Посвящение пятого великопостного воскресенья преподобной Марии Египетской указывает на особое почитание этой святой в Православной Церкви и значение ее подвига в контексте Великого поста. В церковном календаре есть твердая, непереходящая дата ее памяти — 14 апреля. Однако, поскольку этот день чаще всего приходится на будни и, как правило, выпадает на пост, когда полная литургия по Уставу совершается лишь по субботам и воскресеньям, было решено дополнительно установить переходящий праздник в честь этой святой в один из воскресных дней. Благодаря этому прихожане, которые большей частью посещают храм по выходным, имеют возможность почтить память преподобной участием в Божественной литургии, вспомнить ее удивительное житие и задуматься о том, как проходит их собственная жизнь.

Понятно, что сегодня редкий человек сможет даже в малой мере повторить подвиг преподобной Марии, которая в течение 47 лет в одиночестве жила в пустыне под открытым небом, страдая от холода и зноя и питаясь чем придется. Однако и в этом случае стоит задуматься: что полезного лично я могу найти в ее житии? Какие сделать выводы, чтобы жизнеописание святой не осталось для меня просто памятником средневековой агиографии, но оставило след в моей собственной жизни?

На мой взгляд, одна из главных тем в разговоре преподобной Марии со старцем Зосимой связана с покаянием, а конкретнее — с теми трудностями, которые поджидают человека, твердо решившего изменить свою жизнь. В рассказе святой очень четко проступает следующая мысль: покаяние не сводится к признанию совершенного греха, даже если человек в нем искренне раскаивается. Покаяние, а точнее его плоды, предполагает титаническую духовную работу над собой, особенно если грех ранее заполнял собой всю жизнь человека.

Ощущение своей неправильности, греховности, желание измениться — все это Мария пережила в тот момент, когда, несмотря на неоднократные попытки, не смогла войти в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. «Коснулось сердечных очей моих слово спасения, показавшее мне, что нечистота дел моих заграждает мне вход. Стала я плакать и скорбеть, ударяя себя в грудь и стеная из глубины сердца», — рассказывала преподобная. В тот же миг к ней пришла решимость оставить мир и посвятить себя служению Богу. «Как только увижу Крестное Древо Сына Твоего, тотчас отрекусь от мира и всего, что в мире, и уйду туда, куда Ты, Поручительница спасения, повелишь и поведешь меня», — пообещала она Божией Матери, стоя перед ее иконой. И тотчас же после поклонения Кресту исполнила это обещание.

Эта решимость, подкрепляемая благодатной помощью Божией, сопровождала ее все следующие годы, не давала ей сдаться, вернуться к прежнему существованию. Из 47 лет 17 Мария провела в пустыне, по ее собственным словам, «борясь с дикими зверями — безумными желаниями». Желания выпить, вкусно поесть, предаться разврату и прочие мысли и страсти, связанные с прежним образом жизни, буквально раздирали ее. Можно представить, каких усилий стоила преподобной Марии победа над собой, сколько ей пришлось потрудиться, чтобы страсти полностью ее оставили. Только через 17 лет ежедневной духовной работы и физических лишений она достигла блаженного состояния, в котором ее застал преподобный Зосима.

Покаяние, как любил говорить отец Дмитрий Смирнов, — это не «I am sorry». Вот, наверно, один из главных выводов, которые мы можем сделать, пытаясь осмыслить подвиг преподобной Марии. Если человек думает, что может грешить, жить как угодно и потом когда-нибудь, например перед смертью, покаяться, он глубоко заблуждается. Покаяние — это не назвать свои грехи на исповеди, так оно не работает. За осознанием греха следует раскаяние, за раскаянием желание и решимость измениться, за решимостью — духовная работа над собой, которая может занять год, два, 17 лет, как у Марии Египетской, или вообще всю оставшуюся жизнь.

Читайте также:

Что мы знаем о монахе, который рассказал миру о подвиге Марии Египетской?

0
39
Сохранить
Поделиться: