С какими ересями боролась Церковь в первые века своей истории

Читая жизнеописания святых, мы видим, что многие из них активно противостояли различным ересям. Один из них — священномученик Ириней Лионский, автор труда «Против ересей», память которого отмечается сегодня, 5 сентября. С какими именно ересями пришлось бороться христианству в первые века своего существования? Разбираемся в слайдах журнала «Фома».

01

Гностические ереси

Гностические ереси — это целая группа различных учений, объединенная идеей «гнозиса», некоего тайного эзотерического знания, находящегося на стыке греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, главным образом зороастризма. Гностики считали, что Бог Ветхого Завета, создавший материальный мир, злой. И поэтому зло и плоть, и семья, и все, что связанно с материей. Христа они считали неким божественным существом, которое должно вывести человечество к Высшему Истинному Богу. Гностики появились уже в апостольский век. Выявление идей гностицизма и их опровержение стали важными элементами богословской полемики в первые века христианства.

02

Арианство

Арианство — это христианское богословское учение, которое возникло в IV веке и получило свое название от имени александрийского пресвитера Ария (ок. 250–336 гг.). В арианстве Иисус Христос рассматривается как высшее творение, которое Бог создал для выполнения определенной миссии. Соответственно, основной тезис арианства заключается в том, что Иисус Христос, Сын Божий, не является Единосущным (то есть одинаковым по сущности) с Богом Отцом. В этом смысле арианство отклоняется от христианского учения о Троице, в Которой Отец, Сын и Святой Дух Единосущны и равны друг другу. Эта ересь очень быстро распространилась в Римской империи. Одним из главных ее противников выступил Афанасий Великий. Ересь арианства была осуждена на Первом Вселенском Соборе в 325 г.

03

Ересь Македония, или духоборчество

Во второй половине IV века набрала активность ересь духоборчества, или пневматомахия (от греческих слов πνεῦμα — дух и μάχη — борьба), известная также как македонианство (по имени ее основоположника и популяризатора, архиепископа Константинопольского Македония). Македониане отвергали Божественность Святого Духа. В их представлении Святой Дух был не равен Отцу и Сыну, а рассматривался как сотворённое существо или даже как некая сила, исходящая от Бога, но не обладающая самостоятельной Божественной сущностью. Македонианство было осуждено как ересь на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году. На этом Соборе был окончательно утвержден догмат о Святой Троице, в котором Святой Дух был признан Единосущным и равным Отцу и Сыну.

04

Савеллианство, или модализм

Эта ересь была названа по имени ее основного проповедника Савеллия, который жил в Риме в начале III века. Другое ее название — модализм. Савеллий утверждал, что Бог существует как Единая Личность, которая в разных обстоятельствах и в зависимости от исторического контекста проявляется в различных «модусах», или «образах». Так, в Ветхом Завете Он проявляет себя как Отец, в Новом Завете воплощается как Сын Божий, а после Вознесения Иисуса Христа действует в мире как Святой Дух. Савеллий таким образом отвергал учение о Троице, согласно которому единый по Своей природе Бог существует в трех Лицах или Ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Эта ересь была осуждена на ряде Соборов, начиная с середины III века. Окончательную точку в спорах вокруг савеллианства поставил Второй Вселенский Собор 381 года.

05

Несторианство

Это еретическое учение, названное по имени его основателя Нестория, архиепископа Константинопольского (428–431). Основное учение несторианства заключается в том, что в Иисусе Христе существуют две отдельные природы — Божественная и человеческая, которые полностью обособлены друг от друга и не имеют друг с другом ничего общего. По учению Нестория, человек Иисус был связан с Сыном Божьим просто некоей благодатной связью, так что человек Иисус — это одна Личность, а Сын Божий — другая. Несторий отрицал, что Дева Мария может называться Богородицей в точном значении этого слова, и предлагал называть ее Христородицей. Основным противником несторианства стал святитель Кирилл Александрийский, который защищал учение о том, что в Христе две природы соединены в одной Личности без разделения и без смешения. В 431 году учение Нестория было осуждено как ересь на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе.

06

Монофизитство

Термин «монофизитство» происходит от греческих слов μονο, что означает «один», и φύσις — «природа». Монофизитство возникло как реакция на несторианство, которое подчеркивало разделение Божественной и человеческой природ Христа. Основателем монофизитства считается Евтихий, архимандрит монастыря в Константинополе. Он утверждал, что человеческая природа Христа была поглощена Божественной и, таким образом, после воплощения Христос имел только одну природу — Божественную, в которой все человеческое растворилось как капля в море. На Четвертом Вселенском Соборе в Халкидонe в 451 году учение Евтихия и его сторонников было осуждено как ересь. Собор принял формулу, утверждающую, что Христос существует в двух природах (Божественной и человеческой), которые сохраняют свои свойства, но при этом соединены в одной личности нераздельно, неслиянно, неразлучно, неизменно.

07

Монофелитство

Ересь монофелитов (от греческих слов μονο — один и θέλημα — воля) возникает как попытка примирить православное учение и осужденную Четвертым Вселенским Собором ересь монофизитства. Монофелиты признавали в Иисусе Христе две природы, Божественную и человеческую, но учили, что воля у Него была только одна — Божественная. Новое учение встретило значительное сопротивление со стороны православных. Ярким борцом с этой ересью стал святой Максим Исповедник. Спор был решен на Шестом Вселенском Соборе (680–681 гг.), где монофелитство было осуждено как ересь. Собор постановил, что во Христе существуют две воли, соответствующие Его двум природам, но эти две воли действуют в совершенном согласии. Сам подвиг Спасителя был в том, что в Нем Его человеческая воля подчинялась присущей Ему, как Сыну Божию, Божественной воле.

08

Ересь иконоборчества

Ересь иконоборчества — это движение в Византии, возникшее в VIII–IX веках. Иконоборцы выступали против почитания икон, утверждая, что это является идолопоклонством и противоречит Библии. В рамках иконоборческого движения иконы и священные изображения часто уничтожались или удалялись из церквей и частных домов. Иконоборчество было осуждено как ересь в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе в Никее, который подтвердил, что иконы могут и должны использоваться верующими, так как они служат для возвышения духа и напоминания о божественном, но не являются объектами поклонения сами по себе. «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней», — говорилось в постановлении Собора. Ключевую роль в богословском обосновании почитания икон сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 676–749 гг.) — один из самых выдающихся православных богословов и защитников иконопочитания во время периода иконоборчества. После восстановления иконопочитания в 787 году иконоборчество вновь подняло голову при императоре Льве V Армянине и продолжалось до правления императрицы Феодоры, которая в 843 году окончательно утвердила почитание икон. Это событие известно как Торжество Православия и ежегодно отмечается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого поста.

Читайте также:

Иконоборчество: почему возникло и почему проиграло

0
14
Сохранить
Поделиться: