Анафема — это не «церковное проклятие», а полное отлучение человека от Церкви за тяжкие грехи — намеренное искажение догматов (ересь) или разделение внутри Церкви (раскол). На практике это выглядит так: человек больше не может участвовать в церковных таинствах, главное из которых — Причастие. 

Согласно Православной Энциклопедии, термин «анафема» изначально греческий (ἀνάθεμα, ἀνάθημα) и означал у языческих авторов «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» — то есть нечто отдельное, не употребляемое в обиходе. Его же использовали в греческом переводе Библии для передачи древнееврейского термина «herem», который означает нечто проклятое и отверженное. Так слово «анафема» получило свой негативный оттенок. 

Церковь считает раскол и ересь одними из самых тяжких грехов: раскольники и еретики не только сами отступают от Церкви, посягают на основы ее учения и единство, но соблазняют на это других верующих. Поэтому Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с ними с помощью отлучения — анафемы. 

Есть два вида отлучения от Церкви: «малое отлучение» и анафема. «Малое отлучение» — это временное исключение человека из церковной общины и запрет на участие в таинствах. Такой вид церковного наказания налагается на определенное время — от нескольких месяцев до нескольких лет за самые тяжкие грехи, такие как блуд, воровство и другие, после того, как человек покаялся и прекратил грешить. Анафема же провозглашается на неопределенное время, до раскаяния человека в своих поступках, тем самым не лишая его надежды на спасение, но указывая всем, что он грешит против Церкви и все, кто за ним последует, также из Церкви уйдут и будут повинны в грехе против нее. Анафеме предают только после неоднократного увещевания человека раскаяться.

Предать анафеме могут только члена Церкви, то есть как минимум крещеного человека, который считает (или считал) себя православным и участвовал в церковных таинствах. Поэтому атеиста или агностика предать анафеме нельзя — такой человек изначально не считал себя христианином и никогда не был членом Церкви. 

Анафема — это церковное проклятие?
Святые отцы и посрамленные еретики. Фреска притвора м-ря Печская Патриархия в Косове (XVI в.)

Самым знаменитым «анафематствованным» человеком обычно называют Льва Николаевича Толстого. Писатель не раз высказывался против Церкви, а потом и вовсе стал искажать и отвергать основы христианского учения. Его колоссальный авторитет и популярность были источником большого соблазна для интеллигенции той эпохи. Знаменитый писатель не только сам придерживался антицерковных, иногда прямо кощунственных религиозных взглядов, но и претендовал на роль своего рода религиозного учителя. В 1901 году за «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» Святейший Синод постановил: «Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Т.е. Церковь констатировала то, что и так произошло: Лев Толстой отпал от Церкви. Но фактически предан анафеме он при этом не был. Подробнее об этом читайте здесь.

Одним из последних предали анафеме бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за раскол в Церкви (создание так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1997 году постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». До этого раскольника лишили всех степеней священства и неоднократно призывали покаяться.

В Русской Православной Церкви предать анафеме может действующий епископ в своей епархии, Патриарх и Священный Синод, но только после решения Церковного Суда.

Подробнее об этом мы писали в спецпроекте «Фомы» ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ в материале «Анафема: вынесение за ограду Церкви, а не проклятие».

0
0
Сохранить
Поделиться: