1-я страница обложки: В небе в свободном полете парят выпущенные с руки белые голуби (фото):  Внизу текст: ОТПУСТИ, И ОНИ ВЕРНУТСЯ. Чуть ниже — пояснение: ЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ РОДИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ УПРАВЛЯТЬ УЖЕ ВЫРОСШИМИ ДЕТЬМИ. См. рубрику «Вопрос номера» (С.14-20).

Пролог:

Владимир Набоков. Осень («И снова, как в милые годы...»).Стихотворение. 1919// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: сентябрь// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.4-5. - (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи. [В этот день Церковь вспоминает трагическое событие. По приказу царя Ирода Великого в темнице иудейской крепости Мохерон был обезглавлен    человек, о котором Иисус Христос сказал: Истинно говорю вам: из рожденных женами  не восставал больший Иоанна Крестителя. (МФ   11:11)]. Ил.: Усекновение главы Иоанна Крестителя. Неизвестный художник. XVII в. - С.4;

14 сентября. Церковный новый год. [В 312 году византийский император- христианин Константин Великий постановил праздновать  начало нового года  с 1 сентября. В VI веке эта традиция вошла в жизнь Церкви. В 1492 г. Московский церковный Собор, следуя византийской традиции, также определил дату новолетия - 1 сентября. После реформ Петра I Новый год       перенесли на 1 января (по старому стилю), а с 1918 года по новому (как сейчас). С тех пор новолетие в сентябре так и осталось исключительно         церковным праздником и выпадает на 14 сентября по светскому календарю]. - С.4;

8 сентября. Сретение Владимирской иконы Божьей Матери. [В 1395       году во время нашествия Тамерлана Владимирская икона была перенесена из Владимира-на-Клязьме в Москву для защиты города. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, в чем православные христиане видят заступничество Богородицы]. Ил.: Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Светлана Ивлева. 2009. - С. 4;

12 сентября. День памяти святого князя Александра Невского. [Святой князь Александр Невский воевал  не раз - против немцев, шведов, литовцев — и ни разу не потерпел поражения. Сражения на Неве и Чудском озере — его первые, но не последние полководческие достижения. Иногда сам слух о том, что он возглавляет войско, заставлял противника бежать. Так было, например, в 1256 году, когда шведы вновь высадились на новгородских землях]. Ил.: Александр Невский. Павел Корин.1942. - С.5;

21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. [Краткое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы]. Ил.: Рождество Богородицы. Иконопись. - С.5.

Колонка главного  редактора:

Владимир Легойда. Вы это слышите? [«Совесть. В том смысле, в котором мы понимаем ее сегодня, она вошла в человеческую культуру только вместе с христианством. <...> Сегодня, в эпоху глобальной секуляризации, то есть расцерковления человеческих представлений, объяснить, откуда взялась совесть, человеку неверующему очень сложно. Да и представления о добре и зле у одного одни, у другого другие, одного тревожит голос совести, другого — нет. И здесь возникает вопрос: как в этом хаосе личного опыта найти что-то объективно верное, как не дать голосу совести смешаться с шумом субъективных мнений, раствориться в этом шуме до неузнаваемости? У Достоевского в «Записках из Мертвого дома» есть такая фраза: «...человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ Божий». Это очень важная фраза. Конечно, ее пафос в другом, но я ее вспомнил, потому что вместе с потускнением образа Божьего и голос совести может ослабнуть. И тогда главное — не спутать этот голос с чем-то другим. Хотя, бесспорно, куда более острая проблема — это вообще услышать его»]. Фотоколлаж Жильбера Гарсена// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.6-7.  – (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«Парсуна» - так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном.  В этом номере «Фомы» - фрагменты «парсуны» режиссера, продюсера, художественного руководителя МХАТ имени Горького Эдуарда Боякова.

Эдуард Бояков. «Жить надо так, чтобы ты не боялся вскрытия своей переписки». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Эдуард Владиславович,​ у вас много регалий. А могу я вас попросить представиться? Бояков: Эдуард Бояков. Христианин). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: У моего любимого поэта Бродского есть стихи: «Есть мистика. Есть вера. Есть Господь…»; Мы не можем противостоять массовой культуре; В сегодняшней богемной среде вера — табуированная зона; Мы - я имею в виду мое поколение — лишены общинности; Словосочетание «современное искусство» - опасное, в чем-то лукавое, в чем-то                                                                                                                                                                      навязанное нам; Святой сегодня не является примером, не является героем в художественной культуре; Спорят: «может ли актер играть святого», «может ли актер играть Христа»?; Мы, безусловно, получаем плату за нашу любовь и за наше добро]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: «Спорить нельзя промолчать» - где поставить запятую в этом предложении, если речь идет о чем-то дорогом для вас: Церкви, вере, творчестве? Бояков: Конечно, после спорить...). Ил.: Эдуард Бояков. Фото Антона Новодережкина/ТАСС; Встреча философского клуба МХАТ имени М. Горького. Фото Дмитрия Коробейникова/ТАСС; Пасха. С супругой Людмилой и детьми Анной, Саввой и Захаром. Фото из домашнего архива; Кадры из программы «Парсуна», посвященной Э. Боякову// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.8-13. - (рубрика «Парсуна номера»). - На врезке к тексту вопрос Легойды: «Эксперименты над классикой терпимы? И где границы?» и ответ Боякова: «Нет никаких границ, художник отвечает перед Богом, перед зрителями. И Уголовным кодексом... А потом, даже если спилить боковую ветку, дерево не пострадает. Но если начать пилить ствол...». Легойда: «А ствол — это что?».    Бояков: «Это национальная культурная традиция». В конце публикации (С.13): Смотрите полный выпуск «Парсуны» с участием Эдуарда Боякова по этой ссылке (QR-код — ссылка на передачу).

Вопрос номера:

Не оправдываю ожиданий родителей. Как быть? Письмо в редакцию; Отвечает психолог Александр Ткаченко. Аппликации Марии Сосниной// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.14-20. - (рубрика «Вопрос номера»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает певица Виктория Макарская// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

Реклама: С.21.

ВЕРА(раздел). – С.22-39.

Школа «Фомы». Праздник:

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.[Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус: двунадесятый праздник; Суть праздника: Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие: В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру!: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения: С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня), возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;  Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения: Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов//Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Праздник»).

Патриарх Кирилл: «С опорой на силу невозможно штурмовать небеса». Из проповеди в праздник Воздвижения Креста Господня в московском храме священномученика Климента, папы Римского, 27 сентября 2014 года. Заголовок дан редакцией. Фото// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.24-25. - (раздел «Вера»).

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Знаки будущего.* Ил.: «Тот, кто от Бога, слышит слова Божьи». Джеймс Тиссо. 1886-1894; Исцеление одержимого на горе Фавор. Джеймс Тиссо. 1886-1894; Исцеление тещи Петра. Джеймс Тиссо. 1886-1894// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.26-31. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: «Евангелие от Луки,  глава 4 (С.26,28,30).

*Продолжение публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154,          156,158,161,163,164,165,166,167,168,169,170,172,173,175.177,178,179,181,182,

185,186,189,192,195, 196,197,198,199, 202, 207) колонок М. А. Журинской о Евангелии,          печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

Школа «Фомы». Суть вещей:

