Неделя девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 августа 2025 года: что будет в храме?

Самое значимое событие, которое выделяет Церковь 10 августа, — празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Одновременно чествуют чтимые списки этого образа: Гребеневская, Костромская, Серафимо-Дивеевская, Устюжская, Выдропусская, Христофоровская, Супрасльская, Югская, Игрицкая, Шуйская, Седмиезерная и Сергиевская.

Память апостолов от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Тúмона и Парме́на диаконов, святителя Питирима, преподобных Моисея Печерского и Павла Ксиропотамского, а также мучеников Иулиа́на, Евста́фия и Ака́кия совершает Церковь 10 августа.

В числе новомучеников и исповедников российских мы вспоминаем священномученика Николая Пономарева, преподобномученика Василия Эрекаева, преподобномучениц Анастасию Камаеву и Елену Асташкину, а также мучеников Арефу Еремкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и Мавру Моисееву.

Собор святых Тамбовской митрополии поминает Церковь 10 августа.

Воскресенье, 10 августа 2025 года

Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери 10 августа было установлено в 1525 году в память о возвращении Смоленска от Литвы в состав России. Именование «Смоленская» образ получил задолго до того —  во время правления Владимира Мономаха, который перенес икону из Чернигова в Смоленск.

С чудотворной иконой «Одигитрия» связано множество событий нашей истории. Например, перед Бородинской битвой 1812 года перед русскими войсками пронесли список этой иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля.

Сразу несколько чтимых списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Одигитрия», чествует Церковь 10 августа.

Неделя девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 августа 2025 года: что будет в храме?

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод:

С высоты сошел Ты, Милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, — жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод:

Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод:

К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская, глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щихТя.

Перевод:

Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия» Смоленская

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, много прегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

Велича́ние Богоро́дице:

Велича́ем Тя́, / Пресвята́яДе́во, / богоизбра́нная Отрокови́це, / и чтим о́браз Твой святы́й, / и́м же то́чиши исцеле́ния // все́м с ве́рою притека́ющым.

Стихиры, написанные в честь «Смоленской» иконы

На утрени всенощного бдения в субботу прозвучат стихиры, написанные в честь «Смоленской» иконы:

Всем предста́тельствуеши, Блага́я,/ прибега́ющим с ве́рою в держа́вный Твой покро́в:/ ино́го бо не и́мамы, гре́шнии, к Бо́гу/ в беда́х и ско́рбех при́сно избавле́ния,/ обремене́ни грехи́ мно́гими,/ Ма́ти Бо́га Вы́шняго./ Те́мже Ти припа́даем:// изба́ви от вся́каго обстоя́ния рабы́ Твоя́.

Всех скорбя́щих Ра́досте,/ и оби́димых Засту́пнице,/ и а́лчущих Пита́тельнице,/ стра́нных Утеше́ние,/ обурева́емых Приста́нище,/ больны́х посеще́ние,/ немощны́х Покро́в и Засту́пнице,/ жезл ста́рости,/ Ма́ти Бо́га Вы́шняго/ Ты еси́, Пречи́стая,// потщи́ся, мо́лимся, спасти́ся рабо́м Твои́м.

Ра́дуйся, Пречи́стая Де́во./ Ра́дуйся, честны́я ски́птре Царя́ Христа́./ Ра́дуйся, прозя́бшая грозд та́йный./ Ра́дуйся, Две́ре Небе́сная и Неопали́мая Купино́./ Ра́дуйся, всеми́рный све́те./ Ра́дуйся, всех Ра́досте./ Ра́дуйся, ве́рных спасе́ние.// Ра́дуйся, Засту́пнице всех христиа́н и прибе́жище, Влады́чице.

Ра́дуйся, вселе́нныя похвало́./ Ра́дуйся, хра́ме Госпо́день./ Ра́дуйся, Горо́ приосене́нная./ Ра́дуйся, всех прибе́жище./ Ра́дуйся, све́щниче златы́й./ Ра́дуйся, сла́во правосла́вных честна́я./ Ра́дуйся, Мари́е, Ма́ти Христа́ Бо́га./ Ра́дуйся, раю́./ Ра́дуйся, Боже́ственная трапе́зо./ Ра́дуйся, се́не./ Ра́дуйся, ру́чко всезлата́я.// Ра́дуйся, всех Упова́ние.

Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22–34

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42, глава 11, стихи 27–28

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Апостольское чтение

Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 3, стихи 9–17

Комментирует священник Стефан Домусчи

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Послание апостола Павла к филиппийцам, глава 2, стихи 5–11

Комментирует священник Павел Великанов

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

День памяти святых

Апостолы от 70-ти Про́хор, Никано́р, Тúмон и Парме́н диаконы (I)

Неделя девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 августа 2025 года: что будет в храме?

Рассказ о первых диаконах слушайте на радио «Вера».

Преподобный Павел Ксиропотамский (Х)

Неделя девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 августа 2025 года: что будет в храме?

Сын императора оставил мир ради подвига отшельнической жизни. Краткое житие одного из первых насельников Афона слушайте на радио «Вера».

