Пятое воскресенье по Пасхе называется Неделей о самаряныне: отрывок из Евангелия дня посвящен грешнице, изменившей свою жизнь после беседы со Спасителем.
Четырнадцатого мая 2023 года Церковь поминает святых, прославленных в лике преподобных: Пафнутия Боровского и Герасима Болдинского. Пророк Иеремия и благоверная царица Тамара почитаются в этот день. Память священномученика Макария, митрополита Киевского, преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия и Ваты Персиянина, а также мученицы Нины Кузнецовой совершается в воскресенье 14 мая.
Иконы Божией Матери Андрониковская, «Нечаянная Радость» и Царевококшайская (Мироносицкая) чествуются в пятое воскресенье по Пасхе.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 14 мая.
Воскресенье, 14 мая 2023 года, о самаряныне
В течение 40 дней мы празднуем Пасху и каждая неделя посвящена воспоминанию какого-то евангельского рассказа. В пятую неделю по Пасхе мы вспоминаем беседу Господа с самаритянкой. Предание сохранило для нас ее имя — Фотина (светлая, светящаяся), а по-русски — Светлана. Свою жизнь она закончила мученически. Согласно преданию, святая плюнула императору Нерону, гонителю христиан, в лицо со словами: «Нечестивейший слепец, заблудший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам?!» Вся ее семья пострадала мученически в начале гонений. Старший сын Виктор был воеводой в войске Нерона, но не уничтожал верующих, а защищал. Родные Фотины отказалась отречься от Господа или тайно исповедовать свою веру. Даже в темнице и перед смертью самаритянка продолжала проповедовать.
Подробнее о значении евангельского рассказа о беседе с самаритянкой читайте в наших материалах:
• Кто такие самаряне в Библии?
• Фотина из супермаркета, или Как говорить о Боге девушке с пирсингом? — Отец Иоанн Мозес, Харрисонберг, штат Вирджиния, США
Особенности богослужения
Песнопения Недели о самаряныне вы можете услышать на богослужении в течение четырех дней наступающей седмицы: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу, поскольку в понедельник и во вторник совершается служба Преполовения Пятидесятницы, а в среду — отдание Преполовения. О том, что такое Преполовение и почему мы его празднуем, читайте в нашем материале.
Тропарь Недели о самаряныне
Светлую воскpесения пpоповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и пpадеднее осуждение отвеpгша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испpовеpжеся смеpть,/ воскpесе Хpистос Бог,// даpуяй миpови велию милость.
Кондак Недели о самаряныне
Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
Молитва святой мученице Фотине
О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5 — 42
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. 16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: "чего Ты требуешь?" или: "о чем говоришь с нею?" 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему. 31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. 39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. 40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Комментарий священника Стефана (Домусчи)
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 11, стихи 19 — 26, 29 — 30
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. 20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. 22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. 23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. 25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. 26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Комментарий священника Дмитрия (Барицкого)
День памяти святых
Пророк Иеремия (VI век до Рождества Христова)
Историю одного их четырех великих ветхозаветных пророков слушайте на радио «Вера».
Святая благоверная царица Грузии Тамара (1213)
Время ее правления называют «золотым веком грузинской истории». Слушайте рассказ о трудах благочестивой царицы на радио «Вера».
Преподобный Пафнутий Боровский (1394 — 1477)
Краткое житие духовного наставника знаменитого церковного автора Иосифа Волоцкого слушайте на радио «Вера».
Историю города Боровска и читайте в нашем материале.
Священномученик Макарий Киевский (1497)
Кочевники убили его во время литургии под открытым небом на берегу реки Припять. Слушайте рассказ о митрополите-мученике на радио «Вера».
Преподобный Герасим Болдинский (1490 — 1554)
При жизни он был знаком с царем, а вскоре прослыл бродягой. Прославился как основатель многих монастырей. Слушайте рассказ о подвижнике Герасиме на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Мученица Нина Кузнецова (28 декабря 1887 — 14 мая 1938)
Подвижница спала 4 часа в сутки, в 2 часа ночи неизменно становилась вместе с монахами на молитву. Никогда она не пила ни чаю, ни молока, не ела сахара и ничего вкусного, а вся ее каждодневная пища состояла из размоченных в воде сухарей. И это при том, что в горнице у нее никогда самовар со стола не сходил — один вскипит, другой ставят, а за столом вокруг самовара люди сидят, чай пьют, обедают, полон двор лошадей, потому что и проезжие у нее останавливались. В храме она присутствовала за каждой службой: устраивалась где-нибудь на клиросе и делала вид, что спит. Но стоило кому-нибудь запнуться в тексте службы, как она сразу подавала голос и говорила, что следовало дальше, потому что службу она знала наизусть.
Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в заштатном городе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Она была единственным ребенком, и родители любили ее до чрезвычайности. Они мечтали выдать дочь замуж, но Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги. Храмов тогда было немало, в одном только Лальске — восемь, хотя в те годы это было всего лишь небольшой город с числом жителей, не превышавшим тысячу человек. Посмотрел отец на тяготение дочери к духовному и счел неразумным настаивать на выборе дороги семейной и препятствовать ее духовным устремлениям, — отдал ей под келью амбар, в котором сам смастерил полки, и стал приглядывать по монастырям и церковным лавкам и покупать для нее духовные книги. Так у Нины собралась богатая библиотека, и не было для нее большего утешения, чем чтение книг. Она много молилась, многие молитвы знала наизусть, на память читала Псалтирь. В постоянной молитве и трудах душа ее возрастала и укреплялась в чистоте и добродетелях и устремлялась к совершенству. Тогда же она стала принимать, по евангельскому завету, странников и людей обездоленных. Родители примирились с выбранным ею жизненным поприщем, да и сами уже видели, что наступило время гонений, — и уж какая теперь счастливая семейная жизнь, когда христиан повсеместно начинают преследовать, мучить и убивать. В 1932 году власти арестовали Алексея и Анну; они были уже в преклонных летах и, не выдержав тягот заключения, вскоре скончались. Власти собирались арестовать вместе с ними и Нину, но во время ареста родителей ее разбил паралич, и они оставили Нину дома. До конца жизни потом она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой: когда нужно было перекреститься, она всегда помогала себе левой рукой. По причине ее тяжелой болезни ей оставили дом и имущество, которыми она распорядилась как нельзя лучше. Дом был большой, пятистенный, с огромной кухней, где на полатях умещалось до двадцати человек, да на печи пять; была еще большая комната, которая вся занималась народом, в основном женщинами, у которых были арестованы мужья, а имущество отобрано. Все они шли к Нине, у которой находили приют и пропитание. После закрытия в начале революции Коряжемского монастыря братия его перебралась в Лальск, и здесь образовался монастырь из двенадцати монахов. Под храмом, в бывшем складском помещении, они сложили печь, прорубили два окошка, перегородили склад надвое, и у них получилось две кельи. Здесь они жили, а служили в лальском соборе и в своей жизни, и в церковной службе сохраняя монастырский устав и монашеское благочестие. После того как и этот монастырь в Лальске был властями закрыт, часть братии нашла приют в доме блаженной Нины. По молитвам и заступничеству блаженной Нины собор в Лальске долго не закрывался, хотя власти не раз предпринимали шаги к прекращению в нем богослужения. В начале тридцатых годов они все же распорядились закрыть собор, но блаженная стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным. 31 октября 1937 года сотрудники НКВД арестовали блаженную Нину, но обвинений против нее собрать не смогли. Полмесяца продержали они ее в лальской тюрьме, ни о чем не спрашивая и не предъявляя обвинений. Власти принуждали к лжесвидетельству против подвижницы многих людей, но согласился на это только один. Заместитель председателя Лальского сельсовета дал показания о том, что блаженная Нина является активной церковницей, которая не только противится закрытию храмов, но неустанно хлопочет об открытии новых. «Летом 1936 года, когда сельсовет намеревался закрыть церковь в Лальске, — показал он, — Кузнецова организовала кампанию, приведшую к срыву этого мероприятия, она собирала подписи и проводила собрания верующих, предоставляя для этой цели свой дом. В августе 1937 года сельсовет начал собирать подписи среди жителей Лальска, которые желали бы закрыть храм, но Кузнецова снова собрала собрание верующих в своем доме и, таким образом, сорвала мероприятие, намеченное к проведению советской властью. Когда был арестован псаломщик Мелентьев, Кузнецова сразу же стала хлопотать за него, просить, чтобы его освободили, брала его под защиту». На основании этих показаний в середине ноября 1937 года блаженной Нине было предъявлено обвинение. Виновной себя перед советской властью блаженная не признала. На следующий день после допроса она была отправлена в тюрьму в город Котлас. 23 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила блаженную Нину к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Блаженная Нина была отправлена в один из лагерей Архангельской области, где 14 мая 1938 года блаженная Нина скончалась.
Иконы Божией Матери
Андрониковская
Рассказ об иконе, из которой при ударе ножом вытекла кровь, слушайте на радио «Вера».
«Нечаянная Радость»
Предание об образе Богородицы «Нечаянная радость»
Царевококшайская (Мироносицкая) (1647)
Царевококшайск — это современная Йошкар-Ола. Недалеко от этого города была явлена икона, рассказ о которой слушайте на радио «Вера».
В беседе с самарянкой Господь говорит, что если пить воду, которую Он дает, то не будешь жаждать вовек. Он открывает нам, что дар Святого Духа может быть получен, если мы его жаждем. Женщина-грешница обрела спасение именно потому, что она искала Истину: по ее вопросам можно увидеть, что для нее это было очень важно. После обретения Бога она пошла к своим соплеменникам, чтобы рассказать о Нем. И многие благодаря ей поверили в Господа Иисуса Христа.
Спаситель ищет таких учеников, которые будут поклоняться Ему в Духе и Истине. Он по-резному являет Себя в нашем мире: через иконы, через песнопения, через богослужебные тексты, и конечно, через Таинства. Но очень важно для Него, чтобы в мире были Его живые свидетели. Поэтому верующие призваны являть свою веру и любовь — по этим свидетельствам многие будут судить о Боге. А если души христиан будут жаждать обрести Бога, станет возможно помочь ближним понять, прочувствовать православную веру.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!