3 февраля 2019 Автор: КАПЛАН Виталий

Почему я не вижу Бога?

Почему я не вижу Бога? Почему Он прячется от меня, не дает почувствовать Свое присутствие? Такими вопросами задается каждый всерьез верующий человек, и на такие вопросы за последние две тысячи лет Церковь накопила убедительные ответы. Формулировки этих ответов разные, а суть одна: не дозрел ты еще, братец, до непосредственного богообщения. Проблема, однако, в том, что не каждому человеку такие ответы подходят. То, что может быть понятно уму, непонятно сердцу.

Естественно, такими вопросами терзаюсь и я, и для меня они не отвлеченно-теоретические. Я постоянно пытаюсь сам для себя в этом разобраться. А недавно, прочитав колонку Александра Ткаченко «Молчание Бога», я решил записать то, к чему на данный момент пришел.

Для начала определимся: что мы вообще имеем в виду, говоря о том, что Бог открывается (или не открывается) человеку? Тут есть два разных варианта, два способа коммуникации.

Во-первых, это те события, которые с человеком происходят, те ситуации, в которые он попадает, тот выбор, который перед ним ежедневно встает. За всеми этими, на первый взгляд, случайностями, недоразумениями, неприятностями, удачами и неожиданностями стоит Божий Промысл. Бог не смотрит на каждого из нас безучастно — нет, Он входит в нашу жизнь, подкидывает нам «обстоятельства места, времени и образа действия», а дальше уже мы свободно принимаем решение, как поступить. Причем принимая такие решения, верующий человек имеет определенные ориентиры, как надо и как не надо — то есть заповеди, Евангелие, учение Церкви.

Но этот способ коммуникации прикровенный. Мы видим жизненные обстоятельства, видим сочетания событий, умом понимаем, что здесь, очевидно, есть Промысл, но ни глазами, ни ушами, ни сердцем Бога не ощущаем.

Во-вторых, это непосредственное обращение Бога к человеку. В редких случаях — с «видео и аудиоэффектами», то есть когда человеку являются ангелы, святые, Богородица. Но чаще — без спецэффектов, то есть Бог прикасается к человеческому сердцу, прикосновения эти таинственны, и проявляются они в эмоциях и в разуме. То есть человек испытывает переживания, которые вроде бы и похожи чем-то на обычные посюсторонние радость, умиление, успокоение, но в то же время от них отличаются. Либо ему внезапно становится понятным то, что раньше никак не умещалось в уме, его перестают напрягать те или иные «когнитивные диссонансы», внутри у него всё как-то вдруг выстраивается.

Так вот, если первый способ коммуникации (через события) применяется к любому человеку (в том числе и к неверующему), то второй (непосредственное воздействие Божие), бывает далеко не со всеми, да и с теми, с кем бывает — происходит, насколько я могу судить из церковного Предание, весьма и весьма нечасто. В моей жизни такие случаи были, и их можно пересчитать по пальцам одной руки.

О чем же говорят люди, жалующиеся на то, что Господь от них прячется? Да вот именно о «втором способе коммуникации», о явном прикосновении Божием к уму и сердцу. «Первый способ», то есть Промысл, им кажется каким-то обыденным и скучным. Примерно как постные щи по сравнению с шоколадным тортом. Говоря «им», я и себя имею в виду.

Мне тоже гораздо больше хочется, чтобы Бог дал мне явные, несомненные знаки Своего участия в моей жизни, чтобы Он говорил со мной не опосредованно, а напрямую. Как это было с апостолом Павлом на пути в Дамаск.

Но вот тут у меня включается здравый смысл. И говорит он мне, что у такого явного, прямого богоявления и богообщения обязательно будут некие последствия. Из духовной литературы и из опыта общения с разными людьми в Церкви я знаю, что просто так, без цели, Бог нас шоколадным тортом не угощает.

А цель — очевидна. Это призвание. Или, лучше сказать, призыв (в том смысле, в каком мы употребляем это слово в выражении «воинский призыв»). Если Бог мне явится непосредственно, даст несомненные знаки, коснется моего сердца и моего ума — значит, с этого момента я должен буду жить совсем иначе, чем раньше, потому что Он хочет от меня служения. В каких формах это служение будет выражаться — уже другой вопрос, но факт, что образ жизни придется радикально изменить. Даже если на социальном плане все останется как было, мне придется оставить очень многое из того, к чему я прикипел душой, привык. Речь не только о каких-то греховных вещах, побороть которые полностью у меня пока не хватает сил. Это само собой, но и многое другое, само по себе вполне безвредное, тоже придется оставить. Не потому, что кто-то меня вынудит, а просто потому, что на это уже не останется времени.

А готов ли я на это? Достаточно ли у меня внутренних сил, чтобы даже с Божией помощью потянуть такой уровень служения? Не надорвусь ли? Не кончится ли это душевной и духовной катастрофой?

Примеры таких катастроф мы знаем немало. Это похоже на детское восхищение воинской романтикой: первоклассник мечтает стать солдатом и сражаться на войне. Но если такой первоклассник реально попадет в армию и окажется в боевых действиях, то с огромной вероятностью это его сломает. Ну мал он еще, слаб, неопытен... не по его плечу ноша.

Вот и я кажусь себе таким же первоклассником духовной жизни. Мне и хочется шоколадного торта, и страшно подумать о последствиях, потому что свою неготовность я прекрасно вижу, духовным богатырем себя вовсе не считаю. Для меня актуален не «торт», а «щи». Жить по заповедям, соединяться со Христом в таинстве Причастия, бороться со своими страстями... словом, все то, что любому воцерковленному христианину прекрасно известно. Не обижаться на Бога, что Он медлит говорить со мной напрямую. Я же понимаю, в чем причина Его кажущегося молчания: Он просто меня жалеет.

Но «шоколадного торта» все же хочется.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (44 голосов, средняя: 4,52 из 5)
Загрузка...
3 февраля 2019
Поделиться:

Ответ для Юрий ×

  • Стас
    Стас 1 год назадОтветить

    Искать, просить Бога... где-то там? .. Что Он Бог где-то? незримо присутствует ... или может где-то (опять же) -ТАМ? Это есть заблуждение и ошибка человека. Станьте перед зеркалом и вы увидите настоящего Вашего Бога. Вот и всё. Это всё есть в писаниях (сознательно) исковерканных в процессе развития общества. Надо только внимательно прочитать и поразмышлять . Вы же человек разумный и вершина вашего понимания - это разумный подход. Думайте сами, а не идите на поводу старых, 100% с умыслом надуманных интропритаций патриахов и архатов современных религий.

  • Владимир
    Владимир 1 год назадОтветить

    Глупее вопроса не придумаешь. Первое -потому ,что не веришь глазам своим. Второе - а ваши клетки , вас увидели бы? И в третьих - посмотрите в зеркало , и подумайте.

  • евгений
    евгений 1 год назадОтветить

    евангелие от Фомы, это он про падучею Павла написал ? А другой Бога и Творца написал, хотя писание не разделяет Создателя вселенной и земли с творением (форм) человека... в детстве я хотел стать космонавтом, став подростком, хотя бы летчиком но - увы, стал сварщиком... Бог всегда с нами и Он отвечает нам, отвечает на наши молитвы, наши просьбы, те просьбы, которые помогают нам приблизиться к Нему, понять Его.. 22й псалом, в нем написано не только о том, что Он кормит и поит нас, охраняет нас но, главное - направляет нас на путь правды, ради имени Своего.. нужно только не вертеть (мордой) своей как лошак, как конь необузданный, а расслабиться и подчиниться Ему и тогда чудеса Его в нашей жизни будут видны ежедневно...

  • Владимир
    Владимир 1 год назадОтветить

    Римлянам 1:18 --С неба открывается гнев Бога против всякого нечестия и неправедности людей, которые неправедно подавляют истину, 19 потому что всё, что можно знать о Боге, открыто для них, поскольку Бог открыл им это. 20 Его невидимые качества: вечная сила и божественная сущность — ясно видны от сотворения мира, потому что они распознаются через то, что создано, так что нет им оправдания

  • дед Владимир
    дед Владимир 1 год назадОтветить

    Да всё дело в том ( я то же вообще то Бога не вижу и это хорошо ), если почитаем Ветхий Завет , то почерпнув оттуда сведения, мы увидим, что такое видеть Бога, это когда люди попросили Моисея о встрече с Богом для доказательства Его присутствия -- наличия то есть. Так там дело до вИдения просто не дошло, все и так обделались, не дай Бог каждому. Суть же проявляется в том, что мы слишком грязны для того что бы видеть свет исходящий от Бога , мы попросту сгорим, так как согрешив пред Богом, мы стали непрозрачными для Божественного света, а тёмные предметы , они нагреваются от исходящего света, а что есть свет Божий?, разве сравнится он со светом всей вселенной?. Сгорим заживо , то есть тело сгорит. А посему лишь душе нашей и предстоит увидеть Бога воочию, то есть когда гореть нечему уже будет.

  • Татьяна
    Татьяна 1 год назадОтветить

    Очень хороший материал, спасибо! А я иногда (как правило, после многих вопросов "Почему?") явно наблюдаю в своей жизни этот Промысел Божий, не в тех масштабных вещах (о которых пытаюсь спросить), а в житейских, на первый взгляд, незначительных моментах. И еще прослеживается связь, как ответ на какие-то мои определенные действия, действия-порывы, сиюминутные, но искренние. И этот факт меня и удивляет, и радует! Радует, что Бог, несмотря на мою греховность, слышит, Он отвечает, он рядом и любит нас, каждого, грешных, слабых, не знающих, как поступить. А про непосредственное общение с ним (2-ой случай), полностью с Вами согласна: не доросли мы до этого!))) С Добром и наилучшими пожеланиями автору! Храни Вас Бог!

  • Сергей
    Сергей 1 год назадОтветить

    Очень хорошо изложена эта мысль.

  • Юрий
    Юрий 1 год назадОтветить

    Почему задаются столь глупые вопросы, почему не задаётся вопрос почему я не вижу себя, почему мы видим только тело но ни когда не видим того кто управляет этим телом себя тех кого сотворил бог а не то что сотворил творец.. Для многих бог и творец это одно и тоже но это не так Бог это всё что есть а творец это то что творит формы.

  • Олег Кирьязев
    Олег Кирьязев 1 год назадОтветить

    Виталий, мы не видим Бога только потому, что Он есть начало всего, нас в том числе, нашей жизни. Мы Его не замечаем, как не замечаем воздуха, которым дышим, жизни, которой живем, мыслей, ума, которым мыслим. Очевидность Бога - главное препятствие к Его лицезрению. Что до Павла, то откуда вы знаете, не феномен ли это падучей? Берите самое простое и базовое. Вот в евангелии от Фомы дана логия Христа: "Возьми камень и в нем увидишь Бога!" "Всё в тебе", как говорил Василий Сютаев.

Загрузить ещё