Святитель Питирим, епископ Тамбовский (1698)

Небольшую историю о просветителе язычников и раскольников слушайте на радио «Вера».

Собор Тамбовских святых

О самых известных подвижниках, связанных с Тамбовской землей, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Пономарев, диакон (1867–1918)

Отца Николая рукоположили во диакона в 1916 году, после многих лет служения Церкви псаломщиком. Но недолго суждено ему было молиться в этом сане: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

После окончания народного училища, Николай с 1885 года служил псаломщиком в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда Пермской губернии, настоятелем которой был молодой священник и будущий священномученик Платон Горных, а с 1902 года — в Николаевской церкви села Шогрышского того же уезда. 21 августа 1916 года он был рукоположен во диакона.

Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года и сразу начала гонения на священнослужителей. Бывали случаи, когда арестовывался весь причт (штат одного храма), и требы в дальнейшем совершали священники соседних приходов. Между арестами священник села Сарафаново Флорентий Троицкий написал: «Утром 28 июля был увезен за семь верст в село Шогрышское отпевать умерших и крестить младенцев и здесь узнал, что диакон Николай Пономарев вызван на станцию Егоршино на общественные работы». В селе Шогрышском представилась печальная картина: разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.

Впоследствии стало известно, что диакон Николай Пономарев был большевиками убит.

Свернуть

Иеромонах Василий Эрекаев, послушницы Елена Асташкина и Анастасия Камаева и миряне Арефа Еремкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов, Иоанн Милешкин и Мавра Моисеева (1937)

В марте 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации были арестованы священники, монахини и крестьяне, проживавшие в Торбеевском, Ковылкинском, Темниковском и Ичалковском районах Мордовии. Их заключили в тюрьму в городе Саранске.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

«Никаких показаний я давать не буду, и разговаривать с безбожниками не буду», — заявила Мавра Васильевна Моисеева на последнем допросе.

«Ничего говорить не буду. Повторяю, что я советской власти не подчиняюсь и ее не признаю, подчиняюсь я только одному Богу», — ответил Иоанн Васильевич Милешкин на вопросы следователя, который вынужден был записать: «от подписи отказался и заявил, что подписывать советские бумаги считает за грех».

Остальные заключенные также отказывались признать ложные обвинения.

5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила всех заключенных к расстрелу. 10 августа приговор был приведен в исполнение.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году иеромонах Василий Эрекаев, послушницы Елена Асташкина и Анастасия Камаева и миряне Арефа Еремкин, Иоанн Ломакин, Иоанн Сельманов, Иоанн Милешкин и Мавра Моисеева были причислены к лику святых.

Свернуть

Иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия»

«Устюженская» (1290)

Одна из самых древних и почитаемых на Руси православных святынь находилась в иконостасе Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области. По молитвам к Божией Матери перед этой иконой город неоднократно спасался от нашествия шведов и поляков. В 1936 году собор был закрыт, а чудотворный образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1994 году икона была похищена и вывезена за границу. Впоследствии ее обнаружили в Лондоне и вернули в Россию.

«Гребневская» (1380)

Донские казаки, жители города Гребня на реке Чири (впадающей в Дон), поднесли образ великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 году.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Несколько раз икона оставалась невредимой во время сильных пожаров. В ХV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. Чудотворная Гребневская икона считалась древнейшей из казачьих икон и находилась в своем храме до 1930-х годов. После закрытия и разрушения храма ее следы потерялись.

Свернуть

«Выдропусская» (XV)

Поздний список иконы почитался архимандритом Нафанаилом Поспеловым, ставшим широко известным после издания книги «Несвятые святые». Молитва перед образом спасла ему жизнь во время Великой Отечественной войны.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске...»

Чудотворная икона находилась в селе Выдропусске Новгородской губернии, в местном храме во имя великомученика Георгия. После покорения Новгорода Иоанном III один из военачальников родом из Мурома, проходя со своим отрядом мимо села Выдропусска, зашел в церковь и на правах победителя взял стоявшую у царских врат икону Богоматери. Он принес ее в свою муромскую вотчину. Но после молебна перед иконой храм охватил вихрь, и образ исчез. Боярин вскоре понял свой грех и с покаянным духом, в рубище, пошел пешком в храм Выдропусска. Там он увидел святую икону и рассказал обо всем прихожанам. Незадолго до этого пономарь храма великомученика Георгия как всегда кадил иконы и увидел вернувшийся образ.

К сожалению, первообраз пропал в XX веке. Один из поздних списков хранится в Выдропужске.

Свернуть

«Христофоровская» (XVI)

Икона названа в честь ее хранителя, преподобного Христофора, ученика и постриженника преподобного Лонгина Коряжемского.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В 1555 году преподобный Христофор основал при верховье речки Малой Коряжемки в Сольвычегодском уезде Вологодской епархии обитель и выстроил храм, в котором поместил принадлежащую ему икону Одигитрии.  Икона прославилась здесь многими исцелениями. Недалеко от обители открылся источник, от которого верующие также выздоравливали силой и заступлением Богоматери. Так, здесь исцелилась супруга Ивана Грозного Анастасия Романовна.