Икона Пресвятой Богородицы «Светописанная». [Инфографика].  Светописанная икона — образ Пресвятой Богородицы, написанный с фотографии  чудесного явления Божией Матери на Святой Горе Афон; Празднование: 3 сентября; Где находится: Греция, Святая Гора Афон, Русский Пантелеимонов монастырь. Вид Пантелеимонова монастыря. Фото; Фотография 1903 года (с пояснениями): Монах, раздающий хлеб нуждающимся;  Странники и паломники, которые пришли за милостыней; История возникновения образа: 3 сентября, в последний день раздачи милостыни, один из насельников монастыря сделал снимок. После проявки на фотографии среди паломников он  увидел Богородицу, которая смиренно принимает милостыню у насельников обители; Интересные факты: «Светописание» - буквальный перевод греческого слова фотография. Негатив чудесной фотографии считался утерянным, но в 2015 году его обрели в архивах Пантелеимонова монастыря. На Святой Горе есть отдельный храм, освященный в честь Светописанного образа Пресвятой Богородицы; Икона (и пояснения ее отдельных частей): Изображение Пантелеимона Целителя над входом в обитель — ему посвящен Русский монастырь на Афоне. Монах, раздающий хлеб нуждающимся.  Образ Богородицы. В руках у нее хлеб, который она смиренно приняла от монаха. Мандорла — это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру Богородицы. Странники и паломники, которые пришли за милостыней; Почитание образа: Богослужебное почитание иконы началось в 2003 году — через 100 лет после чуда. На основе фотографии написали икону и составили богослужебные тексты. Светописанный образ внесли  в официальный список чудотворных икон Афона. В 2013 году на заседании Священного Синода  в Киево-Печерской лавре праздник Светописанного образа Богородицы внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви; Материал подготовил Кирилл Баглай// Фома. - №9(209) -  сентябрь 2020. - С.32-33. - (раздел «Вера»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Николай (Цветков).1879-27.09.1937. Фото: Протодиакон Николай Цветков. Снимок сделан в заключении; «Расстрельная стена» - часть  мемориального комплекса в память о жертвах Сиблага неподалеку от Мариинска. Фото Дмитрия Поповского// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.34-37. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Николай родился в 1879 году в селе Никольском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Иоанна Цветкова. В 1900 году окончил Вифанскую духовную семинарию. В 1901 году он обвенчался с девицей Анной и был рукоположен во диакона к волоколамскому собору Воскресения Словущего (имел прекрасный голос). За безупречное и ревностное служение был возведен в сан протодиакона. Господь наделил отца Николая дарами прозорливости и чудотворений, и люди в большом числе стали приходить к нему, прося молитвенной поддержки и помощи. В округе его почитали за праведника. Но пришла настроенная к Церкви непримиримо-враждебно советская власть, и начались гонения. В 1918 году отец Николай был арестован. В заключении его старались всячески унизить, запрягая в телегу, вместо лошади и заставляя вывозить из города бочки с нечистотами. 3           декабря 1922 года вблизи Волоколамска был убит толстовец С. Т. Семенов. В          убийстве обвинялась семья зажиточного крестьянина Григория, жены которого Аграфены домогался  Семенов. Вместе с убийцами арестовали и протодиакона Николая, к которому Аграфена ездила за советом: как поправить неустройство и отсутствие мира в семье. Отец Николай отрицал какое-либо участие в         подстрекательстве, но был приговорен к десяти годам заключения и трем годам ссылки. Первое время после приговора его содержали в тюрьме в Волоколамске. Позже перевели в пересыльную тюрьму в Москве, а затем — в Лефортовскую тюрьму, где он пробыл шесть лет, из них два года — в одиночной камере, которая зимой не отапливалась. В 1929 году протодиакон Николай был освобожден по амнистии. Он поселился неподалеку от Волоколамска в селе Ярополец у своего брата, диакона Сергия. Затем он не подолгу жил у своих духовных детей то в Москве, то в Волоколамске, то в селе Парфеньково, опасаясь длительным проживанием на одном месте подвергнуть неприятностям хозяев. Люди, узнав о его освобождении, вновь стали идти к нему, что вызвало недовольство властей. 24 сентября 1931 года его арестовали в доме председателя церковного совета Казанской церкви в селе Парфеньково. Вместе с ним была арестована насельница уже закрытого в то время Бородинского монастыря Прасковья Булеева, которая пришла в этот день помочь убрать картофель. 25 ноября 1931 года тройка ОГПУ приговорила протодиакона           Николая и послушницу Прасковью к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 13 декабря отец Николай отправлен из Волоколамской тюрьмы в Бутырскую, а затем — в Мариинские лагеря в Сибири. Условия содержания здесь были суровые. Только усердная молитва и физическая закалка спасли его тогда от смерти. Освободившись 18 июня 1934 года, отец Николай поселился в Волоколамске. 27 августа 1937 года власти вновь арестовали его, обвинив в антисоветской агитации. Он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 26 сентября тройка УНКВД по Московской области приговорила отца Николая к расстрелу. Протодиакон Николай Цветков был расстрелян 27 сентября 1937 года, на полигоне Бутово под Москвой и   погребен в безвестной общей могиле.

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает певица Виктория Макарская// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»).

 Говорят, что:

Говорят, что// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020 - С.38-39. – (раздел «Вера»,

рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Почему в Церкви некоторых святых называют блаженными? Потому что. Ил.: Василий Блаженный. (Моление). Сергей Кириллов. 1994. - С.38.

Часто спрашивают: Как молиться о неверующих родственниках или знакомых? Отвечаем: Фото.  — С.38.

Говорят, что в православии нет понятия судьбы. На самом деле.        Фото. - С.39.

