Третьего июля мы обращаемся в молитве к священномученикам Мефодию Патарскому, Аристоклию, Димитриану и Афанасию, благоверному князю Глебу Владимирскому, святителю Мине Полоцкому, Гурию Казанскому, и Левкию Врунтисиопольскому, мученикам Инне, Пинне и Римме, праведному Николаю Кавасиле и исповеднику новомученику Николаю Флорову.
В третье воскресенье по Пятидесятнице Церковь совершает память нескольких соборов. Это означает, что в каждом храме вне зависимости от его местонахождения обращаются в молитве к святым Белорусской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской и Удмуртской земли. Десятки лет мы обращаемся в это воскресенье сразу ко всем святым (в большинстве случаем их десятки) этих мест.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь — посещению храма. С утра мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованием, а также с краткими житиями поминаемых Церковью 26 июня святых.
День памяти святых
Священномученик Мефодий Патарский (312)
Епископ Патарский (Ликийской области в Малой Азии) отличался иноческим смирением, при этом активно боролся с ересями. Сохранились его сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания.
Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя и в 312 году был приговорен к смерти.
Благоверный князь Глеб Владимирский (XII)
Краткое житие сына святого Андрея Боголюбского слушайте на радио «Вера».
Святитель Мина Полоцкий (1116)
Святитель Мина жил, трудился и молился в Киево-Печерском монастыре. В конце 1105 года он стал епископом Полоцким, активным миссионером. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике.
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630)
Краткое житие святителя, принявшего великую схиму в конце жизни, слушайте на радио «Вера».
Мученики Инна, Пинна и Римма (I–II)
Почти 2 тысячелетия 3 июля именины празднуют все, крещеные в честь Инны, Пинны и Риммы, хотя в начале нашей эры имена Римма и Инна считались мужскими.
Слушайте житие мучеников подробнее на радио «Вера».
Священномученик Аристоклий, Димитриан и мученик Афанасий (около 306)
Священник Аристоклий родился в кипрском городе Тамасе и служил в соборной церкви. Во время гонения на христиан он устрашился мучений, ушел из города и скрывался в горной пещере. Однажды во время молитвы он услышал повеление от Господа вернуться на остров Кипр и пострадать за Христа. Святой Аристоклий покорно отправился обратно и по пути посетил храм святого апостола Варнавы, где встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия и рассказал о видении. Святые Димитриан и Афанасий решили вместе с ним принять мученический венец.
Святитель Левкий Врунтисиопольского (V)
Воспитанного отцом в монастыре в 25 лет его избрали архимандритом обители. Слушайте житией Святителя и исповедника Левкия на радио «Вера».
Праведный Николай Кавасила (около 1397)
Выдающийся христианский писатель и богослов, святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года.
Собор Вологодских святых
Тропарь Собору Вологодских святых
Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Него же и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога// спастися душам нашим.
Собор Новгородских святых
Тропарь Собору Новгородских святых
Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,// спастися душам нашим.
Собор Белорусских святых
Тропарь Собору Белорусских святых
Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,// да в вере и делех плод добр принесем.
Собор Псковских святых
В него входят православные подвижники, чье служение связано со Псковом. Дата торжества установлена в 1987 году митрополитом Псковским Иоанном с благословления патриарха Московского и всея Руси Пимена. Праздник преходящий, и каждый год он отмечается в разную дату. Традиционно он приходится на третью неделю по Пятидесятнице, то есть через три недели после Троицы.
Собор Санкт-Петербургских святых
Тропарь Собору Санкт-Петербургских святых
Днесь светло красуется град святаго Петра,/ яко наста честнаго торжества преславный день,/ воньже людие христоименитии славословят Бога Вседержителя,/ на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго,/ и воспевают Заступницу усердную рода христианскаго,/ доныне столицу северную в мире и благоденствии сохраняющую,/ величают же и покровителя своего,/ святаго благовернаго и великаго князя Александра Невскаго,/ молитвы ко Пресвятей Троице возносящаго,/ да помилует Господь и на будущыя времена люди Своя,// и покрыет град сей благодатию Своею, яко милосе́д.
Собор Удмуртских святых
Празднование установлено в 2018 году. В состав Собора вошли 12 новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа с 1918 по 1937 год.
Новомученики и исповедники
Исповедник Николай Флоров (10 октября 1870 — 3 июля 1933)
«Мы, пастыри, в частности, отец Николай Флоров, оборвались до невозможности. В особенности отец Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что» — писал в 1929 году в епархиальный совет клирик Благовещенского храма в селе Окатьево протоиерей Александр Чемоданов.
При этом сам отец Николай писал супруге, что живет спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку.
Николай Семенович Флоров родился в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника. После женитьбы в 1895 году был рукоположен в сан диакона, а затем и священника.
Служил в разных селах Вятской губернии, трудился законоучителем в училищах по месту служения; составил церковноприходскую летопись Вознесенской церкви села Гостево, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина; проводил народные чтения о Святой Земле; многократно публиковался в «Вятских епархиальных ведомостях»; возглавлял церковноприходские школы.
В годы Первой мировой войны много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь-проповедник». За эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, которые свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей.
В июле 1918 года в городе Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства, среди которых — священник Николай Флоров. По его словам, он был освобожден благодаря ходатайству красноармейца — сына священника Ивана Тепляшина.
В 1923 году был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. В феврале 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения. В эти годы он был возведен в сан протоиерея.
После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево, где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом.
Вскоре он был приглашен на службу в село Кобра, где в течение двух лет перед этим были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что его ожидает арест, протоиерей Николай, тем не менее, приехал служить в село Кобру.
В октябре 1932 года протоиерей Николай Флоров был арестован. Почти за год до ареста он сделал на тетрадном листочке запись карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября».
Протоиерей Николай был осужден на три года высылки в Северный край. Но будучи тяжело больным, он был освобожден из заключения в связи с переполненностью тюрем в едва живом состоянии 3 июля 1933 года. В тот же день он скончался.
Был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года.
Иконы Божией Матери
Казанская Коробейниковская
Величайшая алтайская святыня находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова с начала XX века. Храм был возведен в 1902 году. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери. Схимонахиня Георгия (местная жительница), вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог».
В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Божия Матерь явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца, но около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. И постепенно образ начал проясняться, а в 1972 году произошло чудо — икона обновилась. Уже в 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма.
2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе.
Моденская (Косинская)
Рассказ о чудотворной иконе, привезенной в России графом Борисом Шереметьевым, слушайте на радио «Вера».
Особенности богослужения
В прошлый раз мы разобрали молитву «Отче наш». Сегодня продолжаем рассказывать об особенностях важнейшего Таинства нашей Церкви.
После «Отче наш» священник возглашает: Мир всем.
Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор отвечает: Аминь.
Затем в алтаре священник произносит Тайные молитвы:
Вонми, Го́поди Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам
И трижды обращается к Господу:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.
Во время чтения это тайной молитвы, диакон стоит перед Царскими вратами и опоясывается орарем крестообразно.
Священник стоит на своем месте перед престолом и также, как и диакон, поклоняется, говоря тайно трижды.
При возгласе диакона: «вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая — святым». Что означает, что Святые Дары могут быть преподаны только верующим, которые освятили себя молитвою, постом и покаянием.
Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее:
Традиции праздника
В воспоминание событий 3 июля 1994 года стал традиционным Крестный ход в Коробейниково из Барнаула — 250 километров идут тысячи богомольцев с Алтая, Сибири и всех уголков России, чтобы поклониться Коробейниковской Казанской иконе Пресвятой Богородицы.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 22 — 33
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?" 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к римлянам, глава 5, стихи 1 — 10
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Редакция «Фомы» поздравляет вас с воскресным днем!