Неделя двадцать первая по Пятидесятнице, воскресенье, 2 ноября 2025 года: что будет в храме?

В воскресенье 2 ноября Церковь вспоминает великомученика Артемия Антиохийского, праведного отрока Артемия Вéркольского и грузинского святого ХХ века — преподобного архимандрита Гавриила Самтаврийского. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской чтим в неделю двадцать первую по Пятидесятнице. Память священномучеников Николая Любомудрова, Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова, диаконов Михаила Исаева и Петра Кравца, мученика Павла Бочарова совершается 2 ноября.

Воскресенье, 2 ноября 2025 года, память старца ХХ века — архимандрита Гавриила Самтаврийского (Угребадзе)

Преподобного Гавриила называют «святым безумцем ради Христа», подвижником, целителем, чудотворцем, прозорливым старцем.

В безбожные годы советской власти он построил во дворе своего дома многоглавую церковь, которую неоднократно разрушали, но он строил ее вновь. Иконы в нее приносил с городских свалок, даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки, которые делал сам. Старец ходил босиком, в рваной одежде и при этом мог утешать и молиться за каждого.

Во время демонстрации 1 мая 1965 года отец Гавриил сжег портрет Ленина и стал проповедовать собравшимся людям Христа. За это его арестовали, обвинили в «антисоветской деятельности», а затем поместили в психиатрическую больницу. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов», но через некоторое время отпустили.

В конце жизни к нему стекалось множество паломников из разных стран.

Преподобный Гавриил скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен по его завещанию во дворе храма Самтавро в древней столице Грузии Мцхета. Уже через 17 лет Грузинская Православная Церковь причислила его к лику святых, в 2014 году обрели его мощи. На иконах его легко узнать, поскольку образ отличается от большинства святых икон — старца Гавриила изображают с улыбкой.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод:

Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Кондак воскресный, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод:

Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог, воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и, как Владыка, воскрес на третий день.

Тропарь великомученику Артемию Антиохийскому, глас 4

И́стинною бо Христо́вою ве́рою/ утве́рждься, страстоте́рпче,/ мучи́теля злочести́ва царя́/ победи́л еси́ со и́дольским того́ возноше́нием./ Тем от Царя́ Вели́каго, ве́чно ца́рствующаго,/ пресве́тлым венце́м побе́дным одаре́н бысть,/ вся исцеля́яй боля́щия и призыва́ющия тя, Арте́мие вели́кий,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод:

Истинной верой Христовой укрепившись, страстотерпец, нечестивого царя-мучителя победил ты с его идольскими жертвоприношениями. Потому от Царя Великого, вечно царствующего, пресветлым венцом победы был одарен. Исцеляющий всех болеющих и призывающих тебя, Артемий великий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак великомученику Артемию Антиохийскому, глас 2

Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика,/ на враги́ побе́ды взе́мшаго одоле́ние,/ соше́дшеся, досто́йно пе́сньми восхва́лим Арте́мия,/ превели́каго в му́ченицех,/ чуде́с же да́теля пребога́таго,// мо́лится бо Го́споду о всех нас.

Перевод:

Благочестивого и венценосного мученика, захватившего трофей победы над врагом, собравшись, по достоинству прославим молитвенными песнопениями Артемия, превеликого мученика, щедрого дарователя чудес, ибо он молится Господу обо всех нас.

Тропарь преподобному Гавриилу Самтаврийскому, глас 1

Влады́це Христу́, Бо́гу на́шему,/ И́же сла́ву Свою́ ра́биим зра́ком скры,/ в смире́нии и кро́тости подража́я,/ юро́дства вре́тищем благода́ть, ти да́нную, покры́л еси́/ и духо́вный наста́вник мно́гим яви́лся еси́,/ о́тче преподо́бне Гаврии́ле./ Те́мже и нас во благоче́стии укрепи́// и моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Гавриилу Самтаврийскому, глас 4

Непостижи́ма есть ми́лость Го́спода,/ Его́же благода́тию естество́ на́ше обоже́но бысть,/ ты же, блаже́нне о́тче, во смире́нии глубо́це жи́тельствуя,/ пра́вду Бо́жию пропове́дал еси́/ и, ли́рою му́дрости звяца́я,/ любо́вию к бли́жним пламене́л еси́/ и та́ко, о́браз Творца́ в себе́ нося́,/ доброде́тельми подо́бие Бо́жие в себе́ уясни́л еси́./ Мы же, прославля́юще тя похвалы́ досто́йными,/ я́ко хода́таю Бо́жия благода́ти, си́це вопие́м:// ра́дуйся, преподо́бне Гаврии́ле, Иве́рии похвало́ и ра́дование.

Молитва

О, блаженне отче Гаврииле, древним отцем преподобным подобниче и твердый веры исповедниче! Ты, от юности евангельскому учению навык, всем сердцем Христа возлюбил еси, Егоже же ради и мира отреклся еси и подвиг юродства восприял еси, да миру безумен явишися. Мы же, аще и лениви суще, но ведуще тя дары Духа Святаго исполнена, на помощь твою надеющеся, со смирением молим: укрепи нас в вере и благочестии, испроси от Господа дух братолюбия и любве, имиже в житии твоем просиял еси, исцели наша недуги душевныя и телесныя, монашествующим подвигом добрым подвизатися помози, пастырей в ревности благовестия Христова утверди, Церковь от разделения сохрани, Отечество наше в мире соблюди и сподоби нам спасение душ улучити и Царствие Небесное наследовати, идеже вкупе с тобою и всеми святыми возможем прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.

Акафист преподобному Гавриилу Самтаврийскому

Если в вашем храме будет совершаться служба преподобному Гавриилу, то вечером в субботу прозвучат следующие стихиры:

Преподо́бне о́тче Гаврии́ле! / Я́ко сто́лп ве́ры яви́лся еси́ / и, неколе́блемь ветра́ми вра́жиими, / венце́м же доброде́телей па́че сне́га блиста́яй, / духо́вная о́чи люде́й земли́ И́верския / от земны́х к Небе́сным возводи́л еси́, / иде́же ны́не водворя́яся, // помина́й на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Преподо́бне о́тче Гаврии́ле! / От ю́ности тече́ние жи́зни к Бо́гу напра́вив, / пото́ки хвалы́ Ему́ изли́л еси́ / и вода́ми благода́ти зе́млю И́верскую напои́л еси́. / Ны́не же, в Го́рних селе́ниих пребыва́я, / я́ко река́ из рая́ теку́щая, / и на́м утеше́ния струи́ источи́ // и моли́ спасти́ся душа́м на́шым.

Преподо́бне о́тче Гаврии́ле! / Кре́ст Госпо́день возлюби́л еси́, / сего́ ра́ди, спе́лому гро́зду подо́бяся, / всего́ себе́ в точи́ло скорбе́й и муче́ний вда́л еси́ / и, вино́ благоуха́нное любве́ к Бо́гу и лю́дем иска́пав, /Дре́ва Живота́ дости́гл еси́, / иде́же ны́не водворя́яся, // моли́ о душа́х на́ших.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19–31

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Комментирует священник Павел Великанов

Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 17 — глава 16, стих 2

Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 2, стихи 16–20

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Комментирует священник Павел Великанов

Второе послание апостола Павла к Тимофею, глава 2, стихи 1–10

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

Комментирует священник Стефан Домусчи

Если совершается служба преподобного Гавриила, то в храмах читаются следующие отрывки из Священного Писания:

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Галатам, глава 5, стих 25 — глава 6, стих 2

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Стефан Домусчи

День памяти святых

Великомученик Артемий (IV)

Краткое житие наместника Египта, много потрудившегося для распространения христианства, слушайте на радио «Вера».

Праведный Артемий Вéркольский (XVI)

Рассказ о святом отроке, о котором очень мало известно, читайте в наших материалах:

Работа фотохудожника Алексей Сивкова о Верколе — место, атмосфера, люди

Загадочный святой, о жизни которого не известно практически ничего

Артемиево-Веркольский монастырь: история и современность

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Любомудров (1862–1918)

На просьбы близких бежать от карательного отряда отец Николай отвечал: «Я не совершал никаких преступлений и ничего не боюсь». Краткое житие священномученика Николая слушайте на радио «Вера».

Священномученик Зосима Пепенин (1888–1937)

Накануне последнего ареста на Страстной неделе к священнику подошел неизвестный старичок и предупредил об аресте. Отец Зосима вместе с супругой решили, что это был Николай Угодник. Но оставить храм и службы накануне Пасхи священномученик Зосима не смог. Рассказ о нем слушайте на радио «Вера».

Священномученик Иоанн Ганчев (1878–1937)

После рукоположения в священники отца Иоанна отправили в Азербайджан, где он служил настоятелем собора Рождества Пресвятой Богородицы в Баку до начала гонений советской власти на Церковь. Священномученик Иоанн был высокообразованным человеком, хорошо писал маслом картины на библейские сюжеты (сам расписывал один из сельских храмов, где ему довелось служить), играл на фисгармонии, прекрасно разбирался в медицине (мог оказать квалифицированную помощь прихожанам), имел комнату с библиотекой. Большевики пытались вынудить отца Иоанна отречься от своего сана, много раз арестовывали его самого и членов его семьи. Священномученик не оставлял своего служения даже в этих трудных условиях. Во время возвращения из последней ссылки отца Иоанна вновь арестовали и отправили в Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — одно из самых страшных подразделений ГУЛАГа. Через 2 года на основании того, что он «возглавил группу верующих, бывших священников, проводил службы, где распространял свое настроение против советского правительства», отца Иоанна расстреляли.

Священномученик Иоанн Речкин (1872–1937)

Отец Иоанн родился в Тульской губернии, окончил Московскую духовную семинарию и академию, служил в Харьковской области, где и был арестован за «укрытие белогвардейских офицеров во время гражданской войны». Вновь арестован уже в Карлаге по ложному обвинению в том, что, «будучи враждебно настроен к советской власти, проводил среди заключенных агитационную работу, говоря, что скоро Советскому Союзу будет объявлена война и большевики будут уничтожены, на смену придет другое правительство, и церкви в России будут восстановлены». Вины своей отец Иоанн не признал. Приговорен к расстрелу и казнен 2 ноября 1937 года.

Священномученик Иоанн Родионов (1881–1937)

Отец Иоанн родился в Курской губернии, получил высшее историческое образование. Служил священником в городе Ессентуки. Был арестован в 1933 году и осужден на 8 лет лишения свободы в Карлаге, где в 1937 году был вновь арестован за контрреволюционную агитацию среди заключенных, выражавшуюся в критике советской власти. Приговорен к расстрелу и казнен 2 ноября 1937 года.

Священномученик Николай Фигуров (1886–1937)

Отец Николай родился в селе Шершевское Нижегородской губернии и служил священником в родном селе. В 1928 году был арестован и выслан в Бузулук. В 1935 году осужден за антисоветскую пропаганду и приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей в Карлаге. В 1937 году в лагере был вновь арестован за отказ от работы, участие в религиозных собраниях и агитацию. Приговорен к расстрелу и казнен 2 ноября 1937 года.

В конце 1937 года в Карагандинском исправительно-трудовом лагере — одном из самых страшных подразделений ГУЛАГа — на участке «Тартаул» нескольких священников вместе с протодиаконом Михаилом Исаевым и мучеником Павлом Бочаровым обвинили в организации тайных богослужений. Священномученики использовали для этого выложенные из камней на берегу реки символические изображения алтаря, икон и крестов. К этому прибавлялось традиционное для тех лет обвинение в «контрреволюционной деятельности», которое священномученики отвергли. Их приговорили к расстрелу и 2 ноября казнили.

К числу этих священномучеников, прославленных в 2000 году, относятся:

Священномученик Петр Кравец, протодиакон (1885–1937)

Родился в городе Николаевске Самарской губернии, окончил фельдшерскую школу и до начала войны в 1914 году служил продавцом у купца-мануфактурщика. С 1918 года проходил службу в рядах РККА — служил фельдшером на Германском фронте. В 1921 году, еще будучи в армии, рукоположен в диакона в Свято-Троицком «Старом» соборе Саратова. Первый раз был арестован в 1923 году в Николаевске за «принадлежность к церковной общине Тихоновской ориентации», но реальной причиной ареста была активная борьба с обновленчеством. С 1933 года служил в Казани, где в 1935 году был арестован и приговорен к 3 годам заключения в Карлаг. В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта исполнения молитвенных песен собственного сочинения перед верующими.

Священномученик Александр Орлов (1875–1937)

Родился в семье священника, окончил Тамбовскую духовную семинарию, в 1903 году рукоположен. В годы безбожной власти его арестовывали, но несмотря на угрозы, священномученик не оставлял служения. Отец Александр на допросах никого не оговорил и виновным себя не признал. В 1935 году осужден на 5 лет Карлага.

Священномученик Леонид Никольский (1876–1937)

Родился в семье священника в Вятской губернии, где впоследствии служил в различных селах. В 1931 году был арестован за антисоветскую агитацию и приговорен к 5 годам лагерей. После досрочного освобождения в 1934 году продолжил служение. В 1935 году вновь арестован и осужден на 5 лет Карлага.

Священномученик Михаил Исаев, протодиакон (1875–1937)

Поводом для его ареста 19 мая 1935 года послужил протест прихожан Христо-Рождественского храма села Студенки Липецкого уезда, где он служил, против снятия колоколов. На допросах протодиакон Михаил виновным себя не признал. Пятилетний срок заключения отбывал в Карлаге на участке «Тартаул».


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
8
Сохранить
Поделиться: