В воскресенье 19 ноября Церковь вспоминает священномученика Павла Константинопольского, мучениц Текусу, Александру, Полактию, Клавдию, Евфрасию, Афанасию и Матрону, святителя Германа Казанского и Свияжского, преподобных Луку, эконома Печерского, и Варлаама Керетского. Самым знаменитым русским святым воскресного дня является преподобный Варлаам Хутынский.
Память священномучеников Никиты Делекторского, Анатолия Бержицкого, Арсения Троицкого, Николая Дворицкого, Николая Протасова, Константина Любомудрова, Василия Крылова, преподобномучеников Варлаама Никольского, Гавриила Владимирова, Гавриила Гура, преподобномучениц Нины Шуваловой и Серафимы Горшковой совершается в этот день.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 19 ноября.
Воскресенье, 19 ноября 2023 года
В воскресный день 19 ноября Церковь поминает 12 новомучеников и исповедников российских. Но самым знаменитым русским святым этого дня остается преподобный Варлаам Хутынский, живший в XII веке.
• О значении имени «Варлаам» и краткое житие преподобного Варлаама читайте в нашем материале.
• Житие святого слушайте на радио «Вера».
• Повествование из жития преподобного Варлаама слушайте на радио «Вера».
• Новгородское сказание «Моление преподобного Варлаама Хутынского» в рубрике «прообразы» на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный
Разрушил еси Крестом Твоим смерть,/ отверзл еси разбойнику рай,/ мироносицам плач прелоил еси,/ и апостолом проповедати повелел еси,/ яко воскресл еси Христе Боже,/ даруяй мирови// велию милость.
Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.
Кондак воскресный
Не ктому держава смертная/ возможет держати человеки:/ Христос бо сниде, сокрушая и разоряя силы ея;/ связуемь бывает ад,/ пророцы согласно радуются,/ предста, глаголюще, Спас сущим в вере:// изыдите, вернии, в воскресение.
Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Комментирует священник Антоний Борисов
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к галатам, глава 5, стих 22 — глава 6, стих 2
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
День памяти святых
Священномученик Павел, архиепископ Константинопольский
Пережил гонения от ариан, 4 ссылки, мученически погиб в храме во время богослужения.
Мученицы Текуса, Александра, Полактия, Клавдия, Евфрасия, Афанасия и Матрона
Святые девы с юности до старости прожили в молитвах, посте, воздержании и добрых делах. Их привели на суд и они мужественно исповедали свою веру во Христа, за что были преданы истязаниям.
Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые снова отказались. За это каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению.
Святитель Герман Казанский и Свияжский (1568)
Краткое житие святого, пытавшегося вразумить царя Ивана Грозного, слушайте на радио «Вера».
Варлаам Керетский (XVI)
Преподобный Варлаам, носивший в миру имя Василий, родился в селе Кереть на берегу Белого моря. Был «научен книгам», что было редкостью в те времена. Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён. В бытность свою настоятелем Никольской церкви в Коле, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и требовавшего жертв даже от крещеных рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил отомстить «попу». Бесовская месть исполнилась, когда иерей Василий с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного.
Бесовская месть исполнилась в родном селе Кереть: бес внушил священнику чувство ревности к жене и побудил убить ее. Нет достоверных данных о том, какова была этому причина: он или заподозрил жену в супружеской неверности, или попытался изгнать из нее беса и смертельно ранил.
Совершив страшный грех, Василий скоро убедился в невинности своей супруги, начал каяться, строго постился и горько плакал, для покаяния он отправился в Колу, к преподобному Феодориту. Признав себя недостойным оставаться священником, он оставил служение. А чтобы искупить вину, покаявшийся убийца подверг себя чрезвычайно тяжкому наказанию: труп жены своей он положил в лодку и плавал непрерывно (против ветра, в труднодоступные места, не жалея себя) до тех пор, пока мертвое тело убитой не истлело.
На третий год плаваний Василий захотел узнать, прощен ли его грех. По преданию, около Святого Мыса водились особые морские черви, которые протачивали суда даже из самого крепкого леса и заставляли судовщиков проходить Святой Мыс не морем, а волоком. Существа эти не причинили никакого вреда преподобному, но он хотел сделать безвредным плавание около Мыса для всех. Святой помолился Богу и был скоро услышан: морские гады бесследно пропали, и с тех пор путь около Святого Мыса стал безопасен для плавания. Приняв чудо за извещение о том, что Господь уже простил великий грех его, Василий вскоре оставляет мир, принимает иноческое пострижение с именем Варлаам. В конце жизни Варлаам обрел дар исцеления, был прозорлив, избегал славы. Вероятнее всего, он скончался в 1589 или 1590 году. Тело его нашел бедный крестьянин и перенес в село Кереть, где похоронил при церкви святого Георгия, за алтарем с восточной стороны.
Еще при жизни преподобный Варлаам прославился как спаситель на море. После смерти чудеса преумножались, в связи с чем его стали почитать не меньше, чем святителя Николая Мирликийского. К двадцатым годам XVIII века установилось местное почитание преподобного Варлаама. В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца были найдены его нетленные мощи. В 1725 году мощи были освидетельствованы, однако подвижник не был причислен Церковью к лику святых, общецерковно чтимых до 1903 года, и с тех пор имеет в календарях свой день памяти.
Молитва преподобному Варлааму Керетскому
О, преподобне отче наш Варлааме, яко имеяй дерзновение ко Творцу, Избавителю всех, Иже в Троице Святей покланяемому истинному Христу, Богу нашему, помяни нас в молитвах своих и всех нас моления, Богу возсылаемая, приими и принеси ходатайственне. Молим тя, избави нас от напастей, и на мори зельнаго обуревания, и потопления морскаго невредимы сохрани, и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими молитвами, святе, согрешений наших оставление получим и вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Константин Любомудров (27 июля 1879 — 19 ноября 1937)
Когда отец Константин вернулся в Москву после ссылки, в милиции ему сразу приказали уехать за 100 км от столицы. Он отправился в Можайск, чтобы служить там. Но викарий Московской епархии не смог помочь и сказал отцу Константину, что рад бы дать ему место в храме как хорошему священнику, но, как только он предпринимает такую попытку, вмешиваются органы госбезопасности. Пройдет около двух лет, и отца Константина расстреляют. О приговоре он узнает прямо перед казнью.
Читайте житие новомученика в нашем материале.
Преподобномученик Гавриил Гур (24 апреля 1898 — 129 ноября 1937)
Житие святого, решившего служить Церкви уже после революции и начала гонений, читайте в нашем материале.
Священномученик Никита Делекторский (22 декабря 1876 — 19 ноября 1937)
Он был епископом, стал нищим, по собственной воле юродствовал и благотворил нуждающимся.
Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. Закончил семинарию, в 1898 женился и принял сан, но в 1907 от него ушла жена. Обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить; но детей не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии, в 1915 году закончил ее. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. При отступлении Белой армии он остался в Перми. В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде, церковное благословение с нее как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».
В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей. 9 мая 1924 года в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии.
В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем. В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья.
Летом 1937 года начались массовые гонения на Церковь и власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах.
13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток. Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза и что епископ юродствует, и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
17 ноября тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!