Иконы или идолы? Почему православные почитают святыни?

Иконы или идолы? Почему православные почитают святыни?

Вопрос читателя:

Нередко православных обвиняют в том, что поклонение иконам и святым продолжает языческие традиции почитания всевозможных идолов и кумиров. Что отвечать на это?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Обычно для ответа используют короткую притчу. Некий человек, отправляясь в командировку, взял с собой фотографию своей любимой жены: каждый вечер он целовал фотографию, постоянно носил ее с собой. Можно ли обвинить его в том, что он изменил своей жене и предал ее любовь? Ведь его действия были лишь выражением чувств к своей единственной возлюбленной. Совсем другое дело, когда человек забывает о супруге, игнорирует ее, не интересуется ее жизнью, а продолжает любоваться только ее фотографией, воспринимая снимок как нечто отдельное от заснятой на ней женщины. Любой согласиться, что такое отношение напоминает безумие...

В молитве перед иконой, православные обращаются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести.

В середине IX века в Византии закончился период иконоборчества, длившийся полтора столетия. Спор о том, можно ли изображать Христа, Богородицу, святых и молиться перед этими образами, выливался тогда в  жестокие гонения и убийства иконопочитателей. Однако не стоит обвинять лишь одних гонителей: беда в том, что иконоборчество было вызвано в том числе и недолжным, языческим отношением к иконам со стороны многих верующих. Лишь церковный собор 843 год окончательно разрешил этот спор. В честь окончания иконоборческого периода по предложению византийской царицы Феодоры было установлено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Ныне этот праздник именуется «Торжество Православия», в знак победы истинно православного отношения к иконописным образам.

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (16 голосов, средняя: 4,50 из 5)
    Загрузка...
    27 февраля 2017
    Поделиться:

    • Алексей
      Алексей10 месяцев назадОтветить

      Господь говорит нам:Ис 44:9-19: "Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами из людей же; пусть все они соберутся и станут; они устрашатся, и все будут постыжены. Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает. Плотник выбрав дерево, протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, … выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и часть из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним. Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: «хорошо, я согрелся; почувствовал огонь». А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой». Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели. И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: «половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?»" Этим всё чётко сказано, а оправдания, вроде"это чтобы легче было представить Бога" не имеют никакого библейского основания, это языческое наследие. Также сказано:Втор 4:15-19: "Твердо держите в душах ваших, что вы … видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, …" у меня всё.

    • Не важно
      Не важно1 год назадОтветить

      В молитве перед иконой, православные обращаются к тому, кто изображен на ней, а не к дереву и краскам. И точно также православные помнят, что любая молитва должна быть обращена к Господу, а молясь Богородице или святым угодникам, мы лишь просим об их совместной с нами молитве, опять же обращенной к Богу.

      Во 1 не к богу а к сыну
      Во 2 истинное лицо не известно
      В 3 не к дереву и краскам а к такому же богу только в место Иисуса нарисовано к Перуну или сварогу также нарисованному по памяти от отца к сыну
      Я не старовер не язычки не ведист не христианин и ТД и тп ноПодмену понятий видно за версту и это невежество

    • Вадим
      Вадим1 год назадОтветить

      Клайв Стейплз Льюис выражает важную для него — и для нас как христиан — мысль: он говорит, что Бог — это великий иконоборец…
      "Мы, люди, склонны наш опыт, нашу веру запечатлевать, строить какие-то образы, «иконы». А живое общение с Богом всегда труднее, чем общение с этим нашим сконструированным, упрощенным, удобным для нас образом. Общение с Богом — это всегда опыт Иова, это всегда соседство с крестом. В присутствии Бога живого находиться трудно, поэтому мы строим себе образы. А задача Господа — эти наши образы ломать, с нашими «иконами» бороться."

      https://foma.ru/klajv-stejplz-lyuis-nastignutyij-radostyu.html

    • Василий
      Василий2 года назадОтветить

      Исход 20:4-6 «Не делай себе кумира и никакого изображения !Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.чо та до матрони кланяются и просют

    • Виктор
      Виктор3 года назадОтветить

      Иеремия 10:3-6
      3 Адже звичаї народів — то омана.Хтось зрубав у лісі дерево,а майстер обробив його своїм знаряддям.
      4 Його прикрашають сріблом і золотом,беруть молоток і прибивають його цвяхами, щоб він не впав.
      5 Таж вони — як те опудало на огірковому полі, вони не можуть говорити.Їх носять, бо вони неспроможні зробити й кроку.Не бійтеся їх, вони не завдадуть вам жодної шкоди,але й добра зробити не зможуть»
      6 Немає тобі рівного, Єгово!Ти величний, і твоє ім’я велике та могутнє.
      Авакум2:18
      18 Яка користь від різьбленого ідола,котрого витесав тесля? Яка користь від статуї з металу і від учителя брехні,навіть якщо майстер, виготовляючи нікчемних німих божків,покладається на них?

    Загрузить ещё