Свернуть

«Супрасльская» (XVI)

Образ хранился в Супрасльском Благовещенском монастыре, основанном на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном. Происхождение Супрасльской иконы в точности неизвестно. Предание говорит, что она принесена сюда из Смоленска. Чудотворную икону почитают не только православные христиане, но и униаты, и католики.

«Югская» (1615)

Неделя девятая по Пятидесятнице, воскресенье, 10 августа 2025 года: что будет в храме?
Рыбинский музей-заповедник
icons.pstgu.ru

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица во время нашествия шведов повелела ему отнести Ее образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Так на реке Юг началось строительство обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.

По информации на сайте Рыбинского музея-заповедника оригинал иконы исчез. В музее хранится семь копий, сделанных, скорее всего, мастерами Югской обители.

Свернуть

«Игрицкая» (1622)

Около 1933 года, когда прекратились богослужения в упраздненной Игрицкой обители, святыню перенесли в Воскресенскую церковь села Любовниково. Здесь чудотворный образ пребывал до 1982 года, когда в ночь на 17 апреля его похитили, и с тех пор об иконе ничего не известно.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Чудотворная Игрицкая икона Божией Матери была обретена в урочище Игрищи близ Костромы и до начала тридцатых годов ХХ века находилась в мужском монастыре, основанном на месте ее явления.
До недавнего времени считалось, что фотографий и иных фиксаций иконографии Игрицкого образа не сохранилось. В 2008 году прихожане любовниковской церкви передали Костромской епархии список иконы — ее точную копию («в меру и подобие»), выполненную в XIX веке. Сейчас этот список хранится в Александро-Антониновской церкви города Костромы.

Свернуть

«Шуйская» (1654 - 1655)

Икона написана в городе Шуе Ивановской области по просьбе прихожан Воскресенского храма иконописцем Герасимом Иконниковым «во избавление от постигших бед и несчастий» — в то время в городе свирепствовала чума. Во время создания образа как списка Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо: несколько раз, когда мастер пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно подлиннику, положение рук и ног Богомладенца изменялось. Иконописец не посмел исправлять увиденное.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

После молитв перед новой иконой чума покинула город. В течение следующего столетия происходили многочисленные чудеса по молитвам к Богородице перед Ее образом. Он стал главной святыней Воскресенского собора и всего города Шуя.

С XVII века было создано множество списков иконы, некоторые из которых тоже прославились чудесами. С конца 1930-х годов, когда был закрыт Воскресенский собор, местонахождение иконы остается неизвестным.

Свернуть

«Костромская» (1672)

Чудотворная Смоленская-Костромская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из святынь Богоявленско-Анастасииного женского монастыря Костромы. Эта икона-фреска написана на стене артелью изографов во главе со знаменитыми иконописцами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Святыня прославилась не только тем, что она сохранилась в огне двух пожаров, но и многочисленными чудесами.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В 1920 году, несмотря на активное сопротивление верующих, Богоявленско-Анастасиинский монастырь закрыли. В 1990 году храм, в котором в советское время находились различные учреждения, был возвращен Церкви и возрождаемой обители. Смоленская-Костромская икона Божией Матери оказалась сильно поврежденной — от изображения остались практически одни контуры. Реставраторы решили, что икону нужно писать заново. Однако случилось чудо: одна из членов экспертной комиссии взяла вату и спирт и сделала пробный мазок — внезапно на месте мазка появился глаз Богородицы, затем другой. Произошло чудесное обновление иконы, казалось бы, навсегда исчезнувшее изображение восстановилось.

Свернуть

«Седмиезерная» (XVII)

Седмиезерная икона считается второй по значимости святыней Казани и всего Прикамского Поволжья после Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Кроме прекращения чумы, образ прославился исцелениями.

ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

По преданию, икона была родительским благословением иноку Евфимию, который из города Устюга Вологодской губернии пришел в глухое место в 17 верстах от Казани, где посреди 7 озер (впоследствии эти семь озер стали одним большим озером) основал монастырь. От этих семи озер келейная икона и сама пустынь названы «седмиезерными».

До революции Седмиезерная пустынь была одним из наиболее процветающих монастырей Казанской епархии, главным собором которого был разрушенный в советское время храм Смоленской Седмиезерной иконы Богородицы. После закрытия обители в 1928 году святыня считалась утерянной. Однако сберечь ее смог последний насельник монастыря иеросхимонах Серафим Кошурин.

Сегодня чудотворный образ находится в Петропавловском кафедральном соборе города Казани, поскольку Седмиезерная пустынь еще нуждается в восстановлении.

Свернуть

«Серафимо-Дивеевская» (1885)

Рассказ о чудотворном образе, перед которым молился преподобный Серафим Саровский, слушайте на радио «Вера».

«Сергиевская»

Чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия» из кельи преподобного Сергия Радонежского находится в Троице-Сергиевой лавре. Очень возможно, что эта икона была семейной, знакомой Преподобному с детства. То, что она стала келейной иконой, не может быть случайностью. После кончины святого подвижника она находилась около раки, в которой покоились его мощи.


Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
9
Сохранить
Поделиться: