На самом деле, к совершенству призваны все люди. …Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, — говорит Христос в Нагорной проповеди, обращаясь не только к Своим современникам, но и ко всем христианам вообще (Мф 5:48). А значит, и достичь его могут все без исключения люди, не важно, монахи они или миряне.
Безусловно, в деле о спасении души монашеский путь имеет много преимуществ. Они являются следствием монашеских обетов — целомудрия, нестяжания и послушания, и основных составляющих монашеского быта — молитвы и труда. Святые отцы ставили девство выше брака, ведь холостой человек может целиком посвятить себя угождению Богу, в то время как женатый обременен многими мирскими заботами. Свобода от имущества и отсутствие собственности подвигает к тому, чтобы заботиться о духовной стороне жизни больше, чем о мирской, использовать энергию для духовного роста, а не для заботы о приумножении и сохранении материальных средств. Послушанием монах побеждает гордыню и самоволие, которые лежат в основе многих страстей и грехов. А непрестанная молитва помогает сохранять связь с Богом и память о Нем, изгоняет греховные желания. Наконец, так как мир лежит во зле (1 Ин 5:19), мирянин чаще, чем живущий за стенами монастыря монах, сталкивается с искушениями и соблазнами.
Однако все это не значит, что человек, живущий в миру, не может спастись. Вспомним хотя бы, что монашество появилось лишь в IV веке, но при этом первые века христианства дали миру сотни и тысячи святых.
Как уже было сказано, каждый христианин призван к совершенству, и каждому Бог дает достаточно благодатных сил, чтобы его достигнуть. Главное — жить по евангельским заповедям, двигаться вперед, стремиться стать лучше, духовно расти. И на каждом из путей христианской жизни для этого есть свои возможности. Здесь важна сама цель, устремление к ней наших усилий, а не только способы, которыми она достигается. Высшая же цель христианской жизни — стяжание любви, как пишет о том апостол Павел: более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол 3:14).
О том, что подражание Богу, стремление к Его совершенству выражается в любви и милосердии, говорит и преподобный Антоний Великий:
«Нам никак невозможно сравниться с Божеством, с несравненной и превышающей ум и осмысление Божией природой — но мы можем подражать Его человеколюбию, кротости и всеблагости, показывая милосердие к ближним. Даже если это враг или доносчик, то в любом случае Божество помогает всем и щедро дает, предваряя дарами прошение полезного. И ни от одного человека Божество не получает почести, которые были бы достойны. Итак, пойдем, сколь это для нас возможно на делание добра, легкими и частыми сражениями продвигаясь к нему. Хотя и невозможно достигнуть самой вершины, и невозможно получить все доброе, но даже взять часть — немалая польза. Мы не можем выпить весь родник или водохранилище, но разве мы не можем приятием воды в довольство уврачевать жгущую нас жажду?»
Никто не может сравняться в совершенстве с Богом — ни монахи, ни миряне, но при этом каждый, прикладывая усилия, может достичь высокой степени уподобления Господу. Духовный и исторический опыт Церкви свидетельствует, что как монахи, так и семейные, живущие в миру люди, способны стяжать благодать Святого Духа и через это стать святыми. И в церковном календаре мы встречаем не только преподобных и святителей, то есть людей, принявших монашество, но и праведных супругов, равноапостольных и благоверных правителей и правительниц, мучеников и исповедников, чья святость не вызывает сомнений.