
КАПЛАН Виталий
Редактор раздела «Культура» журнала «Фома».
Родился в 1966 году в Москве, в семье инженеров. В десять лет увлёкся фантастикой и астрономией, затем — физикой и математикой. В 1983 поступил на математический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, окончил его в 1988 году. Работал в школе учителем математики. С 1990 года по 2003 работал программистом в разных организациях.
Первая литературная публикация состоялась в 1997 году в журнале «Если». С этого года периодически публикуется в литературных журналах. Автор книг «Корпус», «Круги в пустоте», «Струна» (в соавторстве с Алексеем Соколовым), «Последнее звено», «Иной среди Иных». Лауреат литературных премий «Еврокон» (в номинации «Дебют») и «Аэлита» (в номинации «Старт»). С 1995 года руководит детским литературным объединением «Кот в мешке» при центральной детской библиотеке №65 г. Москвы. С 2011 года вместе с писателем Львом Яковлевым ведет лабораторию по работе с литературно одаренными детьми при Центральной детской библиотеке им. А. П. Гайдара (Москва). С 2018 года ведет литературную студию при православной школе «Рождество» (Московская область). С 2013 года - инструктор по журналистике в скаутском отряде «Сполох» (Москва).
В «Фоме» с 2004 года.
О себе: «Я «пограничный» человек. Вечно я оказываюсь между теми и другими. В юности бултыхался между бардовской песней и поэзией, затем — между фантастикой и реалистической прозой. Придя в 1992 году в Церковь, не примкнул ни к «церковным либералам», ни к консерваторам. Начиная работать с детьми, колебался между «официальной» и «неформальной» педагогикой. Увлекшись фотоискусством, завис между любителем и профессионалом. В политических взглядах — балансирую между авторитаризмом и демократией. Почему так? Может, оттого, что мне тесно в жёстких рамках той или иной страты. Мне интересно выходить за рамки, но неинтересно ломать и низвергать. Я не меняю шило на мыло — мне важно и то, и другое. Наверное, по натуре я всё-таки учёный, я «кручу-верчу, понять хочу». Собственно, вся моя литературная писанина — это тоже попытка понять что-то вовне и внутри себя».
Личный блог ВКонтакте, Telegram-канал.
Быть на стороне ребенка: что это значит?
Общим местом стало убеждение, что родители всегда должны быть на стороне своего ребенка. Но под этим «быть на его стороне» каждый понимает что-то свое. А что, если ребенок явно не прав? А быть на его стороне — значит потакать во всем? А почему так трудно бывает встать на его сторону? На эти и многие другие вопросы отвечает детский психолог Илья Суслов.
Школьный буллинг: как бороться с ним, опираясь на закон
Мы поговорили о школьной травле, о разных ее сторонах — почему она происходит, как действовать родителям жертв и обидчиков, как отличить травлю от других конфликтов, как проводить профилактику. Теперь пришло время коснуться и правовых аспектов. Ведь зачастую то, что происходит в стенах школы между детьми, является нарушением закона, и тут необходимо действовать.
Дети и вещи: как реагировать, если ребенок просит новую вещь?
Ребенок просит: «Купи!» Конфетку, игрушку, новый телефон, ноутбук, мотоцикл… Многие родители всегда покупают, чтобы доставить любимому чаду радость. Многие принципиально не покупают, считая эти вещи излишеством. И то, и другое — крайности.
Как научить ребенка быть свободным человеком?
Возможно ли это вообще? Какие есть способы и о каких ошибках на этом пути надо знать? Размышляет протоиерей Федор Бородин.
«Властелин колец» Толкина: какие христианские смыслы в нем можно увидеть
Общим местом стало убеждение, что роман этот глубоко христианский. Но почему? И в каком смысле он христианский?
Мой Мень
22 января — 90 лет со дня рождения отца Александра Меня. Мой старший друг, человек воцерковлённый, с которым мы тогда постоянно спорили на религиозные темы, однажды предложил: «А хочешь, познакомлю тебя с интеллигентным священником, очень образованным?»
Психологические защиты
Правильно ли мы понимаем, что такое психологическая защита и для чего она нам нужна? Ищем ответы с психологом Александром Ткаченко.
Как родители унижают ребенка, сами о том не догадываясь
Родители и педагоги хотят лучшего, ставят перед собой высокие и правильные цели, а в результате наносят ребенку тяжелую обиду, унижают его, а потом удивляются последствиям. Как же не допускать такого?
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
Есть родители, которые жестко контролируют учебу своих детей, трясутся над отметками, сидят с ними за уроками до глубокой ночи… А есть и другая позиция: никакого принуждения к учебному труду, учеба ребенка ― это его личное дело, успехи не важны — главное, чтобы он был здоров и счастлив.
Как научить своих детей быть братьями и сестрами по-настоящему и на всю жизнь
Отношения между братьями/сестрами — это особый вид отношений. В этих отношениях многое зависит от родителей.
Ревность по-братски: как избежать ключевых родительских ошибок?
Рассказывает психолог Илья Суслов, отец шестерых детей.
Почему дети не рассказывают родителям о своих школьных проблемах и что с этим делать?
Часто бывает так, что родители с большим опозданием узнают о школьных неприятностях своих детей, потому что те до последнего обо всем молчали. Родителям обидно — где же доверие?
Журнал «Фома» в Telegram
О православной вере и Церкви в жизни современного человека — наши лучшие материалы каждый день в вашем смартфоне: