7 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Сын священника и будущий исповедник родился 18 февраля 1878 года; по окончании Казанской духовной академии принял монашество и был рукоположен во иеромонаха; в 1902 году его назначили на должность московского епархиального миссионера. Выбрав служение Христу, он беззаветно и самоотверженно исполнял свои обязанности, двери его квартиры всегда были открыты для всех вопрошающих.

КАК ХОТЕЛ БЫ Я ОТКРЫТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ ...

В 1906 году иеромонах Петр по рекомендации митрополита Московского Владимира (Богоявленского) был назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. Но дьявол восстал на ревностного подвижника — посыпались клеветы, доносы, угрозы и предупреждения, что его не допустят быть епископом. «Мы доставим ему счастье проехать на Соловки», — писалось в доносах. Несколько лет продолжались эти нападки, давшие возможность будущему святителю укрепиться в борьбе с врагом рода человеческого, возрасти в мудрости в обращении с людьми, научиться не надеяться на помощь начальства, а только на Бога.

Назначенный наместником Белевского Спасо-Преображенского монастыря, отец Петр неустанно проповедовал слово Божие, стараясь открыть людям глаза на то ужасное положение, в котором они оказались. Наблюдая с разных сторон надвигающиеся на страну беды еще довоенного, ныне многим кажущегося благополучным года, отец Петр говорил: «И как не быть смертоносным язвам в стране нашей, когда мы отступаем от Бога и навлекаем на себя Его праведный гнев?! Еще удивляться надо безмерному долготерпению Божию, что Он милостиво карает нас, надо горячо благодарить Его, что не погубляет нас окончательно... Покаемся же и исправимся, и обратимся к Богу, от Которого отступили!»

Но не покаялись и не обратились, и наступило время гонений... Как во время паники на тонущем корабле: кто бежит, стараясь спасти свою жизнь, кто договаривается с топящими корабль о предательском сотрудничестве, кто выбирает твердый камень — Христа. Во время гонений открылись широкие возможности для всех, кто в архиерейской митре видел венец терновый Христа. 14 февраля 1919 года Патриарх Тихон рукоположил архимандрита Петра во епископа.

Государство уже не поддерживало Церковь, а только ее предателей и врагов — обновленцев, и потому вставал вопрос: каков должен быть архиерей, когда нет дружественной власти, почти нет организованной церковной структуры, нет у народа материальных средств и отбираются храмы? Оставалось, как в древности, только одно — борясь за спасение своей души, стать образцом православного архипастыря, религиозным вождем церковного народа своей епархии, ведущим его ко спасению. Святитель Петр служил, стараясь, чтобы во время служб пел весь приход, он отменил клирос — хор, символизирующий церковный народ, возвратив символу его действительное значение. Безбожники ненавидели владыку Петра: тюрьмы следовали за тюрьмами и сменялись ссылками. Но эти гонения воспринимались архипастырем не как какие-то тяготы, а как Божий дар, возводящий на еще большую высоту, ближе к Христу. «Как хотел бы я открыть свое сердце и показать вам, как страдания очищают сердце», — говорил он своим духовным детям после заключения в Бутырской тюрьме.

В 1927 году государство, исповедующее своей официальной религией безбожие, выдало архиепископу Воронежскому Петру (Звереву) высшую по тем временам награду за ревностное служение Христовой Церкви — десять лет заключения в Соловецком концлагере. Господь, однако, счел подвижника созревшим раньше назначенного судьями срока — архиепископ Петр скончался в Соловецком концлагере на острове Анзер 7 февраля 1929 года. Призывая Своего славного последователя к Себе, Господь даровал веру свидетелям его смерти и погребения и тем, кому пришлось обретать их 17 июня 1999 года, что мощи святителя будут обязательно явлены. Сейчас мощи священномученика Петра пребывают в Филипповском храме Соловецкого мужского монастыря.

Полный текст жития священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль». Тверь, 2005.

0
2
Сохранить
Поделиться: