Как заставить ребенка учиться? Советы психолога

психолог
Многие родители сталкиваются с тревогой и раздражением, когда ребенок не хочет учиться. Кажется, что без усилий в школе он не сможет устроиться в жизни, и хочется как можно скорее «взять ситуацию под контроль». Но за этой тревогой часто теряется сам ребенок: с его характером, страхами, упрямством, сомнениями. Чтобы действительно помочь ему, важно сменить фокус: не «заставить», а понять, что стоит за отказом учиться и как вы можете быть рядом так, чтобы в нем проснулось внутреннее желание расти. Ниже несколько шагов, которые могут в этом помочь.
Сначала понять, в чем именно выражается отказ учиться
Он может быть разным: кто-то не делает домашние задания, кто-то списывает, кто-то просто саботирует все, связанное со школой. У кого-то проблемы только по одному предмету, а кто-то в целом не видит смысла в учебе. Поведение ― это не просто каприз, а способ что-то показать. Иногда это протест, иногда ― тревога, иногда ― пережитое унижение, иногда ― скука. Разобравшись в форме, можно понять, где именно «застрял» ребенок.
Не давить, а замечать, какие чувства стоят за отказом
Ребенок может не справляться с программой, стыдиться своей неуспешности, бояться наказания или насмешек. Может быть, он слишком тревожный, и ему трудно сосредоточиться. А может, у него обостренное чувство несправедливости, и он протестует против давления, а не против самой учебы. Если вы начнете с того, чтобы увидеть, где ему тяжело, и признать это, вы уже снимете часть напряжения. Поддержка работает сильнее наказаний.
Искать не мотивацию вообще, а смысл лично для него
Мотивация не рождается из слов «надо» и «все учатся». Она появляется, когда ребенок чувствует, что учеба связана с его интересами, с его будущим, с тем, что ему по-настоящему важно. Может, он любит технику или мечтает о животных. И тогда есть смысл показывать, как знание помогает быть ближе к этому. Но иногда смысл ― это просто теплая связь с родителем, который не оценивает, а помогает. И из этого чувства «меня понимают» может родиться желание попробовать снова.
Не делать учебу поводом для постоянного конфликта
Когда вся семейная жизнь начинает вращаться вокруг дневника и успеваемости, отношения разрушаются. Учеба становится способом контролировать ребенка, а не способом его развития. Если в доме царит напряжение, угрозы, обесценивание, это не побуждает учиться, а вызывает еще большее отторжение. Иногда нужно отступить, восстановить контакт, поговорить не о школе, а просто побыть рядом. И только потом возвращаться к учебной теме.
Проверить, не навязываете ли вы ему свои ожидания
Иногда родитель проецирует на ребенка свои страхи или мечты: «Я не закончил институт, пусть он это сделает, «Надо быть лучшим, иначе тебя никто не заметит». Но у ребенка может быть свой путь. Это не значит, что он не должен учиться. Это значит, что навязанный маршрут может вызывать внутренний протест. Разговор о будущем, поддержка в его интересах, возможность выбрать ― всё это делает процесс взросления осознанным, а не вынужденным.
Выдерживать границу: поддерживать не значит все позволять
Иногда, желая не давить, родители пускают все на самотек. Но детям нужна опора. Речь не о жестком контроле, а о том, чтобы показать: учёба ― это ответственность. Здесь важна не угроза, а четкие правила, договоренности, разделение времени. Ребенок должен понимать, что учеба ― его зона, но он не один в этом, его поддержат. Важно, чтобы родитель был рядом не как надзиратель, а как взрослый, на которого можно опереться.
Разделять учебу и отношения
Даже если у ребенка трудности, он не становится от этого «плохим». Ваш контакт с ним не должен зависеть от оценок. Чем крепче эмоциональная связь, тем больше шансов, что он будет слышать вас и хотеть стать лучше. Говорите с ним не только о школе. Замечайте, где он старается, даже если результат пока слабый. Хвалите не за пятерки, а за усилие, за прогресс. Это дает устойчивость, без которой нет движения вперед.
Если трудности затяжные ― ищите профессиональную помощь
Отказ от учебы может быть симптомом глубокой усталости, внутреннего кризиса, подавленной тревоги или проблем с самооценкой. В таких случаях лучше не затягивать, а обратиться к детскому психологу. Бывает, что за неуспеваемостью стоят вовсе не лень или упрямство, а невыраженная боль. Помощь нужна не потому, что «с ребенком что-то не так», а потому что он не справляется, и ему трудно в одиночку справляться.
Важно помнить: задача родителя не «сделать» ребенка успешным, а быть рядом в процессе его взросления. Не учеба как таковая важна, а то, каким человеком он станет. Если ребенок чувствует, что его любят не за оценки, а просто за то, что он есть, у него появляется внутренняя опора. А от нее уже рождается интерес, ответственность и желание расти.
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
Есть родители, которые жестко контролируют учебу своих детей, трясутся над отметками, сидят с ними за уроками до глубокой ночи... А есть и другая позиция: никакого принуждения к учебному труду, учеба ребенка ― это его личное дело, успехи не важны — главное, чтобы он был здоров и счастлив.
Читать далееРебенок не хочет учиться: мнение психолога
Если ваш ребенок потерял интерес к учебе, не спешите ругать его. Обвинения и наказания могут лишь усугубить ситуацию.
Читать далееКак помочь ребенку полюбить учебу?
Когда родители спрашивают, как помочь (или заставить) ребенка полюбить учебу, всегда напрашивается вопрос: «А вы сами-то любили учиться?». Потому что очень сложно научить ребенка чему-то, чего ты сам не умеешь. И отсюда следует несколько рекомендаций.
Читать далее

