
Филолог, педагог. Мама семерых детей. Председатель Ярославского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз».
Дети — Божий дар! А дары не выбирают и не заказывают, а принимают с благодарностью и радостью. Но еще точнее о детях: это всегда сюрпризы. Знакомиться с ними и их рассматривать нам предстоит всю жизнь. Самое сложное для меня, что никто из родителей не знает, что является тайной, талантом, особенностью каждой Богом данной души. Как угадать? Талант должен проснуться и укрепиться, достоинства — проявиться, а недостатки — остаться в рамках. И для этого должны быть созданы условия, найден свой подход к каждому ребенку!
У Льва Выготского, российского педагога, есть такой термин — сенситивный период. Это определенный отрезок времени в жизни человека, когда его мозг наиболее восприимчив к освоению конкретного навыка или формированию определенных психологических свойств. Если такой период пропустить, последующее освоение навыка может стать намного труднее или даже невозможным. Дверца открылась и закрылась навсегда...
А чтобы такой период не пропустить, в доме не должно быть пусто! Дом с детьми должны наполнять очень разные и красивые предметы, в нем должна звучать качественная музыка, на стенах — карты и картины, за столом — умные и разнообразные разговоры, в свободное время — самое разное творчество и делание. Так ребенок сможет выбрать, почувствовать, к чему его тянет, а родитель — это заметить.
Здорово, если ребенок видит трудолюбивых взрослых, их теплые отношения и заботу о ближних, связь поколений и созидание. Это тот пример, который развивает лучше всего. В таких условиях ребенок сможет легче и быстрее «активироваться» и начать действовать. Чтобы раскрыть таланты своих детей, родителям самим важно развиваться, радоваться и становиться лучше. Вот как волшебно устроена семья! Это всё и есть воспитание.
Но как нелегко устроить абсолютно обычную человеческую жизнь, так подходящую для развития ребенка, в отдельно взятой семье в отдельно взятой квартире. В современном мире иногда кажется, что мир должен крутиться только вокруг детей, а у взрослых нет ни сна, ни отдыха. Но так ли это?
К сожалению, в реальности бывает так. Но лично я не вижу в этом хорошую тенденцию. Еще совсем недавно мало того, что семья жила несколькими поколениями и у детей было очень широкое окружение близких взрослых и детей, так еще и люди собирались часто вместе просто так, на совместное дело или на праздник. Взрослые пели и танцевали, трудились, играли, делились знаниями и историями, дети играли сами, младшие учились у старших. Роль родителей заключалась в любви, заботе и передаче семейного опыта и традиций. А сейчас родители часто заменяют ребенку и сверстников, и учителей, и других членов семьи.
Даже если родители стремятся к расширению круга общения, не все находят подходящий.
Как же найти или создать общество, в котором взрослые помогут детям раскрыть и приумножить таланты? Есть ли у вас такое общество и как вам удается помогать детям раскрывать их таланты?


