В девятую неделю по Пятидесятнице Церковь чтит благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба, а также мученицу Христину Тирскую. Преподобные Поликарп Печерский, Далмат Исетский и святитель Георгий Могилевский чествуются в первое воскресенье августа в 2023 году вместе с собором Смоленских святых. Подвиг новомучеников российских — священномученика Алфея Корбанского, исповедников Николая Понгильского и Иоанна Оленевского (Калинина) — поминает Церковь 6 августа.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 6 августа.
Воскресенье, 6 августа 2023 года, благоверных князей Бориса и Глеба
Во время крещения святые братья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, получили имена Роман и Давид. Из 11 сыновей только они родились от церковного брака князя-крестителя Руси. Они воспитывались отцом-христианином, получили хорошее образование, их уважали бояре и простой народ. Почему они стали мучениками?
Подробнее о святых мучениках благоверных князьях Борисе и Глебе читайте наших материалах:
• История князей, которые отказались убивать жестокого брата и были убиты сами
Особенности православного богослужения
Тропарь воскресный
С высоты снизшел еси, Благоутробне,/ погребение приял еси тридневное,/ да нас свободиши страстей,// Животе и воскресение наше. Господи, слава Тебе.
Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, — жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный
Воскрес из гроба, умершия воздвигл еси,/ и Адама воскресил еси,/ и Ева ликует во Твоем воскресении,/ и мирстии концы торжествуют// еже из мертвых востанием Твоим, Многомилостиве.
Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.
Тропарь благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду
Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти,// и сыновом Российским спастися.
Перевод: Истинные страстотерпцы и верные последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восставшие против своего врага, бывшего вам братом, убившего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам (Мф.10:28). Пусть покается злой любитель власти, вы же, радуясь в собрании ангельском, предстоя Святой Троице, молитесь о государстве соотечественников ваших, чтобы ему быть угодным Богу, и сынам Российским спастись.
Кондак благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду
Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.
Перевод: Воссияла сегодня прославляемая память ваша, благородные страстотерпцы Христовы, Роман и Давид, созывающие нас к прославлению Христа Бога нашего. Потому, приходя к раке с мощами вашими, принимаем дар исцеления по вашим молитвам, святые, ибо вы божественные врачи.
Молитва благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду
О, двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.
Величание благоверным князьям Борису и Глебу, во святом Крещении Роману и Давиду
Величаем вас, страстотерпцы святии Борисе и Глебе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22 — 34
Комментирует священник Стефан Домусчи
Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 17 — глава 16, стих 2
Апостольское чтение:
Первое послание апостола Павла к коринфянам, глава 3, стихи 9 — 17
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Послание апостола Павла к Римляным, глава 8, стихи 28 — 39
Комментирует священник Стефан Домусчи
День памяти святых
Мученица Христина Тирская (около 300)
Ее отец, правитель города Тира, мечтал, чтобы дочь стала жрицей. Она же просила Бога открыть ей Себя. Слушайте рассказ о святой мученице Христине на радио «Вера».
Преподобный Поликарп Печерский (1182)
Инок Киево-Печерской обители Поликарп за духовную рассудительность и примерную жизнь в 1164 году был избран игуменом монастыря. Известен как жизнеописатель святых угодников Печерских.
Святитель Георгий Могилевский (1717 — 1795)
Он знал польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий языки, его литературными трудами восхищался Александр Сергеевич Пушкин. Георгий Конисский считался лучшим — после Феофана Прокоповича — профессором Киево-Могилянской академии в XVIII веке. Пережил два покушения. Главным делом его жизни стало отстаивание православной веры.
Родился будущий святитель в 1717 году в городе Нежине, который тогда уже принадлежал России, в семье украинских дворян Конисских. Учился в Киево-Могилянской Академии, которую закончил «с особым отличием». В стенах этого учебного заведения Григорий изучил иностранные языки, поэтику, философию, богословие, при этом проявил особый талант к поэзии.
После окончания академии Григорий принял монашеский постриг с именем Георгий, но был оставлен преподавателем на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; написал драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках.
С 1751 года он уже ректор академии, профессор богословия. С 1752 года он был назначен архимандритом Киево-Братского монастыря. В 1755 будущий святитель назначается белорусским епископом и переехал в город Могилев. С 1783 года Георгий Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Синода.
Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав Речи Посполитой, оставалась единственная православная епархия с центром в Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии.
Радостная встреча святителя Георгия с могилевской паствой не смогла скрыть от него того ужасного упадка Православной Церкви, который был вызван многими годами преследований. Святитель с первых же дней писал множество донесений в Сенат о притеснениях православных, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей.
Одновременно он заботился и о распространении православного учения, для чего открыл в 1757 году типографию при архиерейском доме и выпустил творение Феофана Прокоповича — православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный». Эту востребованную книгу он бесплатно разослал по храмам епархии. В этот же период святителем Георгием был основан целый ряд школ — наподобие братских церковных училищ.
Постоянно заботясь о более высоком уровне образования духовенства, могилевский святитель открыл при Спасском монастыре Духовную семинарию. Для того, чтобы успешнее противостоять униатству, преосвященный Георгий собирал архивные документы о могилевских православных церквях.
Архиепископ Георгий много радел о благосостоянии и устроении своей могилевской епархии. В 1780 году было построено новое здание для семинарии, преподавательский состав которой был пополнен из числа выпускников Киевской академии. Им была составлена грамота против корыстолюбия священников, написаны статьи против безверия, распространяемого французским «мыслителем» Вольтером.
20 января 1793 года архиепископ Георгий написал завещание, а 13 февраля 1795 года преставился ко Господу. Гробница вскрывалась в 1812 году французами и в 1875 году во время ремонта храма, тело сохранилось нетленным. К 2005 году Преображенский собор был уничтожен, могила утеряна.
Обретение мощей преподобного Далмата Исетского, Пермского (1994)
Собор Смоленских святых
Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1983 году, в Неделю перед праздником Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В 1986 году день Собора Смоленских святых впервые был включен в церковный календарь. В число святых входят святители, мученики, благоверные князья и преподобные отцы. В их числе — равноапостольный Николай Японский.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Алфей Корбанский (1873 — 1937)
7 мая 1896 года диакон Алфей был переведен в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Большой Козлене в Вологде, где ему суждено было встретить начавшиеся после прихода большевиков к власти гонения на Русскую Православную Церковь.
Он родился в Вологде в семье священника Пятницкой церкви Анатолия Корбанского и его супруги Ольги. После их смерти особенно дорожил их памятью — усердно молился об упокоении за каждой литургией.
По окончании Вологодского духовного училища поступил в Вологодскую духовную семинарию, но после первого курса, в 1890 году, оставил ее. 7 ноября 1891 года он был назначен псаломщиком в Иоанно-Богословскую церковь в селе Мало-Янгосорском Вологодского уезда и 9 июня 1895 года рукоположен во диакона.
Весной 1930 года Покровский храм, где он служил с 1896 года, был закрыт, и диакон Алфей стал служить в одном из трех оставшихся незакрытыми в городе храмов — Рождества Богородицы на Богородском кладбище, настоятелем которого был тогда протоиерей Константин Богословский; сюда он поступил одновременно с диаконом закрытой церкви великомученицы Параскевы Пятницы Иоанном Преображенским. Оба священнослужителя почитаются сегодня как новомученики.
Диакон Алфей был среднего роста, с седыми волосами и небольшой седой бородой. Он запомнился прихожанам своей манерой произносить заупокойные ектении, с большим чувством и со слезами поминая усопших.
В ночь с 29 на 30 июня 1937 года священнослужители храма Рождества Богородицы были арестованы и среди них диакон Алфей. В тюрьме он тяжело заболел и был отправлен в тюремную больницу. Диакон Алфей скончался 6 августа 1937 года и был погребен в безвестной могиле.
Исповедник Николай Понгильский (1879 — 1942)
Отец Николай служил полковым священником, благочинным Рыбинска, в советское время пережил 5 лет лагерей. Рассказ об исповеднике Николае Понгильском слушайте на радио «Вера».
Исповедник Иоанн Оленевский (Калинин) (1854 — 1951)
Его причислили к лику святых за исповедническую деятельность, подвижническую жизнь, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи исцелений. Слушайте рассказ об исповеднике Иоанне на радио «Вера».
В воскресном апостольском чтении 6 августа мы слышим, как апостол Павел называет проповедников Христа соработниками Бога. Можно сказать, что в наше время, считая себя христианами, мы становимся такими же проповедниками веры. По нашим делам, мировоззрению, жизни судят о Боге, в Которого мы веруем. Апостол Павел говорит: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть».
Основание нашей жизни — Христос, на этом основании каждый христианин возводит здание своей души. Даже без своего желания строит здание не только в своей душе, но и в душах других людей. Почему и как это происходит?
Недостаточно сказать, что смирение — это добродетель. Если говорящий будет являть себя гордым, тщеславным, самолюбивым или заносчивым, то получится одно лицемерие, которое сгорит. Конечно, невозможно показать себя идеальными, святыми и непогрешимыми. Но бороться за добродетель, стараться ее достичь, — это честно, по-христиански. Потому что верующий человек ищет возможность преодолеть свою греховность, он не может спокойно продолжать жить без прощения, без любви. Боль от несоответствия добродетели и реальности делает христианина христианином. Господь за это стремление даже плохие поступки приводит к хорошим последствиям. Например, настоящее смирение приходит тогда, когда мы видим свою недостаточность, греховность. Таким образом мы по кирпичикам возводим здание своей души и душ людей, живущих вокруг нас. Смирение, прощение, понимание, снисхождение к чужой немощи, любовь — это те самые драгоценные камни, а не солома или другой быстро сгорающий материал. По словам апостола Павла, если дело человека, которое он строил, устоит в огне, то он получит награду.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!