Для начала — остановиться и выдохнуть. В большей степени детские страхи перед экзаменами связаны со страхами родителей, поэтому остановиться и выдохнуть — это значит уже начать помогать и поддерживать своего ребенка.
Теперь про страхи ребенка. Ребенок боится, что не подготовлен? Или его волнует сама процедура экзамена? Может быть его тревожат будущие результаты? В каждом из этих вопросов своя дорожка к успеху. В любом случае все три ситуации точно разрешаются системной и планомерной подготовкой.
Прежде всего нам поможет понимание и осознание того, насколько мы готовы: видит ли ребенок программу, знает ли требования к экзаменам, отдает ли себе отчет, насколько успешно он может справиться с заданиями. Сложнее может быть тогда, когда ребенок хорошо знает предмет и даже может быть увлечен им, но сама ситуация экзаменационного испытания ставит его в тупик. Вот здесь уже отдельная система подготовки.
Что нам может помочь? Тренировка самой процедуры экзамена — пробные экзамены, тестирования, даже разыгранная дома ситуация: мама в качестве организатора, а ребенок в качестве экзаменуемого. Очень хорошо помогают дыхательные практики. Самые простые дыхательные упражнения иногда помогают быстро прийти в норму и включиться в интеллектуальную работу.
Опасной бывает ситуация, когда ребенок боится экзаменов, боясь негативного результата, отрицательных оценок, малых баллов. Скорее всего, это связано с ожиданиями взрослых. Если мы с вами будем готовы к любому результату экзамена ребенка, будем поддерживать его в процессе подготовки, вселять в него уверенность в его силах, помогать организовывать деятельность, а также проверять качество подготовки во всех сферах (интеллектуальной, эмоциональной, физической), то ЕГЭ, как командная игра, подарит нам победу.