Зачем была нужна искупительная жертва Христа?
Elf-8

Зачем была нужна искупительная жертва Христа?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте Диалог с атеистами: православные аргументы.

Вера в человеческое жертвоприношение, которое должно спасти людей от каких-то великих бед, свойственна самым диким и примитивным племенам.

Если мы говорим о жертвоприношениях пленных, то аналогии тут просто нет, потому что Жертва Христа была полностью добровольной. Но если речь идет о добровольных жертвах — каковые тоже бывали у язычников — то тут стоит поговорить подробнее.

В пьесе африканского драматурга Вола Соинки «Смерть и Королевский Конюшний» африканец по имени Элесин должен принести себя в жертву, чтобы, согласно местным верованиям, отвратить беду от своего племени. Британский колониальный чиновник пытается отговорить его, но Элесин отвечает, что когда он учился в Лондоне, он видел, как капитан корабля пожертвовал своей жизнью ради спасения пассажиров, и его прославляли как героя. Значит, и британцы понимают, что отдать жизнь за других — достойное дело!

Элесин ошибается не в том, что умереть ради спасения ближних — достойное дело. Просто эта жертва в данном случае не нужна, местные верования просто ошибочны. Поэтому мы можем порицать у язычников эти ложные верования, но никак не само представление о добровольной жертве, которая спасает других.

Но это представление о разъяренном Боге, который все никак не успокоится и собирается ввергнуть грешников в ад, пока не отдаст на страшную смерть Своего Сына — разве оно не нелепо и не отвратительно?

Конечно, нелепо и отвратительно. Потому что это карикатура. Нелепо было бы представлять Бога в виде сильно раздраженного человека, который ищет, на ком бы сорвать зло и, сорвав, несколько успокаивается. Наш гнев — это бурная и, чаще всего, неадекватная эмоциональная реакция против того, что нас раздражает. Нам часто приходится сожалеть о словах или поступках, до которых нас довел гнев. Как говорит апостол, «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20) Когда мы гневаемся, мы желаем причинить вред другим людям, заставить их страдать, может быть, даже хотим их уничтожить.

Приписывать все это Богу было бы нелепо. Бог никогда не желал, не желает и не может желать зла и вреда своему творению. Само Искупление есть проявление Божией любви в грешникам.

Но если Бог любит грешников, почему бы Ему просто не простить их грехи, без всякой искупительной жертвы? Мы же, люди, можем прощать наших обидчиков, не требуя компенсации.

Под «прощением» мы можем иметь в виду две разные вещи. Во-первых, мы можем говорить об отказе от ненависти и вражды по отношению к нашим обидчикам. Вот мы кипятились, строили планы страшной мести, смаковали в своих мечтах, как заставим наших врагов поплатиться, а потом остыли и решили не мстить. В этом смысле Богу не было нужды нас прощать — Он никогда не имел и не имеет вражды и ненависти к Своему творению.

Во-вторых, об отмене приговора, как мы бы сказали сегодня, «амнистии». Судья выносит правосудный приговор не потому, что он питает ненависть к подсудимому или кипятится от гнева, если бы это было так, сам приговор был бы неправосудным. Он выносит его с целью восстановления справедливости. Как говорит Писание, «правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор 25:1).

Большинство из нас не являются судьями, и обязанность поддерживать справедливость на нас не лежит. А если бы лежала, мы бы просто не могли бы взять и отменить законный приговор просто потому, что преступник вызвал нашу симпатию. В этом случае мы бы оказались коррумпированными судьями.

Бог не поступит как коррумпированный судья — Он есть Судия праведный. Мы можем быть избавлены от осуждения только таким путем, который был бы сообразен Его праведности.

Чтобы понять это, вспомним другой вопрос, который часто ставят: христиане говорят, что любые люди, в том числе самые чудовищные злодеи могут войти в рай, если они покаются и уверуют во Христа. Но не будет ли чудовищной несправедливостью, что злодеи, принесшие много зла и горя, будут оправданы и приняты Богом? Будет, но не только в отношении злодеев, которых нам легко счесть злодеями, - в отношении любого грешника. Бог не может ни оправдать, ни принять, ни проигнорировать грех.

Поэтому, хотя Бог любит и всегда любил нас, грех должен быть искуплен.

Но какой смысл в том, чтобы предавать невиновного смерти за грехи виновных? Разве это, само по себе, не вопиющая несправедливость?

Конечно, было бы несправедливо, если бы Ивана оштрафовали за проступок, который совершил Петр. Вот если Иван добровольно выплачивает штраф за Петра — в этом нет несправедливости, это акт милости.

Приведу пример, который я прочитал в одном из комментариев на послание к Римлянам. Эта история, которую рассказал офицер, в позапрошлом веке служивший на Кавказе. В одном селении начался голод. Обнаружилось, что кто-то ворует еду из общих запасов. Местный князь объявил, что вор, когда попадется, получит пятьдесят плетей. Вор попался — это оказалась престарелая мать князя.

Если бы князь отказался исполнить свое повеление, он навсегда потерял бы уважение односельчан, как человек пристрастный, несправедливый и неверный своему слову; всякий порядок в селе бы рухнул. Но он, понятно, не желал подвергнуть бичеванию родную мать.

Тогда он нашел выход — да, она должна получить свои пятьдесят плетей. Но он как сын может закрыть ее своим телом. Так он и сделал — пятьдесят плетей пришлись по нему.

Другой пример. Мужчина берет в жены женщину с огромными долгами. Хотя он их не делал, ему придется их выплачивать — потому что он признал ее своей и, следовательно, ее долги — своими.

В акте Искупления Христос добровольно признает виновных и испорченных, осужденных, отверженных и проклятых грешников Своими — и их осуждение, отвержение и проклятие Своими.

Как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3:13).

Христос умирает смертью проклятого на Кресте и в этой смерти полностью совершается осуждение нашего греха; этой смертью оно полностью исчерпано и нам приобретено полное прощение.

Как говорил святой Максим Исповедник, «невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8).

Почему говорят о ходатайстве Христа за нас? Разве Бог Отец не любит людей, Его приходится упрашивать?

Действительно, апостол говорит о том, что Христос ходатайствует за нас и поэтому мы можем быть уверены, что избавлены от осуждения.

Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:33, 34).

Цель этого ходатайства не в том, чтобы «смягчить» Бога, который всегда и неизменно любит все свое творение и людей особенно, и не в том, чтобы «напомнить» Ему о нашем деле (что было бы излишне, ибо Он обладает всеведением), но в том, чтобы даровать грешникам мир, прощение, общение с Богом и все блага спасения так, чтобы это было сообразно праведности Божией.

Мы всех этих благ никоим образом не заслужили. Но их для нас заслужил Христос. Мы не заслужили войти в рай — но Христос заслужил ввести в рай всех, кто принадлежит Ему.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (58 голосов, средняя: 4,66 из 5)
Загрузка...
24 октября 2017
Поделиться:

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Алекс, согласен с вами, хорошо сказано!

  • Алекс
    Алекс2 месяца назадОтветить

    Кто и сколько спасутся , никто не может знать! Называть любые цыфры даже приблизительные, это значит знать планы Бога, что само по себе звучит смешно. Я думаю что если Бог желает спасения всем ,то он в состоянии это осуществить . Не смотря ни на какую свободу воли. Тем более что спасенные никогда не скажут , давай отправляй нас назад в ад потому что нас спасли без нашего согласия и нашей свободы воли. Мы люди спасаем самоубицй и они потом благодарят за свое спасение, так и Бог может спасти нарушив свободу воли, и все спасенные скажут спасибо.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, ревнители верят, что вне Церкви нет спасения. После ухода в раскол почти всех греков и многих украинцев на православных приходится лишь пара процентов людей на Земле, а если и среди нас не все спасаются, то спасаемых вовсе мизер. Плоха вера ревнителей, по ней Бог слаб и/или жесток (равнодушен), если спасает лишь столь мизерную долю людей.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Считаете ли Вы себя ревнителем? Если нет, то почему опираетесь на данные, полученные исходя из анализа мировоззрения, к которому не относитесь? Очень странно аргументировать свою точку зрения позицией, которую Вы не разделяете.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Да и чисто статистически, если Бог спасает только 1%, то вряд ли хоть вы, хоть я в этот процент войдёте. Такая вера порождает уныние или тешит гордыню, если счесть себя лучшим из лучших.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Откуда берется эта цифра? Если это просто лично Ваши теоретические прикидки, основанные на Ваших личных наблюдениях и только на них, то Вы конечно имеете на них полное право, но обсуждать их всерьез с кем-то, кто имеет отличную от Вашей теоретическую базу не имеет никакого смысла.

  • Денис
    Денис2 месяца назадОтветить

    Кузнецов Михаил, "если 97%, 98%, 99% или тем более 100% людей попадает в Ад, причём навечно, то Сатана сильнее Бога или по крайней мере люди ему нужнее", будьте добры, обратите внимание на последние слова цитаты. Насчёт творение не может превзойти творца. Так созданные людьми ИИ уже во многом нас превосходят от банального поднятия тяжестей по сложнейший вычисления. Да и станете ли вы сами опровергать то, что Сатана превзошёл Творца в злодействе? Главное же, что толку мученикам Ада от превосходства Бога над Сатаной по суммарной мощи, если они с бесами в Аду навечно?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      ИИ превосходят человека в некоторых видах человеческой деятельности, примерно так же как автомобили превосходят человека в скорости, а пневматические молотки - в силе удара. О полноценном тотальном превосходстве речь не идет и никогда не будет, у нас уже был с Вами этот разговор, где я ссылался на статьи технических специалистов в этом вопросе. Сатана не может превзойти Бога в злодействе хотя бы потому, что Бог не творит зла. Вы опять ушли от вопроса, поэтому я повторю - как Ваши утверждения связаны с моим вопросом о том, откуда взялась цифра в 99%? Пока здесь не будет никаких прояснений, исходящий из этого вопрос о "кому люди нужнее" не имеет никакого смысла.

  • Алекс
    Алекс2 месяца назадОтветить

    Если Христос воскрес , то чем он тогда пожертвовал? Ненужным ему человеческим телом? Таких тел Он может наделать себе сколько угодно,и воплощатся в них хоть каждый год и жертвовать ими. Это похоже на экстримальное путешествие на землю в человеческом теле но никак не на жертву.Жертва это когда лишаются не тела а жизни и не воскресают больше никогда как жертвенные животные.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      В православном понимании Христос - не полубог, и не Бог в теле человека, а одновременно и истинный Бог и настоящий человек. И умирал Он как обычный человек, и боялся этого как обычный человек (вспомните молитву о Чаше), и многое другое пережил как обычный человек. Ваш вопрос можно адресовать так же и мученикам, и всем тем, кто отдал свои жизни за ближних - в чем вообще их подвиг, если мы знаем, что смерть это не конец?

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё