6 июля — память праведного отрока Артемия Веркольского. Это загадочный святой, о жизни которого не известно практически ничего. А вот после его смерти началась самая настоящая детективная история, развязка которой, возможно, еще впереди.
Он жил в северном селе Веркола (сегодня оно расположено в Пинежском районе Архангельской области) в XVI веке. Был обычным деревенским мальчишкой, только, может быть, более тихим, спокойным и богобоязненным, чем большинство его сверстников. Ходил в храм, помогал родителям. В 12 лет неожиданно погиб во время грозы — то ли от удара молнии, то ли от сильного испуга.
С ним даже не попрощались по-человечески. В народе считалось, что неестественная, странная смерть указывает на то, что человек был грешником, и такая гибель — наказание Божье. Покойников, умерших без покаяния, боялись, не отпевали и не хоронили на кладбище возле церкви, а прятали, даже не закапывая, в полях, болотах, лесу. Так поступили и с Артемием — отнесли в чащу и накрыли ветками и берестой. Как какого-то преступника…
Его невиновность и праведность стали очевидны намного позже. Местный дьякон, собирая в лесу ягоды и грибы, увидел вдруг необычное свечение. Подойдя ближе, он с удивлением обнаружил нетленное тело погибшего 30 с лишним лет назад подростка.
Останки перенесли в храм и разместили сначала не в приделе, а на паперти — людское отношение по-прежнему было настороженным.
И тогда начали происходить чудеса. Местный житель взял с гроба Артемия немного бересты, которую принесли вместе с мощами из леса в церковь, и в отчаянии приложил к нательному кресту умирающего от лихорадки сына — и тот выздоровел.
Теперь житие святого Артемия — это десятки подобных историй.
Через много лет после его смерти всем стало понятно, что погибший мальчик был не грешник, а святой. А еще что одно дело — суд человеческий, а другое — суд Божий. Людское поношение и осуждение Господь может покрыть Своим прощением и любовью.Веркольцы, раньше с подозрением относившиеся к мальчику, вскоре сами написали митрополиту прошение об установлении почитания святого.
Среди тех, кто приходил с молитвой к его мощам, были знаменитые угодники Божьи, родившиеся в этих местах. Узнав о первых чудесах, получил возле них исцеление монах Трифон, будущий вятский чудотворец. Особо почитал его через несколько столетий святой Иоанн Кронштадтский и не раз бывал в построенном в память о веркольском праведнике монастыре.
Средства на основание Артемиево-Веркольской обители пожертвовал воевода Афанасий Пашков, известный своим противостоянием с протопопом Аввакумом, а перед смертью принявший схиму. По преданию, Пашков сначала без уважения отнесся к святыне, но, когда заболел его сын, вернулся к мощам с молитвой — и сын исцелился.
Мощи не раз могли исчезнуть, сгореть в пожаре и даже однажды были опалены огнем, но сохранились до начала ХХ века. В 1918 году за ними пришел отряд ВЧК. Да вот только на месте их не обнаружилось — монахи успели спрятать. Удивительно, но пропавшая реликвия не давала покоя богоборцам: через двадцать с лишним лет, в 1940-е, ее поиском занялся особый отряд НКВД, и опять ничего не нашел.
Когда в 1990-е годы началось восстановление монастыря, братия мечтала обрести святыню. Но ни исследования, ни молитвы не давали результатов.
Может быть, придет время, и загадка будет раскрыта, а мы узнаем, где была спрятана святыня столько лет. Ну а пока история праведного Артемия Веркольского служит напоминанием, что людям свойственно ошибаться, а наши суждения о других людях часто бывают неправильными и субъективными. И что все, что скрыто от людских глаз и непонятно человеку, всегда явственно видно Богу.