Первая неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 9 марта 2025 года: что будет в храме?
Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия — верующие вспоминают завершение периода иконоборческой ереси, которое произошло в 843 году. Также 9 марта Церковь чтит Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи, память преподобного Еразма Печерского и чествует Кипрскую (Стромынскую) икону Пресвятой Богородицы.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 9 марта.
Воскресенье, 9 марта 2025 года, Торжество Православия
Воскресенье 9 марта в 2025 году — это праздник Торжества Православия, иными словами, победы Церкви над ересями и восстановления почитания святых икон, установленного Константинопольским Собором в 843 году. Собор завершил период иконоборчества, которое заключалось в отрицании почитания икон: неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира» привела к признанию святых образов идолами. В VIII веке иконоборчество на время стало в Византийской империи господствующей идеологией, которую разделяли и поддерживали не только светские, но и церковные власти. Гонениям подверглись все почитатели икон, особенно монахи. Иконы, фрески, мозаики, расписные алтари уничтожались, за их почитание грозили не только ссылка и тюрьма, но иногда пытки и казнь.
В 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе иконоборчество было объявлено ересью, но после короткого периода относительного затишья иконоборцы вновь подняли голову. Волнения и споры продолжались до конца правления византийского императора Феофила. Сам он был иконоборцем, однако его супруга царица Феодора почитала иконы. После смерти мужа она встала во главе Византийского государства и восстановила иконопочитание. Царица Феодора созвала Собор в Константинополе, на котором иконоборцы были преданы анафеме. Участники Собора подтвердили православное учение об иконе, ранее уже провозглашенное VII Вселенским Собором.
В Церкви существует традиция праздновать Торжество Православия в конце первой недели Великого поста, поскольку в 843 году этот праздник пришелся на первое великопостное воскресенье. В тексте службы Торжества Православия провозглашается победа Церкви над ересями, и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов.
Подробнее о значении Торжества Православия и иконопочитании читайте в наших материалах:
- Торжество Православия: во что мы верим?
- Что бывает, когда Церковь втягивают в политику
- Иконоборчество: почему возникло и почему проиграло?
- Торжество Православия: итог личной жизни во Христе
- С какими ересями боролась Церковь в первые века своей истории?
- Иконы или идолы: почему православные почитают святыни?
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный, глас 4
Светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мирови велию милость.
Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»
Песнопения Недели Торжества Православия
Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Кондак Недели Торжества Православия, глас 2
Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но, исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.
Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
Литургия Василия Великого
В воскресные дни Великого поста совершается литургия святителя Василия Великого, которую служат всего лишь 10 раз в году (семь из них — во время Великого поста). Во время воскресной литургии на проскомидии заготовляются три агнца (агнец — хлеб кубической формы, который вырезают из большой просфоры с крестом и печатью IC XC NIKA. Во время литургии он становится истинным Телом Христа Спасителя). Один агнец для воскресной литургии 9 марта и два для литургий Преждеосвященных Даров 12 и 14 марта.
Последование Недели Православия
В воскресенье 9 марта к литургии святителя Василия Великого присоединяется чин Торжества Православия — особая служба с чтением Апостола и Евангелия, вероучительных текстов, молитвами, пением тропарей, провозглашением многолетий. Ее составили в IX–Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями.
В современной практике это последование совершается, как правило, только в кафедральных соборах и многоклирных храмах. После литургии все духовенство выходит из алтаря на середину храма перед иконами Спасителя и Богоматери, которые лежат на аналое. Читается псалом 74, просительная ектения, и после тропарей звучат отрывки из Священного Писания:
Послание апостола Павла к Римлянам, глава 16, стихи 17–20
Братие, молю вы, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых. Ваше бо послушание ко всем достиже: радуюся же еже о вас: хощу же вас мудрых убо быти во благое, простых же в злое. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, аминь.
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 10–18
Рече Господь: блюдите, да не презрите единаго [от] малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну видят Лице Отца Моего Небеснаго. Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблуждшия? И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти незаблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем: аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего. Аще ли тебе не послушает, поими с собою паки единаго или два: да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех.
Священник произносит молитву:
Всевышний Боже, Владыко и Содетелю всея твари, наполняяй вся величеством Твоим и содержаяй силою Твоею! Тебе, Вседаровитому Господу нашему, мы, недостойнии, благодарение приносим, яко не отвращаешися нас беззаконий ради наших, но паче предваряеши ны щедротами Твоими. Ты ко избавлению нашему послал еси Единороднаго Твоего Сына и благовестил безмерное Твое к роду человеческому снизхождение, яко хотением хощеши и ожидаеши, еже обратитися нам к Тебе и спасенным быти. Ты, снизходя к немощи нашего естества, укрепляеши нас всесильною Святаго Твоего Духа благодатию, утешаеши спасительною верою и совершенною надеждою вечных благ и, руководствуя избранных Твоих в горний Сион, соблюдаеши, яко зеницу ока. Исповедуем, Господи, великое Твое и безприкладное человеколюбие и милосердие. Но, видяще многих поползновения, прилежно Тя, Всеблагий Господи, молим: призри на Церковь Твою и виждь, яко Твое спасительное благовестие аще и радостно прияхом, но терние суеты и страстей творит оное в неких малоплодно, в некиих же и безплодно, и по умножению беззаконий овии ересьми, овии расколом противящеся евангельской Твоей истине, отступают от достояния Твоего, отревают Твою благодать и повергают себе суду Твоего Пресвятаго Слова. Премилосердый и Всесильный, не до конца гневаяйся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляющи Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего, Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слух, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати Лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего; подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и о спасении и обращении заблуждающих попечение их духом евангельским раствори, да Тобою вси руководими, достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь, и тамо с лики чистейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Затем диакон возглашает:
Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса Един.
Православия день празднующе, православнии людие, наипаче прославим Виновника всех благ Бога, Иже Сый благословен во веки. Сей Бог наш, промышляя и утверждая возлюбленное Свое достояние — Святую Церковь, праотцев, преступлением отпадших, утешая неложным Своим словом, еще в раи основание ей положи. Сей Бог наш, руководствуя ко оному спасительному обетованию, не прикровенна Себе остави, но хотящее быти спасение провозвести первее чрез отцев и пророков, живописа различными образы. Сей Бог наш, многочастне и многообразне древле глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Имже и веки сотвори, Иже возвести Отчее о нас благоволение, откры таинства Небесная, увери силою Святаго Духа о истине благовестия, посла апостолы во весь мир проповедати Евангелие Царствия, утверди оное различными силами и чудесы. Сему спасительному откровению последующе, сего благовестия держащеся,–
Веруем во Единаго Бога Отца… (произносится Символ веры)
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди.
Еще же Соборы святых отец и их предания и писания, Божественному Откровению согласная, приемлем и утверждаем.
Далее возглашается вечная память почившим патриархам, митрополитам, епископам, равноапостольным Константину, Елене, князю Владимиру и княгине Ольге, пострадавшим и убиенным православным христианам за православную веру и Отечество, всем православным христианам, в истинной вере и благочестии и в надежде воскресения скончавшимся. Звучит многолетие Патриарху Кириллу и другим патриархам, правящему архиерею, богохранимой стране нашей, властям и воинству и всем православным христианам.
В конце чина Торжества Православия поется хвалебный гимн, написанный святителем Амвросием Медиоланским:
Тебе, Бога, хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны суть Небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь: Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси; Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева; Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное; Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечней славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки. Во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя; на Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь.
Во время пения все священнослужители по очереди подходят поклониться иконам Спасителя и Пресвятой Богородицы в центре храма, затем подходят все прихожане, читаются благодарственные молитвы по Святом Причащении и богослужение заканчивается.
Чтение Евангелия
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43–51
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?
Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 2–15
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Апостольское чтение
Послание апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24–26, 32 — глава 12, стих 2
Комментирует священник Стефан Домусчи
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими;
иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Второе послание апостола Павла к Коринфянам, глава 4, стихи 6–15
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Традиции богослужения
В первое воскресенье Великого поста после литургии служится чин Торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается победа над иконоборцами и всеми когда-либо существовавшими ересями.
День памяти святых
Первое (IV) и Второе (452) Обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Иоанн Предтеча — самый знаменитый святой Православной Церкви. Ему посвящено несколько праздников. Первое обретение его главы произошло в первой трети IV века монахами-паломниками на Святую Землю, второе — в 452 году архимандритом монастыря Маркеллом. В обоих случаях Иоанн Предтеча сам в видении являлся людям и показывал место сокрытия своей главы.
Подробнее о величайшем пророке Православной Церкви читайте в наших материалах:
Преподобный Еразм (около 1160)

Преподобный Еразм вкладывал свое имущество в создание и украшение икон Киево-Печерской лавры, а затем сам стал иноком. Но вскоре впал в искушение от мысли, что лучше было бы раздать имение нищим. Тогда он начал жить нерадиво. Но вскоре заболел тяжкой болезнью: немой и парализованный Еразм лежал неделю, а затем внезапно встал как здоровый, публично исповедался в своих грехах и рассказал о словах Пресвятой Богородицы: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего». Именно так и закончилась земная жизни Еразма: после пострижения в схиму он умер на третий день.
Краткий путеводитель по Киево-Печерской лавре, где хранятся мощи преподобного Еразма, читайте в нашем материале.
Иконы Пресвятой Богородицы
Икона Пресвятой Богородицы «Кипрская» (Стромынская)

Этот образ — один из списков Кипрской иконы Божьей Матери. Им преподобный Сергий Радонежский благословил основание не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года и до нашего времени чудотворная икона находится в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. В советское время храм закрыли и из него вывезли иконы, облачение священнослужителей, богослужебные книги и утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожанки Евдокия Николаевна Мартынова и Анна Семёновна Юдкина.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!