Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему – Православный журнал «Фома»
Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему

Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Святые Борис и Глеб… Два сына равноапостольного князя Владимира, которые для меня снимают все споры о степени приятия христианства на Руси.

В дохристианской Римской империи силовое решение вопроса о власти считалось нормой. С принятием христианства отношение к такой (кровавой) борьбе стало менее радостным, но в целом принималось как неизбежное зло. В православной Восточно-Римской империи (которую непонятно почему называют Византией) тоже. Тем более, что были примеры: ты пожалел, а тебя не пожалеют. Некоторые претенденты на трон, кого щадили их противники, умудрялись возвращаться со сторонниками или войском из провинции. И убивали без сожалений и безжалостно. Строгого законодательства о престолонаследии не было, многое решалось выбором офицеров из гвардии... А значит, ничего не поделать. Надо лить кровь.

В языческой истории ранней Руси было ещё более просто: прав тот, у кого сила. Духи на их стороне. И мы видим яростную уверенность у первых Рюриковичей, сочетание коварства, показной жестокости и грубой силы в борьбе за власть. Причем более всего этим прославился тот, кто позднее крестит Русь и сам о себе решится честно сказать: «Я был зверь...»

То есть, по разным причинам, и в языческом мире, и в христианском власть устроена была почти одинаково. И в Константинополе, и в Новгороде-Киеве. И поступок Бориса и Глеба совершенно несуразный по логике любой власти той эпохи. Это на первый взгляд, настолько явное проявление слабости, что в пору было бы тогдашним людям, привычным к смертоубийству, поудивляться странному поступку князей, да и забыть о них.

Но что же произошло? Что на Руси случилось? Народ воспринял «ненормальное», с тогдашней точки зрения, поведение Бориса и Глеба совсем иначе. А именно — как подвиг и мужественный поступок. Практически сразу. Это не было признанием спустя много веков, нет. Их прославили в лике святых исторически буквально в течение одного мига. В ничтожно короткие сроки. Но это без почитания — дело невозможное!

Между тем, эта их позиция, позиция «слабости» и отказа от борьбы, даже сейчас многим непонятна. Как так: почему же не защищались? Ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне! И отчего их стали почитать на Руси в том числе, как покровителей воинов?

Почему бы не покарать злодеев, не поднять оружие? Это многим и сейчас непонятно. Это и вовсе непонятно с точки зрения государственной логики, государственных интересов. Тем более, что не были Борис и Глеб пацифистами, это никак не следует из известного нам об этих святых.

Что же перед нами? Истинное, глубочайшее следствие крещения Руси. Резкий разрыв со всей древнеримской, даже и византийской традицией... ради Христа.

Это продолжение того, что открывается нам в покаянии святого великого князя Владимира. Это следует за поразительным (и оказавшимся неисполнимым) его стремлением отменить смертную казнь. Это следует за его желанием немедленно накормить и одеть (и вот тут многое удалось исполнить!) всех и каждого на Руси. Причем в этих его движениях как-будто оживают строки из Священного Писания, из Деяний святых апостолов с рассказом о первой христианской иерусалимской общине.

Но Владимир скончался. Первая русская святая, княгиня Ольга, не могла порадоваться ни поступкам сына, ни поведению внука. Она осталась одинока в своём христианском выборе. Но вот, наступил черёд для сыновей нашего крестителя. Их очередь ответить на вопрос: дало ли покаяние Владимира плод. На историческую сцену вышли его сыновья. И часть из них, по традиции, вступила в яростную и чреватую братоубийством борьбу за власть. ...Но двое сделали другой выбор и засвидетельствовали силу своей христианской веры.

Свидетельство вышло предельное. Ради Христа, — ответили Борис и Глеб всему миру, — можно и должно умереть, и это нестрашно. Страшнее перед Богом убить брата. Лишиться власти, лишиться даже жизни не так горько, если впереди ждет Царство Небесное, И народ понял и принял это как истину, которая выше политической логики и «здравого смысла».

Огромный поворот. Возможно, он породил для Руси и много проблем, по-своему, странных. Когда в условиях феодальной раздробленности князья-родственники медлили и не решались «съесть» друг друга. Конечно, и среди них были жестокие и готовые на всё ради власти люди. Но впечатление от подвига святых Бориса и Глеба не уходило. И рюриковичам было сложнее начать друг друга резать и убивать с прежней уверенностью, что общество оправдает и восхвалит победителя. Общество — изменилось.

Родилось понимание: братоубийство — это грех. И князья действовали впредь уже с оглядкой на христианство. Пытаясь как-то договориться, целуя крест... Хотя и согрешая, обманывая, а иногда губя братьев. Однако это многие века не будет восприниматься как норма. Лишь после Смуты и Раскола, когда ослабнет влияние Церкви, уже в XVIII веке, мы увидим, на фоне имперского величия: в страну вернётся вместе со словом «империя» древнеримское и константинопольское восприятие борьбы за власть. Лишенное памяти о Борисе и Глебе.

Против законных властителей их родственники будут поднимать гвардию, тайно убивать их, бросать в застенки, душить, и так вплоть до 1825 года... Впрочем, это уже начало времени, когда общество стало грезить новыми идеями.

Возвращаясь к Борису и Глебу. Если бы не сохранилось никаких иных сведений о том, как же именно повлияло на Русь Святое крещение, то есть они, святые Борис и Глеб. Сами по себе. Верное доказательство. Русь не крестилась лишь формально, она не просто согнулась под княжеской сильной рукой. Она в массе народа восприняла Царство Небесное как подлинную цель человеческой жизни. И сама стала источником благовестия.

Несмотря на все изъяны и все грехи, какие совершались и совершаются. Нет, наша история не безгрешна, совсем не безгрешна. Увы. Но в ней, первыми (вслед за мучениками-варягами, убитыми при Владимире-язычнике), пали ради Христа сыновья крестителя Руси. Наши. Великие в своей слабости братья-князья. Святые Борис и Глеб.

Читайте также:

Святые князья Борис и Глеб: в картинках

Борис и Глеб: претерпевшие до конца

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (12 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
6 августа 2019
Поделиться:

  • Владимир
    Владимир2 года назадОтветить

    Христианская религия нужна была только правящему классу для освящения и упрочения власти, народу она не дала ничего, кроме духовного и физического рабства ("рабы божии"). И после принятия христианства зверства и дикости междоусобицы, когда в основном страдало гражданское население, только подтверждают всю лживость христианской морали. Я уже не говорю о братьях во Христе - крестоносцах, крестивших народы мечом и огнём.

    • Александр
      Александр1 год назадОтветить

      Не понял, а почему вера в языческих богов не давала возможность "правящему классу для освящения и упрочения власти"? Зачем эти заморочки с крещением?

  • Вера
    Вера2 года назадОтветить

    Роман, что то вы перепутали историю, Русь стало огромной после крещения Руси. Племена объединились после принятия христианство, хотя вначале Владимир пытался всех сблизить через язычеством. Но от этой затеи ничего не вышло, да и не могло. Где нету Бога там нету Благодати.

  • Роман
    Роман2 года назадОтветить

    Только когда даже Русь была языческой она была сильной и даже ходила в походы на другие страны ту же Византию, а когда насильно было принято православие из той же Византии она стала слабой изза описанных вами междоусобных войн между кучей местных князьков.