Имена этих, как их иногда называют, первых русских святых, мужественных миссионеров-исповедников, не побоявшихся нести Благую весть таким диким племенам, от которых никто из попавших к ним в руки чужаков живым не возвращался, вдруг стали в XX веке… женскими. Кем же были небесные покровители тысяч наших соотечественниц?

Крещенные апостолом

В архиве Симферополя сохранился документ под названием «Всем священникам Симферопольской и Крымской епархии»: «Прошу вас, отцы всечестные, поминать на отпустах литургии, вечерни и утрени святых мучеников Инну, Пинну, Римму, ибо их надо считать крымскими святыми. Это — очень древние мученики». Этот документ подписан 30 октября 1950 года святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским.

Святые мученики Инна, Пинна и Римма (I–II вв.) были, по одним источникам, ильменьские славяне-русы родом c севера Великой Скифии, по другим — готы или тавроскифы, жившие между Алуштой и Балаклавой. По преданию, апостол Андрей Первозванный крестил их, рукоположил во священники и отправил на проповедь среди греков и инородцев Таврии.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной»

Все древние авторы, от Гомера и Геродота до Страбона и Полибия, говорят о том, что земля эта была сказочно богата, но нравы здесь были настолько дикие, что ужасали даже, казалось бы, ко всему привычный языческий мир. Чего стоят только описания кровавых пиров тавроскифов, где чашами служили черепа, наполненные кровью побежденных: у них, по утверждению греков, считалось, что эта кровь придает силы для новых побед. На юге Крымского полуострова, у мыса Фиолент, в древности действительно часто разбивались греческие и финикийские суда. А спасшихся моряков, добравшихся до берега, местные жители ловили и приносили в жертву.

Инна, Пинна и Римма: вы наверняка не знали об этих святых... мужчинах! Кто же они?
Миниатюра минология Василия II

Свидетельство о мученической кончине Инны, Пинны и Риммы сохранилось в Асta Sanctorum («Деяния святых» — многотомное издание житий святых, составленное по всем известным источникам и снабженное необходимыми исследовательскими комментариями). Согласно этому источнику, правитель, велевший схватить миссионеров, приказал, «чтобы исповедники Христовы погибли от холода. Мученики были привязаны к прямым и твердым бревнам, установленным посреди потока, и, хотя стояло ветреное и холодное время года и твердую гладь воды сковал мороз, они оставались неподвижны, пока не достигли предела земной жизни, предав свои блаженные души в руци Божии».

Христиане тайно погребли их тела. Впоследствии местный епископ положил их в раке соборного храма. А спустя семь лет мученики, по преданию, явились ему и велели перенести их мощи в «сухую пристань». Историк Церкви профессор Евгений Голубинский предположил, что мощи Инны, Пинны и Риммы были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты.

Братство святых

Но почему именно святителю Луке, который сам прошел горнило сталинских гонений и на собственном опыте и на примере тысяч своих братьев и сестер по вере знал, что означает быть исповедником среди людей, которым ненавистно само имя Христа, — почему именно ему было так важно заставить всю Русскую Церковь вспомнить этих, казалось бы, столь прочно забытых ею святых?

Архиепископ Лука прибыл на Крымскую кафедру 26 мая 1946 года. И что он увидел? Послевоенную разруху, закрытые храмы… Уполномоченные по делам религии писали, что в Крыму многие церкви давно бы позакрывались, если бы владыка Лука не поддерживал их материально, не переводил бы в пустующие храмы священников. Но положение с кадрами в епархии было катастрофическим. А священников из других епархий в Крыму не прописывали, и они вынуждены были уезжать. Духовных школ в епархии не было, и уровень богословской подготовки священнослужителей оставлял желать лучшего. По отзывам крымских старожилов, религиозность русского населения Крыма и раньше была не особо высока, и церкви поддерживались главным образом греками и болгарами. Но во время Великой Отечественной войны их выселили из Крыма….

Много сил приложил владыка, чтобы навести порядок в епархии: не давал закрывать старые храмы, открывал новые, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с сектантами.

Инна, Пинна и Римма: вы наверняка не знали об этих святых... мужчинах! Кто же они?
Архиепископ Лука после службы у собора Святой Троицы. Симферополь. 1953 г.

И возродить память о святых мучениках Инне, Пинне и Римме было для него священным долгом. Ведь этот первый плод веры, мученический подвиг наших далеких предков, который они принесли как дар своей любви к Спасителю, был началом собирания драгоценной духовной сокровищницы — великого сонма всех святых, в земле Российской просиявших.

***

В Приморском парке Алушты, рядом с набережной возведена часовня святых мучеников Инны, Пинны, Риммы. Но только сейчас в церковной среде восстанавливается их почитание. Хотя особой службы им, о которой мечтал святитель Лука, пока нет.

2
21
Сохранить
Поделиться: