Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящему

Борис и Глеб доказали, что Русь крестилась по-настоящемуСвятые Борис и Глеб… Два сына равноапостольного князя Владимира, которые для меня снимают все споры о степени приятия христианства на Руси.

В дохристианской Римской империи силовое решение вопроса о власти считалось нормой. В православной Восточно-Римской империи (которую непонятно почему называют Византией) тоже. Хотя восторга это не вызывало. Но что же делать: если ты пожалеешь, тебя потом не пожалеют. А значит, ничего не поделать.

В языческой истории ранней Руси прав тот, у кого сила. И мы видим яростную уверенность в достоинстве коварства и силы у первых Рюриковичей. То есть власть устроена почти одинаково и в Константинополе, и в Новгороде-Киеве… И поступок Бориса и Глеба совершенно несуразный по логике любой власти той эпохи.

Но что же произошло? Отчего народ воспринял “ненормальное”, с тогдашней точки зрения, поведение Бориса и Глеба как подвиг? Их очень скоро прославили в лике святых. Исторически в ничтожно короткие сроки. Но это без почитания – дело невозможное!

Между тем, эта их позиция, позиция “слабости”, даже сейчас вызывает вопросы: почему все-таки не защищались, ведь у них были возможности, дружины, они могли бороться, ведь справедливость, правота была на их стороне!

Почему бы не покарать злодеев, не поднять оружие? Это многим и сейчас непонятно, это и вовсе непонятно с точки зрения государственной логики, государственных интересов.

Но таково истинное следствие крещения Руси. Резкий разрыв со всей древнеримской традицией ради Христа. Вслед за поразительным стремлением Владимира отменить смертную казнь, накормить и одеть каждого на Руси (и всё это — из Священного Писания, из Деяний святых апостолов), наступил черёд свидетельствовать его сыновьям, какие они христиане. Свидетельство вышло предельное. Ради Христа, ответили Борис и Глеб, можно отдать жизнь и отказаться идти на брата. А народ понял и принял это свидетельство.

Огромный поворот. Возможно, он породил для Руси и много проблем, по-своему, странных. Когда в условиях феодальной раздробленности князья-родственники медлили и не решались “съесть” друг друга. Конечно, и среди них были жестокие и готовые на всё ради власти люди. Но большинство всё же находилось под впечатлением от этого подвига. И им было сложнее начать друг друга резать и убивать с прежним спокойствием и уверенностью, что общество всё это оправдает и восхвалит. Поскольку общество изменилось.

Появилось чёткое понимание: братоубийство — это грех. И князья делят землю с оглядкой на христианство. Очень сложно, пытаясь как-то договориться, целуя крест… Впрочем, всё равно согрешая, обманывая, а иногда — вероломно губя братьев. Однако лишь когда ослабнет влияние Церкви; когда придут последовательно Смута и Раскол, уже в XVIII веке, мы увидим, на фоне имперского величия как вернётся в страну прежнее восприятие борьбы за власть. Лишённое памяти о Борисе и Глебе. Когда против законных властителей их родственники будут поднимать гвардию, тайно убивать их, бросать в застенки, душить, и так вплоть до 1825 года… Впрочем, это уже начало времени, когда общество стало грезить новыми идеями.

А возвращаясь к Борису и Глебу, то если б не сохранилось никаких иных сведений о том, как же сильно повлияло на Русь святое крещение, то есть они. Сами по себе. Верное доказательство. Русь не крестилась лишь формально, она не просто согнулась под княжеской сильной рукой. Она в массе народа восприняла Царство Небесное как подлинную цель человеческой жизни. И сама стала источником благовестия.

Несмотря на все изъяны и все грехи, какие совершались и совершаются. Нет, наша история не безгрешна, совсем не безгрешна. Увы. Но в ней, первыми (вслед за мучениками-варягами, убитыми при Владимире-язычнике), пали ради Христа сыновья крестителя Руси. Наши. Великие в своей слабости братья-князья. Святые Борис и Глеб.

Читайте также:

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (10 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Владимир
    Сентябрь 27, 2019 21:31

    Христианская религия нужна была только правящему классу для освящения и упрочения власти, народу она не дала ничего, кроме духовного и физического рабства (“рабы божии”). И после принятия христианства зверства и дикости междоусобицы, когда в основном страдало гражданское население, только подтверждают всю лживость христианской морали. Я уже не говорю о братьях во Христе – крестоносцах, крестивших народы мечом и огнём.

  • Вера
    Август 12, 2019 15:47

    Роман, что то вы перепутали историю, Русь стало огромной после крещения Руси. Племена объединились после принятия христианство, хотя вначале Владимир пытался всех сблизить через язычеством. Но от этой затеи ничего не вышло, да и не могло. Где нету Бога там нету Благодати.

  • Роман
    Август 8, 2019 12:19

    Только когда даже Русь была языческой она была сильной и даже ходила в походы на другие страны ту же Византию, а когда насильно было принято православие из той же Византии она стала слабой изза описанных вами междоусобных войн между кучей местных князьков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *