В Неделю тринадцатую по Пятидесятнице мы вспоминаем апостола от 70-ти Тита, епископа Критского, святителей Варсиса и Евлогия Едесских, святителя Мины, патриарха Цареградского, исповедника Протогена Каррийского, а также перенесение мощей апостола Варфоломея. Память священномученика Владимира Мощанского и преподобномученика Моисея Кожина совершается 7 сентября. Собор Московских святых чествует Церковь в воскресенье 7 сентября. Их поименный список был утвержден совсем недавно — в 2024 году.

Воскресенье, 7 сентября 2025 года, Собор Московских святых

Собор Московских святых — переходящий и относительно новый праздник. Церковь отмечает его чуть более 15 лет в воскресенье перед 8 сентября — днем Сретения Владимирской иконы Божией Матери, то есть в первое воскресенье сентября, так что обычно он совпадает с Днем города Москвы. Празднование Собора было установлено в 1997 году. Тогда отмечали 850-летие Москвы и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II решили праздновать день Московских святых.

Поименный список Собора всех святых, в земле Московской просиявших, утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 12 марта 2024 года. В его состав входят 81 святой, канонизированный до ХХ века, и 464 угодников Божиих прошлого века, 454 из которых — новомученики и исповедники Российские, чья жизнь связана с Москвой.

Также в этот день совершается чин молебного пения о сохранении творения Божия, который ежегодно совершают во всех храмах Русской Православной Церкви.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 4

Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод:

Радостную весть о воскресении узнав от Ангела и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!»

Кондак воскресный, глас 4

Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.

Перевод:

Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог, воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и, как Владыка, воскрес на третий день.

Тропарь Собору Московских святых, глас 4

Днесь проро́чество святи́теля Петра́/ пред оча́ми на́шими сбыва́ется,/ се́рдце бо Росси́и град Москва́/ свы́ше сла́ву ве́лию прие́млет,/ украша́ем, я́ко би́сером честны́м,/ мно́гим со́нмом Бо́жиих уго́дников;/ к ни́мже мы любо́вию возопии́м:/ о, пречу́днии святи́телие,/ испове́дницы и му́ченицы но́вии,/ благове́рнии кня́зие, преподо́бнии отцы́,/ и прему́дрии юро́дивии,/ и вси святи́и, зна́емии и незна́емии,/ я́ко благоче́стия сто́лпи,/ моли́те Христа́ Бо́га// стране́ на́шей в ми́ре спасти́ся.

Перевод:

Сегодня пророчество святителя Петра на глазах наших сбывается, ибо сердце России — город Москва принимает великую славу свыше, украшаемый, как драгоценными камнями, большим собранием Божиих угодников, к ним же мы с любовью взываем: «О чудесные святители, исповедники и новые мученики, благоверные князья, преподобные отцы и премудрые юродивые, и все святые, известные и неизвестные, как столпы благочестия, молите Христа Бога о спасении в мире страны нашей».

Кондак Собору Московских святых, глас 3

Возвели́чися ны́не, гра́де Москво́,/ ве́лиих даро́в ду́ховных сподобля́ющися,/ я́ко сокро́вищница пречестна́я/ святы́ням и моще́м уго́дник Бо́жиих/ и оте́чество возлю́бленное мно́гим святы́м,/ к их же по́мощи усе́рдно прибега́ем:/ о святы́х Моско́вских ди́вный со́нме,/ ва́шими уче́ньми и дея́ньми/ вку́пе и страда́ньми за Христа́,/ ду́ши на́ша просвети́те// и спасе́ния нам при́сно бу́дите хода́таи.

Перевод:

Возвеличился сейчас город Москва, удостоившийся великих духовных даров, как почитаемая сокровищница святынь и мощей угодников Божиих и возлюбленная родина многих святых, к их же помощи усердно прибегаем: «О дивное собрание московских святых, вашими учениями и делами, а также и мучениями за Христа души наши просветите и будьте непрестанными просителями о спасении нашем».