[Ответ священника:]

«Может ли христианин отмечать день рождения?..». Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020 –           С.39. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

ЛЮДИ (раздел). – С.40-63.

Монахиня Мариам (Юрчук). «В жизни ничего подобного не читал, чтобы так плакать». Реальный случай на Святой Земле. Подготовил Владимир Басенков. Фото Rich Herrmann/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.40-41. - (раздел «Люди»).

  «Это была трагедия, я уже собиралась уйти в монастырь». Невыдуманная история любви священника и его супруги.* [Сначала своими воспоминаниями делится Ольга Смирнова, супруга священника Антония Смирнова, затем  рассказывает иерей Антоний Смирнов, клирик храма святого Иоанна Воина на Якиманке]. Подготовила Анастасия Спирина. Имена некоторых людей изменены по желанию героев материала. Фото из семейного архива// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.42-49. - (раздел «Люди»). 

  *«Это любовь!» - так называется специальный проект «Фомы», в котором священнослужители и их жены вспоминают о моменте, перевернувшем их жизнь навсегда. Читайте больше историй любви на сайте foma.ru.

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»).

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям  авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачамиПоддерживая это полезное и доброе начинание, журнал «Фома» в каждом номере знакомит читателей с двумя (или тремя) конкретными детьми, которые ищут маму и папу.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopassport.ru// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.50-51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Саша. (12 лет. Моидостижения. Обо мне. Я люблю); Узнать больше о Саше: на сайте videopassport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку: «Саша. Псковская область. Эфир      08.09.2019». Для          будущих родителей Саши: 8 (8112) 29-99-98 — региональный оператор Псковской области по вопросам усыновления и приемной семьи. - С.50-51;

Аделина. (14 лет. Мои достижения; Обо мне; Я люблю). Узнать больше об Аделине: на сайте videopassport.ru в общем разделе по номеру видеопаспорта 1129t. Для будущих родителей  Аделины: 8 (347) -279-91-84 — региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Управления по опеке и          попечительству Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. - С.50-51.

Напрасно забытые книги

Есть много книг для детей и подростков, которые написаны давно, но не утратили          своей увлекательности и пользы. В нашей новой рубрике некоторые напрасно забытые книги предлагает вспомнить Виталий Каплан, редактор отдела «Культура» журнала     «Фома», писатель и педагог.

Виталий Каплан рассказывает о научно-популярных книгах Александра Свирина и Михаила Ляшенко, составивших единый Цикл «Книга знаний»// Фома. - №9(209) - сентябрь2020. – С.51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Напрасно забытые книги»).

В детстве эти пять научно-популярных книг, составляющие единый цикл, были у меня  любимые. Тут и астрономия, и зоология, и  география, и история — причем изложено в увлекательной форме, весело, остроумно, а еще — очень современная, даже по сегодняшним понятиям, подача: есть основная сюжетная линия, переходящие из книги в книгу герои, и есть огромное количество справок, «подвалов»  и того, что сейчас          назвали бы инфографикой. Сквозной сюжет: заболевшую девочку Лену приходят навестить ее одноклассники Генка и Витька, застают там Ленкиного деда, ученого. И тот придумывает детям «разговорную» ролевую игру: дескать, они инопланетяне,    прилетели на Землю и ее исследуют. Первая книга называется «До Земли еще далеко», она касается преимущественно астрономии, затем «На этой планете можно        жить» и «Операция “Океан”» - географии, «Большая охота» - зоологии и «Экспедиция к предкам» - истории. Читалось это на одном дыхании и жалеть приходилось лишь о том, что книг в серии всего пять. Как я узнал значительно позже, причина в том, что издательство «Малыш», где серия издавалась с 1962 по 1970 годы, решило закрыть проект, так как сузило свои возрастные рамки, а эти книги ориентированы на детей от семи до пятнадцати лет. Очень долго «Книга знаний» не          переиздавалась, была библиографической редкостью. В 2018 году первые три книги были все же переизданы. Впрочем, всю эту серию можно найти в Интернете. Современным детям, уверен, она покажется столь же интересной, как и поколению их дедушек и бабушек.

[Род Дреер:] «Мы обсуждаем будущее христианства, а наши дети уже не верят». Американский журналист о вызовах для современных христиан и о своем приходе в Православие. [...Истовый католик, начав освещать тему сексуальных скандалов в Католической Церкви, он пережил глубочайший кризис веры и... перешел в Православие. Однако главную причину радикальных перемен в своей жизни он видит не в поступках других людей, а в себе самом. Что за причина — об этом наш разговор с Родом Дреером]. Беседовал Игорь Цуканов. Ил.: Фото из архива Родда Дреера; Род Дреер во времена учебы в колледже. 1987 год. Фото со студенческого пропуска; Род и его жена Джули. Париж, 2018; Оживленная улица в Нью-Йорке. Фото Aftab Uzzaman/Flickr; Нью-Йорк. Крестный ход на Манхэттене в Светлую субботу. 2010 год. Фото Татьяны Веселкиной; Подростковый клуб прихода православного собора св. Серафима в Далласе. Ребята часто собираются вместе, чтобы обсудить волнующие их вопросы о богослужении, вере, личных проблемах. Фото с сайта собора stseraphim.org; Пасхальный крестный ход. Даллас, Техас, США. Фото с сайта  stseraphim.org; Род Дреер перед домашним иконостасом. Фото Max Becherer/The Washington Post// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.52-61. - (раздел «Люди»). - На врезке к материалу (С. 59) информация о книге Рода Дреера «Выбор Бенедикта: стратегия для христиан в постхристианской стране». Вышла в свет в США в марте 2017 года, переведена на 11 языков (на русский - пока нет). Сегодня христиане  фактически изгнаны из мира, констатирует Дреер, и главное для них — сохранить веру и церковную жизнь хотя бы в малых общинах, чтобы передать все это детям. В пример современным христианам он ставит святого Бенедикта Нурсийского, который во время заката Римской империи ушел в лес и стал создавать небольшие общины, которые впоследствии сыграли серьезную роль в возрождении христианской жизни на Западе.

Личное:

Ольга Каменева. Последние дни моей мамы. Как я своими глазами увидела, что такое Промысел Божий. Фото Екатерины Платоновой// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.62-63. - (раздел «Люди», рубрика «Личное»).

                            КУЛЬТУРА (раздел). – С.64-89.

Так и было. 2001-й. [Проект «Так и было» - взгляд «Фомы» на путь, пройденный  страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться  там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова. Фото из открытых источников. На заставке к материалу иллюстрации и сообщения: Конец «Мира». Спустя 15 лет российский «Главкосмос» вынужден уничтожить орбитальную станцию «Мир». 25 марта Центр управления полетами вводит станцию в плотные слои атмосферы; Википедия. Начало. В январе 2001 года Ларри Сэнгер - один из отцов-основателей Нупедии, статьи для которой писали и редактировали специалисты, предложил «технологию вики» («wiki-wiki», на гавайском английском значит «быстро»): пусть статьи пишут и редактируют все. Под девизом «проверяемость, а не истина» английская Википедия станет самым большим справочником в истории человечества; «Шрек, Симпсоны и Масяся». Американская киноакадемия вводит награду за лучший полнометражный анимационный фильм, и первый «Оскар» получает «Шрек»; Мультсериал «Симпсоны» становится суперуспешным в Америке и России, а реплики героев питерского художника Олега Куваева Масяни и ее бойфренда Хрюнделя образуют целый раздел молодежного фольклора// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.64-65. - (раздел «Культура»). Материал включает две части. Вот краткое содержание, представленной в них информации:

Первый раздел: «Чем запомнился 2001 год»:

Страх высоты: 11 сентября террористы атакуют США. В 8 часов 46 минут «Боинг-767», вылетевший из Бостона в Лос-Анджелес, врезается в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке между 94-м и 98-м этажами...  - С.66;

Разбитые витрины: антиглобалисты громко заявляют о себе. После летних саммитов Евросоюза и «Большой восьмерки» лидерам западных стран приходится считаться с самым радикальным движением своих сограждан — антиглобалистами. Смесь анархистов, пацифистов,  и зеленых крушит все на своем пути. Лидеров «Большой восьмерки» размещают на океанских лайнерах в закрытом порту (Генуя). Не работают вокзалы, аэропорты принимают только спецрейсы, центральные улицы города закрыты стальными решетками... К концу года в Европе от   Норвегии до Португалии утвердилась новая мода — образ молодого       бойца : черные    джинсы, куртка и бейсболка козырьком назад, намотанный на шею палестинский платок закрывает пол-лица. - С.66;

4 марта в Афганистане талибы за два дня полностью разрушили две древних гигантских статуи Будды. - С.67;

У зла есть имя: Бен Ладен и новая Афганская война. После 11 сентября президент Буш предъявил талибам  ультиматум: выдать бен Ладена и других руководителей международной исламской террористической организации «Аль-Каиды». Кабул отказывает, и 7 октября США и Великобритания наносят ракетные удары по военным объектам талибов в Афганистане. - С.67;

Смотрите в оба: в самолетах вводятся новые правила. 13 сентября во всем мире вводят первое новое требование безопасности полетов: на борт запрещено проносить любые режущие и колющие предметы. Кабины пилотов (особенно международных рейсов) укрепляют, делают пуленепробиваемыми. В салонах устанавливаются видеокамеры. Пилоты вооружены, рейсы сопровождают «маршалы»-охранники. - С.67;

19 января в Бельгии разрешено употребление и хранение марихуаны; 1 апреля в Нидерландах заключены первые в мире однополые браки. - С.67;

Большая замочная скважина: выходит реалити-шоу «За стеклом». В ночь с 27 на 28 октября канал ТВ-6 запускает на 35 дней проект «За         стеклом» - первое российское реалити-шоу, вызвавшее шумный скандал и бум аналогичных проектов. - С.68;

1 декабря в России официально создана партия «Единая Россия». - С.68;

Все стороны медали: начинается эпоха допинг-скандалов. В Швейцарии, где расположена штаб-квартира Международного   олимпийского комитета, создают трибунал по делам допинга в спорте. Вершителем спортивных судеб становится WADA — Всемирное антидопинговое  агентство. И уже в ноябре в пробах, взятых во время       Игр доброй воли в Австралии, у российских гимнасток Алины Кабаевой и Ирины Чащиной находят запрещенный препарат. Чемпионки мира, абсолютные фаворитки любых первенств по художественной гимнастике, они лишены медалей и дисквалифицированы на два года. - С.68;

Бритые и опасные: Скинхеды устраивают погромы в Москве. Погромами на столичных рынках на всю страну заявляют о себе русские         радикальные националисты — скинхеды. 15 марта милиция разгоняет налетчиков на армянскую школу. На рынке в Ясенево около 300 скинхедов устраивают погром. Но ясеневских погромщиков обвиняют в        хулиганстве, они получают условные приговоры. 30 октября погром на рынке в Царицыне перерастает в целый рейд с избиением инородцев на станциях и в вагонах метро и у гостиницы «Севастополь». 22 человека в больнице, четверо погибли. Сроки получают также четверо. ГУВД Москвы учреждает отдел по борьбе с молодежным экстремизмом. - С.68;

В Церкви: Патриарх отвечает противникам ИНН. Из ПосланияСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 3 марта        2001 года («...Богословская комиссия и Священный Синод, обсудив тему налоговых номеров, пришли к твердому выводу: принятие или непринятие этих номеров не является грехом. Оно не должно быть          причиной для осуждения одних православных христиан другими...»). -      С.69;

Трагедия над морем: Украина сбила Ту-154. 4 октября самолет ТУ-154 российской авиакомпании «Сибирь», совершавший рейс Тель-Авив — Новосибирск, падает в Черное море в 180 км от Сочи. Погибают 78 человек. Первая версия катастрофы — теракт. Но сразу появляются         свидетельства, что самолет сбила украинская ракета, запущенная с полигона в Крыму. Украина сначала отрицает, но после получения прямых доказательств, признает свою вину. - С.69;

Уходят из жизни: Владимир Ворошилов, основатель телеигры «Что? Где? Когда?»; Виктор Астафьев, советский писатель; Алексей      Туполев, авиаконструктор, академик;  Георгий Вицин, актер театра и кино; Борис Раушенбах, советский ученый - физик, академик, один из        основоположников российской космонавтики. - С.69.

Второй раздел: «О чем писал “Фома”»  (С.70-73) воспроизводит      одну из публикаций 2001 года [Фома. - №2(12). – 2001. – С.78-81]

Владимир Гурболиков. Окно. Рассказ посвящается владыке Пантелеимону (Шатову). См. также вступление «От автора», написанное в наши дни. Ил.: Священнк Аркадий Шатов, ныне епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; После роддома и больницы дети наконец-то едут домой. Владимира Гурболикова с женой Екатериной и дочерьми Кирой и Серафимой встречает крёстный и соредактор «Фомы» Владимир Легойда. Начало 1997 года// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.70-73. - (раздел «Культура»).

Семейное чтение: 

Александр Ткаченко.  Апостол Петр. Отречение и покаяние ученика Христа. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.74-81. – (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»).

Школа «Фомы». Книга. Классики рекомендуют:

  *В литературной рубрике «Классики рекомендуют» мы рассказываем о любимых          книгах всемирно известных писателей и поэтов.

  Владимир Набоков  и  роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  [Вокруг Набокова, известного огромному числу людей по скандальной «Лолите» и Толстого, к концу жизни ставшего ярым критиком православной веры и Церкви, в          среде верующих кипит много споров. И          все же «Фома» не мог пройти мимо цитаты одного писателя о романе другого. Цитате, которая совершенно созвучна христианскому мировоззрению и дает важный ключ к прочтению «Анны Карениной»]

Владимир Набоков: [«Одна из величайших книг о любви  в мировой литературе “Анна Каренина” - не только роман-интрига. Толстого глубоко волновали вопросы нравственности как самые важные, вечные и общечеловеческие.  И вот какая нравственная идея заложена в “Анне Карениной” - вовсе не та, что вычитает небрежный читатель. Мораль не в том, что Анна должна платить за измену мужу <...> Так в чем же тогда нравственный смысл романа? Мы легче поймем его, если посмотрим на другую линию книги и сравним историю Левина - Кити с историей Вронского — Анны. Женитьба Левина основана на  метафизическом, а не на физическом представлении о любви, на готовности к самопожертвованию, на взаимном уважении. Союз Анны и Вронского основан лишь на физической любви и поэтому обречен. <…> Законы общества временны, Толстого же интересуют вечные проблемы. И вот его настоящий нравственный вывод: любовь не может быть только физической, ибо тогда она эгоистична, а эгоистичная любовь не созидает, а разрушает. Значит, она греховна. Толстой-художник с присущей ему силой образного видения сравнивает две любви, ставя их рядом и противопоставляя друг другу: физическую любовь  Вронского и Анны (бьющуюся в тисках сильной чувственности, но обреченную и бездуховную) и подлинную, истинно христианскую  (так ее называет Толстой) любовь Левина и Кити, тоже чувственную, но при этом исполненную гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия»]. Рисунок Анастасии Бабич// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.82-83. - (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

