и помочь самому. А Господь ждет, что мы сами делами милосердия решим проблемы друг друга. Ведь Господь действует через нас. Как апостол Павел говорит: живу не я, живет во мне Христос (Гал 2:20).
Но в основном люди приходят в Церковь со своими проблемами не для того, чтобы найти их прямое решение, а с просьбой дать духовную оценку определенным событиям или неоднозначным решениям, понять, как справиться с испытанием, не навредив своей душе. При этом важно отметить, что с такими просьбами обращаются к священнику, который уже знает человека, скорее всего — к духовнику.
Вместе с духовником человек пытается найти смысл того, что с ним происходит, ведь зачастую Господь асимметрично решает наши проблемы. Например, вы приходите к Богу и просите исцелить от неизлечимой болезни. А Господь вам отвечает: «Эту болезни я дозволил случиться, чтобы ты пришел ко Мне, переосмыслил свою жизнь, помирился с родным братом, с которым вот уже 10 лет не разговариваешь. Посмотри, ты же именно на фоне проблем со здоровьем задумался об этом, и у тебя камень с души упал!».
Человек раскаивается, мирится с родственниками, и для него даже желание исцеления, как правило, отступает на задний план: выздоравливает ли он, живет ли дальше с миром в душе, но со своей болезнью, или даже радикальный вариант — умирает, но абсолютно счастливым человеком. Просто вопрос счастья для него уже не связан с вопросом здоровья.
Помните: Господь никого не карает. Если Он и попускает проблемы в нашей жизни, это значит, что Он не разочаровался в нас и дает второй шанс пойти по верному пути.
Так как же тогда правильно обращаться к Богу за помощью?
Нужно просить Бога избавить от того, что мешает нашему спасению. Даже в случае болезни слова молитвы могут быть такими: «Господи, я двигаюсь к Тебе, я хочу быть с Тобой, но мне на этом пути мешает моя болезнь. Помоги мне с ней справиться, и я буду дальше идти ко спасению». Так звучит верный настрой.
Да, возможно, Господь не сразу откликнется или откликнется не так, как нам бы хотелось, потому что Он лучше знает, что нам нужно. Но верьте, отклик обязательно будет. Главное, повторюсь, не растерять полученное.
Все-таки не до конца понятно. Вот у человека случилась беда. Он просит решения проблемы у Бога. Что вы ему, как священник, скажете в этот момент? Ведь люди нередко обижаются на Бога, когда их проблемы в Церкви не решаются...
Понимаете, сейчас мы с Вами в беседе стараемся сформулировать некую инструкцию. Но если лично ко мне придет человек в тяжелой ситуации, я, разумеется, буду ему не инструктаж проводить, а прежде всего постараюсь его утешить. Это моя первая задача, как священника. А уже потом, если человек успокоится и будет готов к разговору, я постараюсь объяснить ему все то, о чем мы с вами размышляли выше.
А что еще такого дает Церковь, чего человек не может получить в других местах?
Церковь решает самую главную проблему — поиска счастья. Мы всегда ищем, почему в данный момент несчастливы, даже если в жизни у нас все хорошо.
А в Церкви вы начинаете двигаться в сторону счастья — выстраиваете отношения с Богом, пытаетесь понять, что вас от Него отделяет. А то, что человека отделяет от Бога, и является причиной несчастья.
Более того, если ты во Христе начинаешь жить, ты начинаешь на многое смотреть иначе, замечать то, что ранее ты считал незначительным и само собой разумеющимся, а теперь понял: а ведь и в этом была забота Бога обо мне, это тоже были чудеса, пусть и не такие внешне впечатляющие, которые я просто не видел или даже старался не видеть — ведь, как мы говорили ранее, признать это значит поставить себя перед вопросом: а как ты ответишь на чудо? Благодарностью и изменением себя, рождающим то самое счастье, или же отрицанием, позволяющим оставаться в такой «удобной» позиции жертвы обстоятельств, якобы лишенной всякой помощи Бога?
И конечно, только в Церкви можно решить проблемы взаимоотношений с усопшими людьми: Церковь помогает преодолеть разделение смертью.
Если все упростить, то мы приходим в Церковь, чтобы стать счастливыми?
Можно сказать и так. Но важно понять, что невозможно стать счастливым автоматически, без усилий с нашей стороны. Церковь открывает нам путь к счастью.А вот пойдем мы по этому пути или нет — зависит от нас.
Возвращаясь к вопросу автора письма — помимо уже изложенной проблемы человек не чувствует ни радости, ни благодати, хотя вроде бы и молится. Почему и что ему делать?
Нужно разобраться, в чем причина. В частности, может выясниться, что у человека психическое заболевание, депрессия или какие-то другие психологические проблемы — тогда надо обратиться, соответственно, к психиатру или психологу.
Но чаще всего нам просто надо достать камушек из ботинка. Вы можете хоть 200 поклонов положить, но если не достанете тот самый камушек — боль при ходьбе не исчезнет. Ошибочно не прилагать усилий в поиске разрешения своих проблем.
Бывает, человек молится о налаживании отношений с ближними, а сам ни разу не сделал шаг навстречу, не попросил первым прощения — все продолжает ждать чуда. Или узнал об онкологии, испугался операции, молится, не лечится, а опухоль растет, состояние ухудшается. Или просит о даровании семьи, а сам ни с кем не общается, не знакомится. Помните: важна не только молитва, но и ваши собственные шаги — необходимо ваше соработничество со Христом.
Хорошо, я пришла в Церковь. Начинаю молиться и делать добрые дела. Что дальше? В чем проявляется мое развитие как христианина?
В возрастании в любви. Куда легче любить ближнего, когда ты сам обласкан любовью: домашние тебя любят, коллеги ценят, общество уважает, и ты бодр, здоров, весел, успешен в материальном плане. Только так, разумеется, бывает редко, если бывает вообще. Однако жизнь человека остается неполноценной, если любовь ее не наполняет. А в здоровом общении с источником любви — Богом — человек сможет возрастать в любви, счастье и различных добродетелях, несмотря на окружающий мир, который, по словам Священного Писания, увы, лежит во зле.
После того как вы прошли первую стадию взаимоотношений с Богом по типу «Ты — мне, я — Тебе», нужно задать себе более глобальный вопрос: что же я должен обрести в результате еженедельных походов в храм? Нет, не решение всех бытовых проблем, не машину, не дачу и даже не богатырское здоровье.
Результатом церковной жизни, ее плодами апостол Павел называет любовь, радость, мир, долготерпение, воздержание и кротость. То есть главное, что должно случиться в Церкви, — так это наше с вами внутреннее изменение, преображение.
Церковь меняет и все наше мировосприятие в целом. Так что мы не можем просить Бога что-то изменить в нашей жизни, при этом не меняясь сами.
Можно продержаться в Церкви 10, 20, 30 лет, а потом понять, что вам все надоело и вы ничего не чувствуете. Это значит, что в какой-то определенный момент вы перестали возрастать в любви, духовно развиваться — ваше хождение в храм свелось к выполнению ритуалов.
Но не стоит отчаиваться даже в таком случае. Путь к Богу в Церкви действительно может занять всю жизнь. Ведь он бесконечен. Как бесконечна любовь, совершенство Бога, бесконечны Его чудеса. Соединение с Ним — это и есть вхождение в вечность.
Беседовала Анастасия Саблина