Как византийский император написал церковный гимн, который звучит в храмах уже почти полторы тысячи лет.
Великий законодатель, градо- и храмостроитель, с одной стороны, а с другой — правитель, оставивший после себя огромную, но истощенную империю. Его называли как мудрым, так и хитрым и коварным. Он мог быть неоправданно жесток, но в то же время в его дворце получили убежище представители противного ему религиозного течения. О нем можно найти критические отзывы как о человеке, в душе которого «природа поместила все дурное, собранное у остальных людей». При этом известно, что он был глубоко верующим и старавшимся жить благочестиво человеком.
Он, кажется, во всем был противоречив. Кроме своего стремления следовать единственному верному учению о Боге.
Юстиниан I стал преемником своего дяди-императора. Чтобы жениться, будущий правитель даже поменял закон. Дело в том, что его возлюбленная в прошлом была цирковой артисткой, а знатным лицам до этого было запрещено брать в жены женщин из низших сословий и тем более актрис. Кроме того, до определенного момента она зарабатывала распутством и блудом, но к моменту встречи с супругом раскаялась и изменила свою жизнь. Влияние на нее оказало знакомство с монофизитами — сторонниками ереси, осужденной на IV Вселенском Соборе в г. Халкидоне, которая признавала в Иисусе Христе только Божественную природу и отрицала Его человечество.
Феодора разделила со своим мужем царскую власть, и многие решения принимались ею или под ее влиянием. В трудные моменты она становилась опорой для Юстиниана, а где-то была решительней, чем он.
Но в вопросах веры в императорской семье не было полного согласия.
Жена по-прежнему покровительствовала монофизитам, в то время как муж противостоял им на государственном уровне. В то время как сторонники этого учения преследовались по всей стране, в царском дворце некоторые из них жили под защитой императрицы и с молчаливого согласия императора. Он же все больше углублялся в церковные вопросы и искал путь преодоления разлада и непонимания среди христиан.
В отличие от другого знаменитого правителя, царя Давида, автора множества прославлявших Бога поэтических текстов, входящих в современное богослужение, Юстиниан предпочитал богословские письма, беседы и диспуты. Однако главным его ответом и аргументом в религиозных спорах того времени стало в итоге песнопение — гимн «Единородный Сыне»:
Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!
В этом коротком тексте, выражающем учение Церкви о спасении, озвучен сформулированный на Халкидонском Соборе, но не принятый крайними монофизитами догмат о двух естествах во Христе: «непреложно вочеловечивыйся». И рядом же стоит не противоречащая этому утверждению, но при этом близкая и понятная отрицателям человеческой природы Христа формулировка о Единстве Бога в Трех Лицах — «Един Сый Святыя Троицы».
Таким образом, написанный и введенный в богослужебную традицию императором Юстинианом в первой половине 530-х годов тропарь был не только хвалой Господу, но также попыткой, не уступая, примирить религиозных оппонентов.
Инициированный императором Пятый Вселенский Собор не принес полного согласия, а сам он до конца жизни искал верный ответ. В последние годы он даже был склонен принять одно из направлений спорного учения. Но Православная Церковь считает, что и император, и его супруга, которую он пережил на 17 лет, перед смертью покаялись в своих ошибочных представлениях, и теперь 27 ноября вспоминает святого правоверного царя Юстиниана и царицу Феодору. А гимн «Единородный Сыне» уже много столетий звучит в начале каждой литургии в церквях византийского обряда, признающих решение Халкидонского Собора. Кстати, услышать его можно и в отделившихся т.н. Дохалкидонских Церквях (например, в Сирийской и Армянской), богословский диалог с которыми продолжается по сей день.