[Информация о книге]. Автор: Лев Николаевич Толстой (1828-1910) русский писатель, публицист и общественный деятель. Толстой — классик мировой литературы, чьи произведения  еще при жизни автора переводились и печатались во многих странах мира. Ил.: Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Иван Крамской, 1873; История создания: Роман «Анна Каренина» (1873-1877) частями публиковался в журнале «Русский вестник» и имел невероятный успех у читателей, которые каждый  раз с нетерпением ждали  продолжения. Существуют несколько вариантов объяснений того, как у Толстого возник замысел «Анны Карениной». Изложены три самых известных версии;  Содержание: «Анна Каренина» - это трагическая история  любви замужней женщины и офицера Алексея Вронского на фоне счастливого брака Константина Левина и Кити Щербацкой. Помимо размышлений об отношениях героев, Толстой в романе показывает масштабную панораму жизни и нравов России второй половины XIX века и делает множество психологических и философских отступлений, превращая семейную драму в монументальный роман о вечных темах и проблемах; Набоков и Толстой: В своих лекциях по русской литературе Набоков говорил: «Тургенева вы читаете, потому что это Тургенев. Толстого вы читаете потому, что просто не можете остановиться». Автор «Приглашения на казнь» и «Защиты Лужина» в одном интервью признавался, что равного Толстому он не находит ни в одной стране: «Я думаю, он много более велик, чем Пруст или Джойс»; О  произведении: В романе Толстой ставит множество острых нравственных проблем. Например, имеет ли право человек строить свое счастье ценой несчастья другого человека и в чем вообще заключается это счастье. Герои не однозначны, а сложны и противоречивы. Как замечал Федор Достоевский, в этом романе показано, что «законы духа человеческого столь еще неизвестны... сколь таинственны, что нет  и не может быть  судей окончательных, а есть Тот, Который говорит: “Мне отмщение, и Аз воздам”. Ему одному известна вся тайна мира сего и окончательная судьба человека»; Левин: вера и сомнения: Во время работы над романом Толстой не вел дневников, но многие его мысли  и чувства тех лет, как замечают исследователи, нашли отражение в образе Левина. Константин Левин — герой, который осознал, что такое семейное счастье, озаренное божественным светом. Недаром Толстой делает описание венчания Левина и его невесты Кити  своеобразным центром своего романа. Сомнения Левина на протяжении всего романа  приводят к тому, что к финалу герой очевидно больше склоняется к вере, чем к неверию. Он очень похож на самого Толстого в годы написания романа, о чем свидетельствует  запись из дневника Софьи Андреевны Толстой; Каренина: грех и покаяние. Образ Анны Карениной — это образ грешницы, которая предпочла избрать путь греха и гибели, но при этом, как показывает Толстой, в ней до самого конца сохраняется живое и жаждущее Бога чувство. Да, ее поступок - своевольное и греховное действо, однако Толстой не выносит ей ни оправдательный, ни обвинительный приговор: что суд человеческий может сказать в момент, когда человек отправляется на суд Божий?; «Мне отмщение и Аз воздам»: Много лет спустя Толстой признавался, что выбрал этот эпиграф к роману, «чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием  все то горькое, что идет не от людей, а от Бога и что испытала на себе Анна Каренина». Все судьбы героев романа, как, по мысли Толстого, и все судьбы людей, определяются их отношением к пониманию нравственного закона; Подготовила Ася Занегина// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.84-85. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»). На цветных врезках к материалу разбросаны «интересные факты»: «Лев Толстой не любил железные дороги». Фото (С.84); «1 роман — 30 фильмов». О киноадаптациях романа. Ил.: Актриса Татьяна Самойлова. Кадр из фильма «Анна Каренина», реж. А. Зархи, 1967 г. (C.85);  «Левин и Толстой: признание в любви» (романтическая сцена признания в любви Левина к Кити  автобиографична: именно так сам Лев Толстой объяснился в чувствах 17-летней Софье Берс — своей будущей жене. Ил.: Лев Толстой и Софья Андреевна. Фото. С.85.); Ф. М. Достоевский  [Цитата]: «“Анна Каренина” есть совершенство как художественное произведение, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться». Ил.: Портрет Ф. М. Достоевского. Перов В. 1872. С.85.

Какое же может быть чудо больше этого? Отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина». Отрывок приводится с сокращениями.  Заголовок отрывка дан редакцией. «Константин Левин». Иллюстрация Ореста Верейского, 1970-е гг.// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.86-87. - (раздел «Культура», рубрика «Школа Фомы”. Книга. Классики рекомендуют»).

Строфы:

                   Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Максим Амелин. ...Мой Тебе утреннюет дух. Подборка стихотворений («По утрам, восстав как из гроба...»; «Потерявши голову, плакать по волосам...»;   Надпись над дверями тбилисской бани /«Смертных сердца прожигая глаголом...»/; «Сложного сложнее, простого проще...»; Исповедь переписчика /«Я — переписчик, обитель святую лет...»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Наталии Кондратовой// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.88-89. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»). 

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

Вопросы о церковном искусстве:

Что такое строгановское письмо? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Икона  св. Максима  Исповедника. Имеет подпись: «По повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо человека ево Истомы Гордеева»// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Какую икону подарить на свадьбу? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Юлии Бондиной// Фома. - №9(209) – сентябрь 2020. – С.96. – (рубрика «Вопросы о церковном искусстве»).

Реклама: С.97.

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает певица Виктория Макарская. Фото Анастасии  Журавлевой// Фома. - №9(209) — сентябрь 2020. - С.98-99 /3-я стр. обложки/. - (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Меня затронул за живое ответ психолога Александра Ткаченко на «Вопрос номера»  (с.16).

2. Какую публикацию Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Невозможно остаться равнодушным, прочитав факты из жизни священномученика Николая Цветкова (с.34).

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Всегда с жадностью читаю  интервью верующих ученых. Хочется таких интервью побольше!

4-я страница обложки. Реклама мобильного приложения журнала «Фома»: СКАЧАЙТЕ  НАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕФОН ИЛИ ПЛАНШЕТ! Даются QR-коды, чтобы скачать приложение в Google Play и в App Store. А еще в приложении «Фомы» есть книги в формате еPub  и  pdf.

0
0
Сохранить
Поделиться: