Существуют ли правила, запрещающие после Причастия прикладываться к иконам? – Православный журнал «Фома»
Существуют ли правила, запрещающие после Причастия прикладываться к иконам?
Фото: publika.md

Существуют ли правила, запрещающие после Причастия прикладываться к иконам?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Правил, запрещающих прикладываться к иконам после причастия, не существует. Вопрос в другом — зачем человеку, только что принявшему Тело и Кровь Иисуса Христа, бежать прикладываться к иконам, хотя бы и очень почитаемым?

Кроме того, обычно по время причащения люди, во избежание столпотворения движутся по определенной траектории: к чаше, затем к столику с запивкой и далее перемещаются ближе к притвору. Поэтому, чтобы не вносить в эту упорядоченность элементы броуновского движения, лучше не совершать лишних, даже и весьма благочестивых действий, пробираясь к иконе через ряды причастников и молящихся. Всегда можно подождать, пока завершится богослужение, и после этого подойти к чтимому образу.

Во время пандемии вопрос о целовании икон приобрел еще и санитарно-гигиеническое измерение. Так, в документе Священного Синода, принятом еще в первую волну коронавируса, верующим рекомендуется воздерживаться от лобзания священных предметов и рук священнослужителей. Сейчас, когда мы переживаем очередную острую фазу распространения инфекции, эти правила вновь приобретают актуальность. Поборникам «древлего благочестия» нужно понять, что профилактические меры в период пандемии — не признак маловерия, а необходимая предосторожность, которая применялась во все времена истории Церкви. Интересующиеся могут обратиться к Настольной книге для священно-церковно-служителей, составленной С. В. Булгаковым в 1892 году, где был собран и обобщен практический опыт епархий Русской Церкви, в том числе, связанный с соблюдением санитарно-гигиенических норм во время эпидемий.

Изменение внешней стороны церковного благочестия, которое притом носит временный характер, не должно влиять на духовную жизнь верующих. Необходимость воздержания от привычных ранее действий не делает нашу молитву и веру слабее, ничего не меняет в наших отношениях с Богом. Возможно даже, что переживаемое сегодня время даст людям встряску, побудит глубже задуматься о том, что есть духовная жизнь, правильно расставить приоритеты. Что лучше — во что бы то ни стало приложиться к иконе, или, подобно евангельскому мытарю постоять в сторонке и смиренно помолиться (в том числе о прекращении эпидемии)? Вопреки всему облобызать чашу, или проявить смирение перед предписаниями священноначалия? Возмутиться новыми правилами дезинфекции во время причастия и по этой причине отказаться причащаться, или по-прежнему, несмотря на изменившиеся внешние условия, благоговейно подойти к чаше и принять Тело и Кровь Спасителя? И даже если кому-то продолжает казаться, что в нынешних мерах предосторожности проявляется наша человеческая слабость, вспомним, что апостол Павел, один из величайших светильников веры, для немощных был как немощный (1 Кор. 9, 22) и советовал христианам сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1).

Читайте также:

Не поцеловала Чашу, Причастие действительно?

Эпидемии и заразные болезни: как причащали священники в XIX веке?

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (34 голосов, средняя: 4,76 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Catilina
    Catilina4 месяца назадОтветить

    Андрей, не нагнетайте. Сергей, у греков считается Чаша по причине величайшей Святыни также величайшей Святыней, которую мы и касаться не должны. Не по причине функциональной.

    • Радик
      Радик4 месяца назадОтветить

      В момент становления Христианство на Руси сильно переплеталось с язычеством.
      И до сих пор во многих сильнее почитание святынь, а не Святых, икон, а не Господа и Святых, на них изображенных.
      И интернет пеструет подобным:
      - Эта икона чудодейственная;
      - Эта молитва самая сильная;
      и подобная бесовщина.
      Молиться надо вдумчиво, чтобы каждое слово было осмысленным.
      В иконах надо видеть не икону, а Господа и Святых,на них изображенных, и молиться и почитать Их, а не рамку и картинку.
      И к написанному. Есть народная мудрость: знал бы где упадешь, соломки бы постелил. Священный Синод побеспокоился о нас, а мы что?..
      Многие продолжают по другой призказке: пока гром не грянет, мужик не перекреститься.
      Храни нас всех Господь Бог

  • Сергей
    Сергей4 месяца назадОтветить

    Не рекомендуется, так как частицы причастие могут оставаться на губах, а к святым дарам нужно трепетно относиться

  • Catilina
    Catilina4 месяца назадОтветить

    Наталия, вот Чехов писал о нас "хмурый северный народ":) а уж отчего - ... Может, отсутствие любви, а может - витамина D по причине малосолнечности, на юге у них - и самоубийств нет, а на севере люди падают как мухи.

  • Андрей
    Андрей4 месяца назадОтветить

    Как всегда, название об одном, а статья о другом. Как в анекдоте, где студент не смог ответить на вопрос билета о слоне, а знал только о мухах.
    Коллаборационисты, оставьте людей в покое.
    " Адама сотворил, про прививку позабыв?
    И Христа привьём вакциной, чтобы он слушался Кирилла"

  • Наталья
    Наталья4 месяца назадОтветить

    Катилина, "Вероятно, от избытка в национальном характере природной чувственности, , которой необходим какой-то выход в материальной форме." Скорее, наоборот, от недостатка проявления любви друг к другу в реальной жизни. От боязни быть самим собой в хорошем смысле, конечно. У нас и улыбаются друг другу нечасто. А так - к иконе приложиться...с мыслью,что Господь или святой видит, понимает, жалеет тебя. Тяжела жизнь у нас, это некая компенсация, возможно.

  • Catilina
    Catilina4 месяца назадОтветить

    Просто небольшое замечание - в греческих Поместных Церквях не дают прикладываться к краю Чаши, считая себя недостойными, к иконам не принято, лишь к мощам святых. А у нас все наоборот - обнимание/лобызание всего в храме и вокруг храма. Вероятно, от избытка в национальном характере природной чувственности, , которой необходим какой-то выход в материальной форме.