
Для многих удивительно, что понятие «тайна исповеди» сохранилось до наших дней. Более того, оно закреплено на законодательном уровне многих стран. Россия не исключение. Рассказываем в Слайдах «Фомы».
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Неразглашение священником услышанного во время исповеди.
Это не просто церковная традиция или устный договор, а закон, которой четко прописан в церковных документах и в светском законодательстве. Аналогичные правила действуют и в отношении других похожих понятий, например врачебной тайны.
Приблизительно в VI веке, когда в Церкви устоялась практика частной исповеди наедине со священником.
До этого верующие каялись вслух перед всей общиной, но для новообращенных христиан это становилось соблазном.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N125-ФЗ:
«Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».
Уголовно-процессуальный кодекс РФ: пункт 4 ч. 3 ст. 56: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди».
Гражданско-процессуальный кодекс РФ: пункт 3 ч. 3 ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».
«Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди»,
— «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (официальный документ Церкви, который регулирует ее отношения с государством и обществом).
Не совсем. Если священник узнал о готовящемся преступлении, он должен переубедить человека. В первую очередь это касается убийств, террористических актов, преступных приказов во время войны.
В этом случае священник может, не раскрывая личности человека, сообщить тем, кому угрожает опасность. В трудных случаях священник обращается к епархиальному архиерею за советом.
Да. В XVIII веке при императоре Петре I государство пыталось ввести практику доносов в Тайную Канцелярию. Согласно «Духовному регламенту» 1721 года священнослужитель должен был доносить о возможности преступления против государства: измена, бунт, покушение на честь и здоровье государя и его семьи. Нововведение было воспринято негативно и на деле не получило широкого распространения.
Нет. Это понятие касается только священнослужителя. Сам человек может открыто и публично покаяться в своих грехах, препятствий этому нет.
Разглашение тайны исповеди — тяжелый грех перед Богом. Тяжесть наказания определяет священноначалие руководствуясь 120-м правилом «Номоканона» (сборник церковных канонов и правил). Согласно ему виновный в разглашении отлучается от служения на три года и «творит на всяк день поклонов 100». При этом за архиереем сохраняется возможность несколько смягчить наказание в зависимости от ситуации.
Читайте также:
Зачем мне исповедь, если не в чем каяться
Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи
Как проходит исповедь в православном храме
Что касается 8 пункта "Касается ли тайна исповеди кающегося?"
Это не совсем так. Косвенно касается -- в том плане, что кающийся не должен раззванивать сказанное ему исповедующим священником. Цитата с Азбуки: "Не принято рассказывать окружающим о епитимиях и рекомендациях данных священником, дабы не ввести кого-либо в соблазн. Священник назначает духовные лекарства исходя из внутреннего состояния кающегося, поэтому для исцеления одного и того же греха к разным людям могут применяться разные средства".