Молитва

О преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Моско́вские, па́стырие и учи́телие, по́стницы и испове́дницы, земни́и а́нгелы, Небе́снии челове́цы: вели́кие святи́телие Пе́тре, Алекси́е, Ио́но, Фили́ппе, Ермоге́не, Инноке́нтие, И́ове, Ти́хоне, Мака́рие, Филаре́те и Стефа́не Пе́рмский; преподо́бнии Се́ргие, Ни́коне, Михе́е и про́чие Ра́донежские чудотво́рцы; преподо́бнии схимона́ше Кири́лле и схимона́хине Мари́е; преподо́бный Андрони́к, преподо́бнии Афана́сие Высо́цкий, Са́вво Стороже́вский и Са́вво Стромы́нский; царе́виче Дими́трие, преподо́бная ма́ти Евдоки́е (Евфроси́ния), преподо́бне о́тче Ферапо́нте Можа́йский и преподо́бне о́тче Андре́е (Рублев); святи́и благове́рные чудотво́рцы кня́же Дании́ле Моско́вский и Дими́трие Донско́й; блаже́ннии юро́дивые Христа́ ра́ди Васи́лие, Иоа́нне и Макси́ме, Моско́вские чудотво́рцы; преподобному́ченице и вели́кая княги́не Елисаве́то и иноки́не Варва́ро и все новому́ченицы и испове́дницы Моско́вские, к вам прибега́ем, вам мо́лимся и ми́ли ся де́ем, не забу́дите нас, прибега́ющих к вам, бу́дите моли́твенницы о прихо́де сем (храме сем; доме сем); мы же, яко немощны́ су́ще, ничто́же мо́жем твори́ти без ва́шего заступле́ния, про́сим предста́тельствава́шего о нас, недосто́йних, пред Го́сподом Бо́гом, в беда́х утеше́ния, в несча́стии покрови́тельства, в оби́дах заступле́ния и во всех приключа́ющихся злых ра́дости и упова́ния, те́мже не я́ко неключи́ми раби́, но я́ко ва́ши сы́нове да пребу́дем и моли́твами ва́шими живо́т ве́чный в Ца́рствии невече́рнем насле́дим. Ами́нь.

На вечернем богослужении и литургии также прозвучат песнопения в честь апостолов Варфоломея и Тита, память которых совершается 7 сентября по новому стилю:

Кондак апо́столу Варфоломе́ю, глас 4:

Яви́лсяеси́ ве́лие со́лнцеЦе́ркви,/уче́ний сия́нием и чудесы́ стра́шными/ просвеща́я пою́щия тя, Варфоломе́е, Госпо́день апо́столе.

Кондак апо́столу 70-ти Ти́ту, епи́скопу Кри́тскому, глас 2:

Па́влов яви́вся собесе́дник, апо́столе,/ с ним нам сло́во предвозвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Ти́те приснопа́мятне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:/ не преста́й моля́ся о всех нас.

В чин молебного пения о сохранении творения Божия входит молитва о благостоянии мира:

Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же Вседержи́телю, сотвори́вый не́бо и зе́млю со все́ю ле́потою их, просвети́вый день све́том со́лнечным и нощь уясни́вый заря́ми о́гненными, вся́кия тва́ри Тво́рче, созда́вый от земли́ челове́ка, отпа́вшаго же и преда́вшагоТя, назда́вый па́ки Честно́ю Кро́вию Единоро́днаго Сы́на Твоего́!

При́зри с Небесе́, Бо́же, и виждь, я́ко се́тует земля́, и древеса́ и бы́лие изчеза́ют, зве́рие и ско́ти, и пти́цы небе́сныя погиба́ют за нече́стие живу́щих на ней. Сего́ ра́ди в покая́нии припа́даем и вопие́м Ти, да не погуби́ши мир Твой и нас со беззако́ньми на́шими, но да́руй обраще́ние безу́мным сыно́м челове́ческим и спасе́ние им и тва́ри, им покоре́нной.

Благослове́н еси́, Го́споди, пото́пом омы́вый при Но́е грех челове́ческий! Да́руй нам пото́ки сле́зныя и омове́ние скверн на́ших, да обрати́мся от злых дел, хище́ний и непра́вд на́ших, во е́же храни́ти достоя́ние Твое́.

Благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же Вседержи́телю, при Ло́те попали́вый ме́рзости Содо́мския и Гомо́ррския и очи́стивый Зе́млю Обетова́нную от скверн их! Да́руй исправле́ние извраще́нным и стро́потным ума́м и се́рдцем челове́ческим, да позна́ют путь Твой.

Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же Вседержи́телю, Иже прише́ствием Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́ обнови́вый и очи́стивый всю тварь! Да́руй, да уве́руют лю́дие всем се́рдцем и просла́вят Тя и Единоро́днаго Сы́на Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тва́рию сла́вится пречестно́е и великоле́пое Имя Святы́я Тро́ицы во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33–42

Комментирует священник Стефан Домусчи

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 14–19

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Апостольское чтение

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 16, стихи 13–24

Комментирует священник Стефан Домусчи

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия.

Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Послание апостола Павла к Титу, глава 1, стихи 1–14, глава 2, стих 15, глава 3, стихи 3, 12–13, 15

Павел, раб Божий, апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, – Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.

Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.

День памяти святых

Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский (I)

По его молитвам разрушались идолы и языческие храмы. Слушайте рассказ о сподвижнике апостола Павла на радио «Вера».

Святитель Мина, патриарх Цареградский (552)

Краткое житие добродетельного патриарха, который достроил и освятил в Константинополе знаменитый храм Софии, Премудрости Божией, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Преподобномученик Моисей Кожин (1868–1931)

Отец Моисей принял монашество в Соловецком монастыре, где служил до его закрытия в 1924 году. Слушайте краткое житие новомученика Моисея на радио «Вера».

Священномученик Владимир Мощанский (1866–1938)

Когда гонения на христиан усилились, то даже дети отца Владимира стали просить его, чтобы он не служил в храме, поскольку это грозит преследованиями как для него, так и для них. Но священник Владимир не согласился. После ареста отца Владимира заключили в Вышневолоцкую тюрьму, в которой камеры были переполнены. Заключенным почти круглосуточно приходилось стоять: когда надзиратель открывал дверь, люди непроизвольно вываливались в коридор. Отец Владимир в тюрьме строго постился и посылки, которые ему передавали, раздавал сокамерникам.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Священномученик Владимир окончил Тверскую духовную семинарию и женился на дочери священника Евдокии. У них родились дочь Ольга и три сына — Владимир, Александр и Николай. При рождении последнего ребенка Евдокия Ивановна умерла, оставив отца Владимира с маленькими детьми, воспитывать которых помогала ее незамужняя сестра Александра.

Сначала отца Владимира рукоположили в диакона к храму села Рогачева Ржевского уезда Тверской губернии. Вторым и последним местом служения священника стал Успенский храм в селе Спасском Кашинского уезда.

Отец Владимир всегда благотворил нуждающимся, часто отдавая нищим последнее. Переехав в Вышний Волочек, он жил по соседству с фабричными рабочими, которые занимали у него деньги. Зная, что они не вернут, он давал все равно — его доброе сердце никому не могло отказать.

Священномученик всю жизнь строго постился: даже когда тяжело заболел и ему прописали лекарство, которое нужно было принимать с молоком, он не пил его в среду и пятницу, чтобы не нарушить пост.

В 1924 году власти закрыли храм и конфисковали церковный дом. На последнем богослужении храм был полон, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города прихожане прошли пешком 30 километров, провожая священника. В Вышнем Волочке отец Владимир поселился в доме отца. Здесь он практически ежедневно служил, ходил по городу в рясе. Когда здоровье не позволяло ему служить, он приходил в храм молиться, крестил, отпевал, служил панихиды на Пятницком кладбище, где в Ильинской церкви служил его отец и где за алтарем было семейное захоронение Мощанских. На Пятницкое кладбище он приходил во все родительские субботы, чаще всего с родственниками, которые обычно долго ждали его, потому что сначала он шел в другое место, где тогда не было захоронений, и служил панихиду, как будто ему было открыто, что не в родовой, а в тюремной могиле ему суждено быть погребенным.

В день ареста и последующие дни следователь допрашивал дежурных свидетелей, в том числе соседа отца Владимира и обновленцев. На суде он признал себя виновным только в том, что говорил «люди ученые тоже верят в Бога». Тяжело болевший протоиерей Владимир Мощанский скончался в тюрьме 7 сентября 1938 года. Заключенные одели его в чистое белье, которое он хранил при себе на случай смерти.

Александра Ивановна не знала, что отец Владимир скончался, и еще несколько дней носила в тюрьму передачи. После смерти его образ стал являться начальнику хозяйственной части тюрьмы. Куда бы он ни шел, чтобы ни делал, перед его взором стоял старый священник. Это продолжалось и ночью, так что он совсем потерял сон. На рассвете девятого дня с момента кончины он пошел в сторону кладбища. Он не знал адреса его близких, но непроизвольно, по внушению Божию, остановился перед домом священника и постучал в окно: «Выйдите, оденьтесь, ваш дедушка умер, я покажу вам могилку». Он привел родных на место, где еще при жизни отец Владимир служил панихиды.

Свернуть

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
6
Сохранить
Поделиться: