Правил, запрещающих прикладываться к иконам после причастия, не существует. Вопрос в другом — зачем человеку, только что принявшему Тело и Кровь Иисуса Христа, бежать прикладываться к иконам, хотя бы и очень почитаемым?

Кроме того, обычно по время причащения люди, во избежание столпотворения движутся по определенной траектории: к чаше, затем к столику с запивкой и далее перемещаются ближе к притвору. Поэтому, чтобы не вносить в эту упорядоченность элементы броуновского движения, лучше не совершать лишних, даже и весьма благочестивых действий, пробираясь к иконе через ряды причастников и молящихся. Всегда можно подождать, пока завершится богослужение, и после этого подойти к чтимому образу.

Во время пандемии вопрос о целовании икон приобрел еще и санитарно-гигиеническое измерение. Так, в документе Священного Синода, принятом еще в первую волну коронавируса, верующим рекомендуется воздерживаться от лобзания священных предметов и рук священнослужителей. Сейчас, когда мы переживаем очередную острую фазу распространения инфекции, эти правила вновь приобретают актуальность. Поборникам «древлего благочестия» нужно понять, что профилактические меры в период пандемии — не признак маловерия, а необходимая предосторожность, которая применялась во все времена истории Церкви. Интересующиеся могут обратиться к Настольной книге для священно-церковно-служителей, составленной С. В. Булгаковым в 1892 году, где был собран и обобщен практический опыт епархий Русской Церкви, в том числе, связанный с соблюдением санитарно-гигиенических норм во время эпидемий.

Изменение внешней стороны церковного благочестия, которое притом носит временный характер, не должно влиять на духовную жизнь верующих. Необходимость воздержания от привычных ранее действий не делает нашу молитву и веру слабее, ничего не меняет в наших отношениях с Богом. Возможно даже, что переживаемое сегодня время даст людям встряску, побудит глубже задуматься о том, что есть духовная жизнь, правильно расставить приоритеты. Что лучше — во что бы то ни стало приложиться к иконе, или, подобно евангельскому мытарю постоять в сторонке и смиренно помолиться (в том числе о прекращении эпидемии)? Вопреки всему облобызать чашу, или проявить смирение перед предписаниями священноначалия? Возмутиться новыми правилами дезинфекции во время причастия и по этой причине отказаться причащаться, или по-прежнему, несмотря на изменившиеся внешние условия, благоговейно подойти к чаше и принять Тело и Кровь Спасителя? И даже если кому-то продолжает казаться, что в нынешних мерах предосторожности проявляется наша человеческая слабость, вспомним, что апостол Павел, один из величайших светильников веры, для немощных был как немощный (1 Кор. 9, 22) и советовал христианам сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1).

Читайте также:

Не поцеловала Чашу, Причастие действительно?

Эпидемии и заразные болезни: как причащали священники в XIX веке?

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

7
0
Сохранить
Поделиться: