Светлое Христово воскресенье, праздник праздников – важнейший воскресный день года. Кто хотя бы раз приходил в святую ночь в храм, навсегда запомнит чувство внутренней радости и торжества.
Пасха 2020 года – уникальна в жизни современных христиан. При всем желании многие не могут попасть в храм, пройти крестным ходом, участвовать в Таинствах. Но Господь слышит того, кто к нему обращается. И весть о Его воскресении приходит в каждый дом, где хранят любовь к ближним и стараются молиться. Ничто не может заменить нам участие в богослужении и Причастие. Но в пасхальную ночь все – постившиеся и непостившиеся – смогут смотреть и слушать трансляцию богослужения и зажечь в мире свет!
Происходящее в храме в Пасхальную ночь пронизано Радостью о Воскресшем Христе. Вслушиваясь в слова молитв, вникая в их смысл, мы становимся причастными происходящему в Церкви. Чтобы суметь прожить и прочувствовать пасхальное богослужение оставшись дома, мы готовимся к воскресенью: изучаем особенности и традиции праздника, отрывок из Евангелия и его толкование, краткие жития святых, почитаемых 19 апреля.
Воскресенье, 19 АПРЕЛЯ 2020 года, ПАСХА
Воскресение Иисуса Христа — центральное событие всей Священной истории, самый первый христианский праздник. Об этом чуде повествуют все четыре евангелиста – Матфей (18 глава, стих 6), Марк (глава 16, стих 6), Лука (глава 24, стих 6) и Иоанн (глава 20, стих 6), – хотя они и не были его непосредственными свидетелями. Около двух тысяч лет христиане празднуют событие, которое никто из людей не видел. Именно его мы отмечаем еженедельно, но только раз в год называем Пасхой.
Мы все соприкасаемся с этим знанием о Воскресении Спасителя, но святым оно ближе – их вера преображала душу и меняла жизнь. У простых христиан, и тем более сомневающихся, веры, кажется, меньше. Но есть понимание, что Воскресение Христово – это не фейк, а опыт святой Церкви. И жизнь каждого человека становится путем к достижению веры в то, что Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей: как наших далеких предков, живших до пришествия Спасителя в мир, так и нас. И даже тех, кто когда-нибудь еще будет жить на земле.
Не зависящие от нас обстоятельства многим не позволяют молиться в храме на Пасху. Не будем расстраиваться. Можно отметить Пасху в условиях карантина. Вспомним, что церковные службы, происходящие в эти дни, не строго привязаны к дате, они символичны – важен их смысл. Изучая особенности пасхального богослужения, мы можем заранее подготовиться к нему. Находясь дома, в одиночестве или в кругу семьи, прикоснуться к тому, что происходило в Иерусалиме две тысячи лет назад.
Пасху называют праздником праздников, потому что в ней сердце православной реальности. И сегодня мы призваны воспринимать наше настоящее в свете реальности победы Спасителя над смертью.
Тропарь на Светлое Христово Воскресение:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
Кондак на Светлое Христово Воскресение:
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
Подробнее о Воскресении Христовом читайте в наших материалах:
• Иконография Пасхи: какие бывают пасхальные иконы
• Путь из ада: история празднования Пасхи
• 8 вопросов современников о воскресении из мертвых
День памяти святых:
Мученики Иеремия и иерей Архилия претерпели страдания в III веке, о чем свидетельствует святитель Григорий Двоеслов († 604, память 12 марта).
Преподобная Платонида Сирская (308). Диаконисса, затем основательница женского монастыря в Низибийской пустыне со строгим уставом: монахини принимали пищу один раз в день, молились или выполняли послушания. По пятницам, в день воспоминания Крестных страданий Спасителя, сестры прекращали работать, а в промежутках между службами в храме слушали чтение и разъяснение Священного Писания. До глубокой старости преподобная Платонида оставалась примером монашеского подвига, кротости и любви к ближним.
120 мучеников Персидских (около 344–347). Были взяты в плен по приказу персидского царя Сапора, страдали от голода в тюрьме. Праведная Снандулия узнала дату казни – организовала трапезу и подарила будущим мученикам праздничную белоснежную одежду. На следующее утро пришла рано и попросила хранить верность Богу. За твердость в исповедании веры после тяжких мук святые были сожжены. В числе святых мучеников было девять дев, посвятивших себя на служение Богу. Праведная Снандулия сумела в ту же ночь украсть тела, спасая от надругательств язычников.
Святитель Евтихий, архиепископ Константинопольский (582). Был сыном воина и внуком священника. В 12 лет из родного селения «Божественное» уехал в Константинополь, где получил образование, но избрал монашеский путь в Амасийском монастыре. Был избран архимандритом, а в 552 году – патриархом.
В 565 году за обличение ереси император Юстиниан приказал сорвать с него патриаршее облачение в храме и отправить в ссылку в Амасийский монастырь. За 12 лет изгнания святитель совершил много чудес: исцелял глухонемых, неизлечимо больных и прокаженных, изгонял бесов, выдавал зерно голодающим (запасы зерна в обители не кончались), пророчествовал. Через четыре с половиной года после возвращения на патриарший престол святитель Евтихий собрал весь клир, преподал благословение и с миром отошел ко Господу в Фомино воскресенье 582 года.
Равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский (885). Вместе с братом равноапостольным Кириллом стал первоучителем и просветителем славянским. Был старшим из семи братьев, и поначалу поступил на военную службу и был правителем, но через 10 лет ушел в монастырь на гору Олимп, откуда был призван на проповедь. Помогал Кириллу и ученикам составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Претерпел страдания и тюремное заключение в Швабрии за проповедь на славянском. После возвращения в столицу Моравии с помощью двух учеников перевел Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался в возрасте около 60 лет.
Об удивительной жизни святых братьяв-миссионеров читайте и смотрите в нашем материале.
Новомученики и исповедники российские:
Мученики Петр Жуков и Прохор Михайлов и с ними пострадавшие (1918). 27 марта 1918 года в Знаменскую церковь села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились представители новой власти и вооруженные красногвардейцы описывать церковное имущество. При этом взяли из небогатой церкви все деньги. На волостном сходе в апреле прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев за незаконный захват. Особенно отличались своей ревностью в защите храма Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около 30 человек. В здании волостного комитета их избили, а затем повели в уездный город Вышний Волочек. У Петра Жукова вся голова была в ранах, переломаны пальцы, разрезаны скулы и язык. Не меньше мучений перенес за последние 2 дня жизни и Прохор Михайлов: восемь штыковых ран, потеря сознания и нечувствительность к пыткам. По пути в город красногвардейцы убили десять человек.
8 апреля тела новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе. Епископ Тверской Серафим (Александров) благословил оповестить о случившемся по всей епархии и отслужить всенародные панихиды во всех городских и сельских церквях.
Священномученики Иоанн (1891–1934) и Иаков (1896–1943) Бойковы избрали служение Церкви после революции 1917-го года. В их судьбе много общего и поминаем мы их в один день – 19 апреля 1943 года, точная дата смерти в лагере известна лишь у младшего, отца Иакова.
Родились в Тверской губернии в семье священника Иакова Ивановича и его супруги Александры Васильевны Бойковых. Старший брат закончил семинарию, а младший успел закончить лишь духовное училище и поступил в Московскую духовную академию только в 1917, которую власти вскоре закрыли. Оба брата работали некоторое время учителями, но не нашли возможным трудится в советской школе. Оба решили стать пастырями: старший брат в 1921, младший – в 1923 году. И сразу же были лишены гражданских прав. Несмотря на гонения и уговоры близких не оставляли служение вплоть до ареста: старший служил Церкви в течение 10 лет, младший – 15.
В храме села Залужанье Тверской губернии отец Иоанн служил до 1929 года. В это время началась коллективизация. После закрытия храма, жена стала просить его оставить служение. Уговаривали и крестьяне, опасаясь его ареста:
- Отец Иван, ведь уже и в Москве всё разрушают, храмы взрывают, оставь служение.
- Нет, я не изменник Богу. Море переплывешь – на берегу утонешь.
Чтобы из-за его священства власти не преследовали семью, он разрешил жене развестись. До ареста в марте 1931 года служил в других храмах, навещая семью тайно и по ночам. 20 апреля тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
После ареста священника у его бывшей жены отобрали все имущество (от одежды до игрушек, разрешили взять только то, что успели надеть) и жилье. Дочерям Нине и Вере было тогда 8 лет и 4 года. Впереди были годы лишений, выжить семье удалось чудом.
Почти в самом начале заключения в Вишерском лагере отец Иоанн заболел туберкулезом. Как и младший брат, он не перенес и половину срока заключения.
Отец Иаков в 27 лет был рукоположен во священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье Бежецкого уезда. В семье началась бедная жизнь (из-за непосильных налогов) с несколькими переездами из-за закрытия храмов.
- Яков, бросай ты служить в церкви, уходи, ведь мы только и делаем, что налоги платим, хуже нищих живем.
- Я сана с себя никогда не сниму. Никогда не стану предателем Церкви.
Вскоре после доноса секретного сотрудника НКВД ночью 9 февраля 1938 года в дом пришли с обыском. Отец Иаков был арестован и простился с женой и дочерью навсегда. 13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к 10 годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был сослан в Екатеринбургскую область. Положение в лагере во время войны ухудшилось, запретили переписку и сократили паек. Кому недоставало сил выполнить норму – переставали кормить. Отец Иаков умер в лагере от голода 19 апреля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.
Сохранились письма братьев-священномучеников из заключения. Из них становится ясно, как сильно они страдали физически (отец Иоанн заболел туберкулезом, Иаков практически оглох), в каких нечеловеческих условиях жизни и работы находили добрые слова поддержки и заботы о своей семье.
Исповедник Севастиан Карагандинский (Фомин), архимандрит (1966). Его называют одним из самых почитаемых святых Казахстанской земли и последним Оптинским старцем. Отбыв заключение в карагандинском лагере, он не уехал, но создал в страшном месте и в тяжелейшее для Церкви послевоенное время общину, сохранившую дореволюционные традиции до наших дней.
Родился Стефан 28 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых. С детства был слаб здоровьем, но мирен, за что его дразнили «монахом». В 4 года был с семьей у старца Амвросия Оптинского. С 5 лет, после смерти родителей, жил с семьёй старшего брата Илариона. Средний брат ушел в Оптину пустынь и принял постриг с именем Рафаил, и младший часто его навещал, в свободное от крестьянских работ зимнее время. В 1905 году Стефан был принят в число братии. Стал келейником преподобного Иосифа Оптинского и затем преподобного Нектария.
Принял постриг и был наречен Севастианом в 1917 году за год до закрытия монастыря, существовавшего под видом сельхозартели. За 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря в 1923 году рукоположен в иеродиакона. В 1927 в Козельске – в иеромонаха. По благословению старца после его смерти в 1928 году иеромонах Севастиан служил на приходе в Козельске, затем в Калуге, Тамбове, Козлове (Мичуринске) в Ильинской церкви, настоятелем которой был протоиерей Владимир Нечаев (отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима). Вскоре протоиерея Владимира арестовали и отец Севастиан взял на себя попечение о его матушке Ольге и младших детях, о чем владыка Питирим помнил всю жизнь.
В 1933 году отец Севастиан был арестован. На допросе в ГПУ сказал следователю: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». В одной рясе поставили его ночью на мороз, стража сменялась каждые 2 часа. Он молился, и «Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло». Осудили на 7 лет исправительно-трудовых лагерей и отправили в Тамбовскую область на лесоповал, а через год перевели в Карагадинский лагерь (Карлаг) в Казахстане.
Карлаг был настоящим адом: переселенцы мерзли и голодали в выкопанных самими землянках без дров и воды при температуре зимой до -50, а летом +40, страдали от жестокости охраны. С 1931 по 1959 год через Карлаг прошло более миллиона человек: в товарных вагонах привозили крестьян-«кулаков» и «политических» – духовенство и интеллигенцию. В практически голой степи на территории в сотни километров был создан «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ», использовавший бесплатный труд осужденных, поставлявших стране уголь, продовольствие и другие товары.
Узнав от других верующих, что в лагере находится отец Севастиан, несколько монахинь Шамординского монастыря разыскали его и стали помогать: привозили продукты, чистое белье, епитрахиль, поручи, Святые Дары. Если удавалось выйти на прогулку, они вместе молились, исповедовались и причащались. Жители поселка тоже передавали продукты, сало, котором он делился с заключенными. Посты не нарушал: если давали баланду с кусочком мяса, он это не ел, а менял на пайку хлеба.
В ночные дежурства всегда молился и начальство, приходя с проверкой, заставало его бодрствующим. Работал хлеборезом, сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы срока отца Севастиана расконвоировали, хотя жил он по-прежнему на территории лагеря, возил на быках воду для промышленных огородов. В лагере отец Севастиан помогал заключенным, чем мог, его полюбили и многие пришли к вере в Бога.
После освобождения 29 апреля 1939 года остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, поселился рядом с навещавшими его монахинями в саманном (из глины, навоза и соломы) домике. Вставали очень рано, вычитывали правило, потом сестры шли на работу. Тайно и безотказно совершал требы по разным домам и поселкам, куда часто добирался пешком. С 1944 года литургию служили и в домовом храме. Разрешения на служение со стороны властей не было, но никто за годы сокровенной церковной жизни его не выдал.
Отец Севастиан никуда не хотел уезжать и своим духовным чадам благословлял оставаться: «Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя». Съехавшиеся к отцу Севастиану со всех концов страны духовные чада (монашествующие и миряне) покупали домики, молились и жили духом первых христиан – в негласном монастыре царили порядок, единение, сплоченность. Помогал отец Севастиан вдовам и сиротам, уцелевшим после переселений, лагерей, ссылок, - находил жилье.
Только в 1953 году хлопотами прихожан было получено разрешение на молитвенный дом (по сути – монастырь), а в 1955 году удалось добиться регистрации общины и открытия церкви. Вместе купили два саманных домика и объединили их под одну крышу. Когда поднять потолок не разрешили, прихожане за одну ночь выкопали пол на метр вниз (вывезли на машинах 50 кубометров земли), покрыли пол досками и утром в храме уже совершался молебен.
Церковную жизнь отец Севастиан устроил по Оптинскому уставу, с соблюдением дореволюционных традиций: и сегодня здесь поют на два клироса, но не нотным, а монашеским молитвенным распевом; службы никогда не сокращаются; в храме читается неусыпаемая Псалтырь. Отец Севастиан строго за этим следил и благословил не вносить изменений даже после его смерти. Он всегда совершал богослужения по монастырскому уставу, ничего не сокращая – и в лагере, и в шахтерских землянках.
В 1966 году за три дня до смерти преподобный Севастиан был пострижен в схиму епископом Питиримом, прилетевшем для совершения пострига своего духовного отца по его просьбе. Схиархимандрит Севастиан мирно почил 19 апреля 1966 года, в день Радоницы.
Перед смертью он попросил вынести его из кельи в храм, чтобы попрощаться со своими духовными чадами: «Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь. Вот я вас всех прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».
19 октября 1997 года Синодальная комиссия при Московском Патриархате причислила к лику местночтимых святых преподобного Севастиана Карагандинского. 22 октября 1997 года были обретены мощи старца и отслужен первый молебен преподобному. 20 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобного Севастиана к Собору новомучеников и исповедников Российских.
Молитва исповеднику Севастиану Карагандинскому:
О, пречестная и священная главо, благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодроствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.
Особенности богослужения:
Первая часть пасхального богослужения – Пасхальная полунощница – начинается примерно в 23.30. Церковный хор поет Канон Великой субботы. Священники выходят из алтаря, кадят и поднимают Плащаницу и уносят ее в алтарь.
Примерно в полночь участники крестного хода зажигают свечи и начинают петь стихиру "Воскресение Твое, Христе Спасе". Вслед за священнослужителями прихожане и хор обходят храм и останавливаются перед входом. Они словно жены-мироносицы, завершающие свой путь, подходят к Гробу Спасителя. В этот момент священник, возглавляющий богослужение, обращается ко всем с радостной вестью: «Христос воскресе!» Ему отвечают «Воистину воскресе!» и возвращаются в храм. Хор начинает петь Пасхальный канон. На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители в одеяниях разного цвета с крестом и кадилом быстро обходят всю церковь, наполняя ее ароматом ладана, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!» (Не забудьте громко ответить «Воистину воскресе!») Эти многочисленные выходы священников из алтаря напоминают о частых явлениях Христа Своим ученикам после Воскресения.
После того, как служащие священники и молящиеся в храме поздравили друг друга (похристосовались), с амвона зачитывают Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, ярко и образно раскрывающее смысл Пасхи Христовой.
Затем поют Часы перед Божественной Литургией. Пасхальные Часы отличаются тем, что их не читают – радостные песнопения в честь Спасителя исполняет хор, а иногда и все, кто находятся в храме. Они очень короткие, без псалмов – состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и нескольких тропарей и молитв. Пасхальные Часы на Светлой седмице не только поются на богослужении вместо обычных часов, но и заменяют утреннее и вечернее правило.
После Часов начинается Божественная Литургия. Только в пасхальную ночь существует традиция несколько раз читать фрагмент Евангелия от Иоанна “В начале было Слово…”, чтобы произнести его на разных языках. Литургия служится при открытых Царских вратах.
В конце Литургии освящается артос (очень большая просфора), который будет находятся перед алтарем всю Светлую седмицу, участвовать в крестном ходе после каждой литургии. А через неделю будет раздроблен и роздан верующим.
Многие храмы и монастыри организовали трансляцию пасхального богослужения. Но можно и настроиться на аудиотранслуцию, чтобы не отвлекаться от молитвы и следить за ходом богослужения по тексту.
Чтобы понимать последовательность и смысл Пасхального богослужения, рекомендуем заранее изучить наши материалы:
• Пасхальное богослужение: пояснения и комментарии игумена Силуана (Туманова)
• Текст, прямая трансляция и видео Пасхального богослужения
• Пасхальные песнопения в звуке и тексте
Традиции праздника:
Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Начинается особое время церковного года, когда земные поклоны уже не совершаются, темные облачения и ризы меняются на яркие, праздничные и чаще – красные. Верующие приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» и отвечают: «Воистину воскресе!»
Самыми известными традициями, кроме участия в пасхальном богослужении, является освящение куличей, украшение яиц, пасхальная трапеза. О том, как освятить куличи на самоизоляции, рассказывает священник Стахий Колотвин.
Традиция перекрашивать яйца в яркие цвета и украшать их напоминает о событии из жития святой Марии Магдалины. Она пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию и принесла в подарок куриное яйцо. Император ответил, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем ему поверить таким небылицам. И тогда яйцо сделалось красным.
Празднование Пасхи в условиях карантина не может стать традицией. Посмотрите, как радуются Воскресению Христову в разных странах.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 1-17
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Комментирует священник Стефан Домусчи
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Апостольское чтение:
Деяния Святых Апостолов, глава 1, стихи 1-8
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Чтение и комментарий на радио Вера
Воскресение Спасителя – основа нашей веры. В святую ночь Христос призывает к Себе всех – не только постившихся, но и тех, кто не смог соблюдать пост. И сегодня мы знаем, что Пасха Христова – одна для всех: как для тех, кто может попасть в храм, так и для тех, кто вынужден остаться дома. В нашей недавней истории был период, когда многие верующие не могли попасть на богослужение не неделями, а годами. И теперь наше поколение может прочувствовать и понять, как жили православные в советской стране: открытых храмов было очень мало и добраться до них было непросто. Доступных текстов богослужений и тем более их трансляций тогда не тем более не было. И тем не менее люди сохраняли веру, оставались частью Церкви Христовой.
Редакция «Фомы» поздравляет читателей с началом праздничного, наполненного торжеством и радостью периода жизни Церкви, который будет продолжаться до Пятидесятницы. Со Святыми днями!