Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 7 февраля.
Воскресенье, 7 февраля 2021 года, новомучеников и исповедников российских
В этот воскресный день Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших во время гонений за веру во Христа. Новомучениками и исповедниками Российскими называют людей, принявших смерть за веру после Октябрьской революции 1917 года. Среди убитых и замученных в эти годы - множество православных мирян, монахов, священнослужителей.
На сегодняшний день список новомучеников и исповедников Российских насчитывает более 1700 имён и число это постоянно растёт. Хотя после принятия в 2006 году закона «О персональных данных» доступ к судебно-следственным делам, содержащимся в российских архивах, усложнился. Всего за годы большевистского террора было убито около 130 тысяч священнослужителей. В их числе за веру во Христа в ХХ веке пострадали:
• святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси,
• священномученик Петр, митрополит Крутицкий,
• священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий,
• Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский,
• священномученик Серафим (Чичагов),
• царственные страстотерпцы, а также неявленные святые.
Подробнее о гонениях на Церковь в ХХ веке читайте в наших материалах:
• История новомучеников — не о сопротивлении, а о любви. Феликс Разумовский о цикле «Русская голгофа»
• «Прошлое, которое надо ворошить». Интервью с протоиереем Кириллом Каледой, настоятелем Храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове
• Чего мы не знаем о местах массового захоронения?
• Пустошь. Место, где хочется встать на колени
• Жития святых. Новомученики
Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской:
Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской
Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь».
Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской
О, святии Новомученицы и Исповедницы Российстии: Святителие и пастырие Церкве Христовы, Царственнии Страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии! Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите. Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа Сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
День памяти святых
Мученица Филицата Римская и сыновья ее, мученики Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал (около 164)
Святая мученица Филицата была родом из богатой римской семьи. У нее было 7 сыновей: Ианнуарий, Феликс, Филипп, Сильван, Александр, Виталий и Марциал. Жрецы обвинили ее в оскорблении богов через распространение христианской веры. Святая Филицата раздала всё свое имение и вместе с сыновьями открыто исповедала веру во Христа. Всех их предали мучениям. Святая Филицата, видя страдания своих сыновей, молила Бога, чтобы они устояли в подвиге и прежде нее вошли в Царство Небесное. Все сыновья мученически скончались на глазах матери. После них и сама святая Филицата претерпела мученическую кончину. Святая семья пострадала в Риме около 164 года. Мученице Филицате святитель Григорий Двоеслов посвятил похвальное слово в третьей беседе, произнесенной в храме ее имени.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (329 — 389)
Краткое житие епископа, отказавшегося от патриаршества, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Поплий Сирийский (около 380)
Принадлежал к сословию сенаторов (высшего государственного учреждения в Римской империи) и происходил из города Зевгма (Сирия). На высокой горе в тридцати верстах от города построил небольшую хижину и затем раздал все полученное от родителей имущество нищим. К преподобному начали стекаться во множестве желавшие разделять его подвиги. Он приказывал устраивать тесные келии, в которых посещал своих учеников очень часто, строго наблюдая, чтобы у них не было ничего, кроме самого необходимого. Хлеб, который оказывался у монахов, преподобный Поплий взвешивал на весах и, если у кого находилось более определенного количества хлеба, того называл чревоугодником, чрезмерно заботящимся о своем теле. Тех, у кого находил приготовленное кушанье, называл вкушающими скверну. По ночам святой обходил келии учеников, останавливаясь снаружи у дверей каждого. Если же кто спал, святой Поплий ударял рукою в дверь и сурово укорял леностного инока. Благодаря постоянному общению преподобного с учениками многие из них уподобились святому в подвижничестве: двое из них, Феотекн и Авфоний, по преставлении преподобного Поплия, несли на себе попечение о братии и настоятельство в обители, им основанной.
Преподобный Мар Певец (около 430)
Преподобный Мар в юности отличался красивой наружностью и обладал хорошим голосом. Во время праздников в честь святых мучеников он в совершенстве исполнял обязанности певца. Больше всего возлюбил он Бога и свято соблюдал его заповеди. Окруженный многими искушениями, святой Мар сохранил тело свое в девственной невинности, а душу – в непорочности и чистоте.
Удалился в селение Омиру (недалеко от города Кира, в сирийской провинции) и устроил себе небольшую хижину, в которой провел 37 лет. Много страдал в этой хижине преподобный от сырости, которая вредно действовала на его здоровье, но не хотел оставить своей хижины и прожил в ней до конца своей жизни. Отличался простотою и не терпел лукавства, а бедность считал за величайшее благополучие. Прожив 90 лет, он довольствовался одеждами из козьей шерсти, а для подкрепления телесных сил употреблял немного хлеба с солью.
Долго питал святой в своей душе горячее желание присутствовать при совершении Божественной литургии. Когда же священник совершил у него сие великое и спасительное Тайнодействие, преподобный Мар говорил, что душа его была исполнена неизреченной сладости, и он долго предавался размышлению, в глубоком смущении не дерзая взирать на небо.
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (1362)
Краткий рассказ о святом, с юности желавшего уединения для общения с Богом, слушайте на радио «Вера».
Преподобный Анатолий I Оптинский (Зерцалов) (1824 — 1894)
Краткое житие ученика преподобного Амвросия Оптинского, слушайте на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (1848 — 7 февраля 1918)
Рассказ о первом среди новомучеников, гонения на которого начались еще до революции 1917 года, читайте в нашем материале.
Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (18 февраля 1878 — 7 февраля 1929)
Рассказ о молодом епископе, которого безбожники ненавидели за отказ сотрудничать, которому мстили за верность Христу и Церкви, читайте в нашем материале.
Священномученик Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (8 марта 1876 — 7 февраля 1930)
Краткий рассказ о епископе-новомученике слушайте на радио «Вера».
Священномученик Стефан Грачев (30 декабря 1886 — 7 февраля 1938)
— Вы крестьянский сын, мы Вам предложим любую работу, нам нужны образованные люди.
— Не могу я этого сделать.
— Вы служили в царской армии, Вам предлагали там остаться?
— Это не мое призвание. Я вернулся в монастырь.
— А Вы знаете, что с Вами будет в будущем, и Вы с этим согласны?
— Да, я свой Крест буду нести до конца.
5 сентября 1937 года, в половине второго часа ночи пришли за священником Стефаном Грачевым. Семью в это время заперли на засов. Сотрудники НКВД забрали из дома абсолютно все, оставив семью без средств к существованию. Утром пришли односельчане, открыли матушку и детей, принесли, кто что мог. Семью отца Стефана выселили из церковной сторожки, а храм закрыли окончательно. Приют родным священника на Хуторе Холмецком дал один военный, которого перевели служить в Белоруссию. Семья Грачевых жила в этом доме до лета 1943 года.
Родился в деревне Тростная Севского уезда (ныне Комаричский район Брянской области) в крестьянской семье. Федор Иванович и Елизавета Прохоровна Грачевы имели четырех сыновей и четырех дочерей. Семья проводила на богослужениях в Богородицкой Площанской Пустыни, в пяти верстах от дома. Троих детей Грачевы отдали на воспитание в монастыри: дочь Елена была послушницей Брянского Петро-Павловского девичьего монастыря, дочь Пелагия — в Севском Троицком девичьем монастыре, а сын Стефан — в Площанской Пустыни. В обитель он поступил в 10 лет, воспитывался в строгости и благочестии у монастырских старцев, помогал отцу на сельских работах, а при достижении совершеннолетия в 1904 году был зачислен в братию монастыря послушником. В 1914 году был призван в армию, участвовал в боях под Вильно и Гродно. Получил младший офицерский чин, и за заслуги перед Родиной и беспримерную храбрость был удостоен двух Георгиевских крестов. После демобилизации из армии в 1918 году вновь поступил в родной монастырь, и нес там послушание вплоть до закрытия обители в 1921 году. Поскольку послушники в монастырях не дают иноческих обетов, через некоторое время Стефан Грачев женился на Анастасии Сергеевне Кириленковой, родом из деревни Гаврилова Гута, которая ухаживала в Пустыни за скотом.
С 1924 года Стефан стал служить псаломщиком. В марте 1929 года был рукоположен во диакона, а 23 марта 1930 года — в сан иерея.
2 июня 1930 года иерей Стефан был переведен в село Холмецкий Хутор Брасовского района. Храм села был построен помещиком Степаном Степановичем Апраксиным в 1797 году для жителей села Крупец. Центральный алтарь храма был освящен во имя Преподобного Макария Египетского, северный придел во имя Святых безсребренников Косьмы и Дамиана, а южный — во имя Мучеников Адриана и Наталии. Каменный храм был покрыт листовым железом, главы и кресты вызолочены, интерьер хорошо украшен. Помещик Апраксин подарил приходу старинную Тихвинскую икону Божией Матери. Народ почитал эту икону как чудотворную, и с нею ходили Крестным ходом по всем соседним селам и деревням.
Племянница отца Стефана, Пелагея Егоровна Митина, пишет о нем: «По характеру он был очень строгий. Мы, дети, все его очень любили, уважали и побаивались. Он никогда детей не ругал. Мы могли забраться на печку, играть, шуметь, мы трезвонили в колокола, у нас были свои небольшие колокольчики, пели духовные канты, и он нам в этом не мешал. Отец Стефан всегда ходил в подряснике. Было у него и свое хозяйство. Он ходил косить траву для скота, рубил дрова. У него прислуги не было, и всю работу делал сам. Умел пилить, строгать, ложки делать... Нас, <детей>, отец Стефан будил на Причастие, когда уже все Часы прочитаны, или когда Евангелие будут читать. Матушка отца Стефана нас будила…
Батюшка ел вместе с нами. Молились мы перед едой все вместе, а когда надо было — и на коленях. А вот на сон грядущий мы молились только с матушкой, а батюшка молился уже поздно отдельно, когда мы все засыпали. По характеру он был очень сдержанный и немногословный... знал хорошо нотную грамоту, перекладывал на ноты церковные песнопения. И что ему нужно было написать и разучить, пробовал пропеть это с нами, с детьми. Бывало, возьмет скрипку, проиграет мотив, и заставит нас пропеть его. И мы пели под скрипку.
Жил отец Стефан сначала не очень бедно, еда была самая обычная, деревенская, каша, картошка, молоко, яички, сало. Семья отца Стефана жила в приходской сторожке. Хозяйства не было, держали только корову, но из-за нее наложили непосильный налог на сдачу молока, а через некоторое время корову забрали. Тогда стали жить беднее, а в гонения жили и вовсе одним подаянием. Но во все времена матушка кормила всех нищих, отец Стефан говорил, чтобы никому не отказывала. Она вела нищих в дом, и угощала их.
Одна из жительниц села Холмецкий Хутор вспоминает: «Батюшка был хороший, следил за всем, чисто было, хорошо... Все прихожане очень любили его, нравился он всем. Караулка, в которой жила семья отца Стефана, была совсем тесная. Там стояла купель, в которой он крестил детей. Помню хорошо, что купель была желтая. Мы, дети, говорили, что она золотая. Приход был большой, детей крестили много. Четыре деревни: Холмечь, Хутор, Крупец, Гавриловка с тремя поселками: Яшкина Пасека, Соколы, Добровольский – несколько тысяч человек. В праздники народ едва помещался в храме, а на Пасху не помещался даже в ограде. Больше женщины стояли в храме, но и мужчины тоже, детей приводили много. Хор был большой... После ареста семью священника выгнали, а храм закрыли».
В ноябре 1935 года стало известно, что с храма, в котором служил о. Стефан, собираются снять колокола. Его вызвали в правление колхоза, где объявили постановление правительства о снятии колоколов с храмов. Предложили дать подписку об ответственности за возможные волнения в церковном приходе. Отец Стефан ответил, что лучше ему быть арестованным, чем призывать прихожан снять колокола по приказу власти. На требование отдать ключи от храма он сказал, что ключи не у него, а у председателя ревизионной комиссии, который вскоре пришел в храм, но отдать ключи отказался. Тогда представители власти взломали замок в храме и вывезли колокола. Несколько месяцев спустя Священномученик Архиепископ Смоленский Серафим (Остроумов), в ведении которого с 30 декабря 1935 года находилась Брянская Епархия, направил приходским священникам через благочинных циркулярное письмо, в котором убеждал не противодействовать представителям власти при снятии колоколов, так как важнее было не дать повода к закрытию храма, чем сохранить колокольный звон.
26 августа 1936 года священник Стефан был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму города Брянск. «Когда отца Стефана посадили в тюрьму в первый раз, — вспоминает Пелагея Егоровна Митина, — мы с дедушкой Федором Ивановичем ходили повидать его. Мы подали записку, что разыскиваем Степана Грачева, и можно ли ему передать посылку. Этого не разрешили. Мы решили передать ему посылку на улице. Когда заключенных в тюрьме выводили на работу, а это было очень рано, в пять часов утра, их ставили по двенадцать рядов и выводили на реку Десну, там разгружали товарные поезда. Тогда там была отводная от станции ветка. Был камень, дрова для города. А мы стояли на высоком месте, чтобы было всех видно. Бывало, кричали в толпе: «Дочка, бросай хлеб, мы отцу Стефану передадим». А отец Стефан нас увидит, кашлянет (а по кашлю мы его всегда узнавали) и говорит нам: «Мы идем на работу». А самого его мы не видели, но слышали, что он идет в этой толпе. Я бросала в толпу заключенных хлеб. В свертке были обычно кусок хлеба и кусок сала. А в другой раз он попросил передать портянки. Так мы передавали ему посылки несколько раз».
Через три месяца допросов обвиняемый отец Стефан Грачев был освобожден за недоказанностью обвинения.
По воспоминаниям Пелагии Егоровны, отец Стефан после освобождения из заключения пришел к своему брату Егору, который жил в Брянске. Он рассказал, что в тюрьме его принуждали отречься от веры, но он ответил, что будет нести свой Крест до конца. Родные предлагали ему оставить приход и уехать к брату Егору в Брянск, но отец Стефан отказался, повторив, что Крест свой будет нести до конца.
4 сентября 1937 года был арестован протоиерей Алексий Соколов. Узнав об этом, отец Стефан сказал своей супруге, чтобы она готовилась к его аресту и сушила сухари для него. Перед этим, предчувствуя арест, он советовал иеромонаху Анатолию (Даньшину), который служил на его приходе псаломщиком, собрать вещи и пробираться к Москве, к Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Однако того арестовали раньше, 20 июля. Приходил батюшка и к своему отцу Федору Ивановичу в деревню попрощаться.
Как рассказывает Пелагея Егоровна, в день перед арестом в храме, где служил иерей Стефан, явно слышался человеческий плач. Люди прибежали в церковную ограду, зашли в дом к матушке и сказали: «Батюшка закрыл кого-то в церкви, там кто-то плачет». Отец Стефан сам пошел открывать храм вместе с народом. Они обошли все внутри, и никого не нашли.
Отец Стефан отрицал обвинение в контрреволюционной деятельности. Постановлением Особой тройки при Управлении НКВД по Орловской области от 29-30 ноября 1937 он был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Принял мученическую кончину 7 февраля 1938 года в городе Брянск.
Мученик Борис Заварин (23 апреля 1910 — 7 февраля 1938)
— Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Дайте исчерпывающие показания следствию по данному вопросу, – потребовал следователь от Бориса Сергеевича.
— Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю, — ответил псаломщик.
— Скажите следствию, каково ваше социальное происхождение?
— Сын священника.
Родился в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника Сергия и его супруги Александры. По окончании, уже в советское время, семилетней школы Борис поступил в храм псаломщиком и служил в Воскресенской церкви погоста Раслово Грязовецкого района Вологодской области.
16 января 1938 года власти арестовали Бориса Сергеевича. В тот же день были допрошены дежурные свидетели: почтальон и учитель школы. Они показали, будто Борис Заварин «агитировал, что нам терпеть насилие со стороны безбожной власти нельзя, надо действовать, при этом высказывал террористическое настроение по адресу партии ВКП(б)... агитировал колхозников, чтобы они не подчинялись установленной трудовой дисциплине и чтобы не выходили на работу, говоря им, что хотя вы и работаете, но ничего не получаете, сидите голодные, разутые, раздетые, нужно уходить из колхозов. Заварин ходил с попом со славой по деревням колхоза, где также агитировал против колхозов, говоря, что они не рентабельны и скоро развалятся».
17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными.
18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено. 21 января состоялось заседание тройки, которая приговорила Бориса Сергеевича к расстрелу. Псаломщик Борис Заварин был расстрелян 7 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Икона Божией Матери «Утоли моя печали» (1640)
Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах (в Садовниках) в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист. Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», находятся во многих храмах Москвы и других городов. Отличительная особенность образа: Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.
Прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году, хотя принесли ее в Москву казаки еще в 1640 году.
После разрушения богоборческой властью в 30-е годы прошлого века Никольского храма в Садовниках образ перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне.
Рассказ о чудотворной иконе слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
С какими просьбами обращаются к новомученикам и исповедникам Российским?
Первая половина двадцатого века была страшным периодом для нашей Церкви — верующие не желали отрекаться от Христа, как требовала власть, и принимали за это страдания до смерти. Их чаще всего просят об укреплении веры. А ещё о том, чтобы стойко и без ропота выдерживать испытания.
Более 100 лет, с 1918 года совершается поминовение невинно пострадавших от рук безбожников, после издания Поместным собором в Москве определения «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Определением устанавливалась единая дата молитвенного поминовения — 7 февраля по новому стилю, если этот день совпадал с воскресным днём, а если не совпадал — то в ближайшее воскресенье после указанной даты. Несколько позже профессором Борисом Тураевым и иеромонахом Афанасием (Сахаровым) была составлена «Служба всех святых в земле Русской просиявших».
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 35 — 43
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет. 38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: 41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Первое Послание Апостола Павла к Тимофею, глава 1, стих 15 — 17
15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. 16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. 17 Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
В день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается память святых из числа новомучеников, дата смерти которых неизвестна. По информации регионального общественного фонда «Памяти мучеников и исповедников Русской православной церкви», среди них несколько десятков священников, монахов и мирян, как мужчин, так и женщин. На иконе «без подписи» изображены в том числе и они:
- Священномученик Константин (Алексеев) священник (1918)
- Священномученик Алексий (Канцеров) священник (1918)
- Священномученик Алексий (Меркурьев) священник (1918)
- Священномученик Матфий (Рябцев) священник (11.1918)
- Священномученик Стефан (Семенченко) священник (03.1919)
- Священномученик Трофим (Кузнецов) священник (1919)
- Священномученик Порфирий (Фелонин) священник (1919)
- Священномученик Николай (Силин) священник (1919)
- Священномученик Леонид (Лебедев) священник (1921)
- Священномученик Николай (Розин) священник (1930)
- Священномученик Владимир (Талюш) священник (после 1933)
- Священномученик Михаил (Мякишев) священник (1937)
- Священномученик Николай (Мацкевич) священник (после 1937)
- Священномученик Порфирий (Рубанович) протоиерей (после 1937)
- Священномученик Матфей (Крицук) протоиерей (1950)
- Священноисповедник Николай (Гашев) священник (1930)
- Священноисповедник Павел (Любимов) диакон (после 1930)
- Священноисповедник Михаил (Марков) священник (после 1930)
- Священноисповедник Петр (Розанов) протоиерей (после 1930)
- Священноисповедник Петр (Фаворитов) диакон (1931)
- Преподобномученик Никифор (Югов) монах (1918)
- Мученик Исидор (Решеткин) псаломщик (1921)
- Мученик Иоанн (Сокардин) мирянин (05.1930)
- Мученик Киприан (Яценко) мирянин (после 1930)
- Преподобномученица Агафия (Крапивникова) послушница (1937)
- Преподобномученица Мария (Портнова) послушница (1937)
- Преподобномученица Евдокия (Андрианова) послушница (1942)
- Преподобноисповедница Евдокия (Бучинева) послушница (1931)
- Преподобноисповедница Афанасия (Лепешкина) игумения (1931)
- Мученица Александра (Лебедева) мирянка (1937)
- Мученица Мария (Стефани) мирянка (1937)
- Мученица Наталия (Сивакова) мирянка (02.1941)
- Мученица Домна (Василькова) мирянка (1942)
- Мученица Анна (Водоланова) мирянка (1942)
- Мученица Ирина (Гуменюк) мирянка (1942)
- Мученица Акилина (Дубовская) мирянка (1942)
- Мученица Марфа (Дударенко) мирянка (1942)
- Мученица Наталия (Карих) мирянка (1942)
- Мученица Наталия (Копытина) мирянка (1942)
- Мученица Татиана (Кушнир) мирянка (1942)
- Мученица Ксения (Радунь) мирянка (1942)
- Мученица Александра (Смолякова) мирянка (1942)
- Мученица Иустина (Меланич) мирянка (после 1942)
В сегодняшний воскресный день редакция «Фомы» вместе с читателями обращается к ним: молите Бога о нас!