Есть родители, которые жестко контролируют учебу своих детей, трясутся над отметками, сидят с ними за уроками до глубокой ночи... А есть и другая позиция: никакого принуждения к учебному труду, учеба ребенка ― это его личное дело, успехи не важны — главное, чтобы он был здоров и счастлив. Как найти золотую середину между этими крайностями? Рассказывает Татьяна Юрьевна Смирнова, директор православной школы «Образ» (Московская область).
Татьяна СМИРНОВА
В чем правы родители, не желающие заставлять ребенка учиться?
Мне, как директору школы, как учителю, не раз и не два приходилось сталкиваться с позицией, которую можно назвать ультра-либеральной. Причем эта позиция не только родительская, ее разделяют и некоторые учителя (как правило, молодые и неопытные).
Согласно этой позиции, нельзя заставлять ребенка учиться, выполнять домашние задания, делать проекты, презентации и так далее — словом, делать то, что требует школа. Потому что ребенок — свободная личность, которую надо уважать (а следовательно, ни к чему нельзя принуждать). Надо считаться со свободным выбором ребенка: не хочет напрягаться, значит, и не надо. Не нравится ему история или химия — ну и нечего тратить на них время, пусть он сосредоточится на том, что действительно считает для себя нужным. Кроме того, надо же заботиться о здоровье ребенка, а с такими дикими нагрузками, если выполнять все предписанное школой, всякое здоровье можно угробить. Поэтому никакого принуждения, никаких страданий над уроками! Пусть ребенок учится в том темпе и в том объеме, какой ему самому комфортен!
Сразу скажу — я решительно не согласна с этой позицией. Но признаю, что она не на пустом месте выросла и отталкивается от реальных и очень тяжелых проблем нашей системы образования. Попробую эти проблемы вкратце обозначить.
1. Школьная программа чудовищно перегружена
Программа перегружена, учителя задают очень много (и не по вредности своей, а потому что вынуждены давать положенный по ФГОСам учебный материал, но закрепление его без домашних заданий невозможно). В результате ребенок устает, мысли о заданной домашке вызывают у него ужас, долгие часы, проведенные над уроками, вредят его здоровью.
И это действительно так. Учителя здесь такие же заложники обстоятельств, как и родители, и дети.
Почему программа перегружена? Это отдельный и очень сложный вопрос. Скажем правду: далеко не всегда школьная программа строится, исходя из методической целесообразности, из психофизиологических особенностей детей. На ее содержание влияет и косность системы, сопротивляющейся изменениям, и коммерческие интересы издателей, и оторванность от реальной школьной жизни авторов многих программ.
Но каковы бы ни были причины перегруженности, надо признать этот факт. Вопрос — что с этим делать?
2. Все дети разные, а требуют с них одинаково
Есть понятие «нормотипичный ребенок» (для каждого возраста норма, конечно, своя). Именно в расчете, к примеру, на такого среднестатистического ребенка двенадцати лет строится программа обучения в шестом классе.
Но ведь «норма» не означает, что все дети данного возраста или хотя бы большинство из них таковы. За этим опять же нет никаких научных данных. В реальности в любом классе можно видеть сильный разброс: есть дети очень умные и развитые, заметно опережающие норму, есть дети более или менее укладывающиеся в норму, есть дети слабые, причем слабыми они могут быть по самым разным причинам: и не лучшее здоровье, и ментальные нарушения, и семейные проблемы.
А это означает огромную трудность для учителя. На кого ему ориентироваться? Если на «норму», то сильные дети заскучают и потеряют мотивацию к учебе, если на сильных, то провисают средние и слабые, если на слабых, провисают сильные и средние. Да, есть современные технологии и хорошо обученные им учителя, которые умеют так организовать работу на уроке, что каждый ученик трудится, причем на доступном ему уровне, и учителю удается постоянно переключаться между детьми, контролировать их работу. Но тут необходимо сочетание многих факторов: и педагогического дара, и большого опыта, и огромного методического подспорья (представьте, сколько труда нужно, чтобы разработать индивидуальные задания для каждого ученика на каждом уроке, причем такие задания, которые можно мгновенно проверить).
Но в большинстве случаем учитель разрывается между детьми разного уровня. Его работу оценивают по рейтингу, а поднять себе рейтинг проще всего, сосредоточившись на сильных детях. Остальные получают внимание учителя по остаточному принципу. В результате с ребенком, по сути, на уроке не работают, но результаты от него требуют — отсюда эти огромные «домашки», делать которые приходится ребенку, не понимающему пройденный материал. Родители пытаются ему объяснить (но чаще всего без толку, потому что мало самому понимать тему, надо еще знать методику), либо нанимают репетиторов (и тогда получается, что проведенные в школе часы бесполезны, что учится ребенок только с репетитором).
3. Учебная программа рассчитана на детей как минимум 20-30-летней давности, а нынешние дети уже другие
Само по себе это неизбежно. Учебные программы и учебные пособия разрабатываются и внедряются годами и даже десятилетиями. Учебники, по которым дети учатся сегодня, впервые были выпущены много лет назад, периодически переиздаваясь с минимальными правками. Поэтому тот ребенок, которого представляли себе авторы учебников и разработчики федерального государственного образовательного стандарта (пресловутого ФГОСа) — это ребенок в лучшем случае образца 2000 года. Если не раньше.
Составляя образ обучающегося, автор такой программы основывается на памяти о собственном детстве или на каких-то массовых стереотипах. Очень мало реальных и систематических исследований в области психологии и физиологии современного школьника, которые бы влияли и учитывались при составлении программ.
Что изменилось за это время? В нашу жизнь прочно вошел Интернет, вошли мобильные гаджеты. И дети с младенчества растут в обнимку с ними, что очень сильно влияет на их развитие. Вот пример: летом я на пляже видела, как малыш полутора лет скандалил, кричал — мама забрала у него смартфон, чтобы позвонить подруге. То есть мама пришла с ребенком на пляж, сунула ему гаджет с мультиками. Очень удобно: ребенок не отвлекает, не мешает отдыхать. Сидит себе, уткнувшись в телефон. Вместо того, чтобы бегать по берегу, лепить из песка, трогать воду. Это же тот возраст, когда мир познается предметно. Вот водичка, вот камушки, вот песочек... Но всего этого его лишили, заменив гаджетом. И разумеется, не выдержав детского плача, мама вернула малышу смартфон, крик тут же прекратился.
То есть благодаря гаджетам дети умственно развиваются гораздо медленнее, чем положено по тем самым нормам, на которых основана в том числе и школьная программа. Сейчас полным-полно детей-дошкольников, которых уже пора записывать в школу, а на собеседовании выясняется, что уровень развития у них как у двухлетних, что они способны только кричать и носиться. То есть у таких детей очень плохо развита устная речь, плохо развита мелкая моторика (и они не готовы учиться писать), крайне скудный кругозор (потому что представление об окружающем мире в первую очередь формируется из разговоров со взрослыми, а не из мультиков или видеоигр).
Конечно, не все современные дети таковы. К счастью, немало есть хороших, ответственных родителей, которые не используют гаджет в качестве универсальной «отвлекалочки» и общаются со своими детьми, вкладывая силы в их развитие. Но и их дети, дорастая до школы, оказываются в среде сверстников, которым не так повезло, и эта среда на них, безусловно, влияет.
Обобщая, можно сказать, что и учителя, и родители оказались в ситуации, когда они беспомощны. И вот эта ситуация беспомощности как раз и порождает ультра-либеральную позицию «не принуждать!»
Почему родители не хотят принуждать учиться?
Причины этого «не принуждать» могут быть разными, но стартовая точка общая: ощущение своей беспомощности. Ты видишь, что ребенок мучается, что ничего не получается, тебе кажется, что дальше будет только хуже и ты никак не сможешь с этим справиться. И выводы отсюда можно сделать разные.
1. «Закон маятника»
Качнувшись в одну сторону, маятник не останавливается посередине, а движется в другую. Вот занимались родители развитием ребенка, тряслись над отметками, записали в триста кружков и двести секций, переживали из-за каждой неудачи, понуждали заниматься... а в результате видят, что ребенку становится только хуже, что он замотан, задерган, у него нервное истощение, он ненавидит школу... И они делают радикальный вывод: значит, мы были изначально неправы, значит, надо действовать с точностью до наоборот! Никакого принуждения, никаких уроков, плевать на учебу, лишь бы был здоров и весел.
2. Так проще
Чего-то не делать всегда проще, чем делать. Не сидеть с ребенком над уроками, не проверять, готов ли он к школе, не напоминать, не принуждать. «Учеба — это личное дело ребенка» — позиция очень удобная для родителя. Особенно для родителя уставшего, замотанного, который еле живой приползает домой с работы, и хочется отдохнуть, отключиться от всех проблем. И можно не давить на ребенка, не нудеть, не нарываться на скандал, на слезы, бунты. Кажется, будто такое родительское самоустранение улучшает отношения с детьми.
И эта позиция бывает свойственна не только родителям, но и некоторым учителям. Разумеется, молодой, начинающий учитель, пришедший в профессию по зову сердца, хочет установить с детьми контакт, подружиться с ними. И ему кажется, будто если он не станет предъявлять к ним требований по учебе, если не будет тщательно контролировать их работу, проверять домашки, ставить двойки, то заслужит авторитет. На самом деле происходит все с точностью до наоборот. На какое-то короткое время дети будут в восторге, но потом разразится катастрофа. Контрольные работы, ВПР (всероссийские проверочные работы для учащихся школ) и прочие «срезы знаний» которые своей волей учитель отменить не может, — их результаты окажутся ужасными, администрация школы во всем обвинит его, тот «на нервах» начнет сыпать двойками, но толку не будет никакого, потому что дети сочтут двойки несправедливыми, а себя — обманутыми: им же обещали, что не будет никакого принуждения, никаких двоек, а теперь вон чего! Нечестно!
3. Это модная позиция
Уважать свободу ребенка, воспринимать его как личность, признавать его право на свою собственную судьбу, которую он сам будет выстраивать. Пусть делает только то, что любит, к чему лежит душа! Пусть растет свободным, не подчиняясь требованиям чужих людей (то есть школьных учителей)!
Звучит очень красиво, очень благородно. Присоединяясь к такой позиции, человек ощущает себя «продвинутым», ощущает принадлежность к реальным (или предполагаемым) единомышленникам, вырастает в собственных глазах. И ведь по сути все верно! Действительно, разве не надо ценить свободу? Разве надо воспитывать ребенка как раба? Разве он не личность?
Но тут есть опаснейшая ловушка: когда от заявленных высоких принципов переходят к их практической реализации. Когда «уважать свободу ребенка» понимается как «разрешать ему делать все, что ему хочется», когда «видеть в нем личность» понимается как «считать его такой же зрелой личностью, что и мама с папой», когда «самостоятельное выстраивание своей судьбы» предлагается ребенку в том возрасте и на том уровне развития, когда он к этому еще совсем не готов.
Почему принуждать все-таки нужно?
Есть такое понятие — культура усилия. То есть умение трудиться, преодолевая и лень, и уныние («все равно у меня ничего не получится!»), умение организовать свою работу, спланировать свое время. Само по себе это не возникнет, это вырабатывается, воспитывается. И воспитывается с самого раннего детства, когда речь идет о простейших бытовых навыках — одеться, умыться, почистить зубы, убрать разбросанные игрушки, помыть за собой тарелку и так далее.
Культура усилия необходима для всего, чем занимается человек. И конечно, она совершенно необходима для школьного обучения.
А любая культура прививается, увы, с элементами внешнего принуждения. Да, разумеется, у этого принуждения должны быть разумные границы, да, оно не должно быть единственным способом воспитания культуры усилия, но без него ничего не получится. Если просто попросить ребенка сделать уроки, убраться в комнате, проверить рюкзак перед школой — он в большинстве случаев забудет или проигнорирует.
Вообще это универсальный закон жизни: человек по-настоящему ценит только то, что далось ему с усилиями, с трудом.
Что будет, если не требовать, не напоминать, не контролировать?
А будет вот что: человек не научится преодолевать жизненные трудности, решать встающие перед ним проблемы. У него не выработается вкус к познанию, ему ничего не будет интересно, кроме удовлетворения биологических потребностей. Сама собой культура не вырастает.
На это иногда возражают: а как же любознательность? Ведь ребенок от природы любознателен! Нет, не от природы он любознателен, а от воспитания. Любознательным он становится, когда с ним постоянно беседуют, что-то ему показывают, рассказывают, читают вслух и обсуждают прочитанное, учат общаться. А главное, не задавливают природную любознательность мельканием кадров и готовыми ответами на все вопросы через видеоконтент разного рода. Вопросы вначале должны быть заданы и услышаны.
Это же касается не только дошкольного детства, но и школьного периода. Что происходит с ребенком, который пришел в школу малышом-первоклассником, а выпускается почти взрослым человеком? Он получает знания по учебным предметам, это первое, что приходит в голову. Но помимо конкретных знаний, помимо умения грамотно писать, решать уравнения и разбираться в проблематике «Горя от ума», он учится и другим, не столь, может, очевидным вещам.
Он учится трудиться. А уметь трудиться — это не только уметь преодолевать свое «не хочу», это еще и умение организовать свою работу, расставить приоритеты, планировать свою жизнь в ближней и средней перспективе.
Он учится задавать вопросы и искать на них ответ, учится думать. Это умение не врожденное, интеллект не дается нам генетически (вспомним детей-маугли, воспитанных животными: где у них интеллект?) Способность думать — да, врожденная, но чтобы она реализовалась, ее нужно развивать. И школьное обучение — это, помимо всего прочего, еще и тренажер для всестороннего развития ума. Всестороннего — значит, развиваются оба полушария мозга, ответственные и за логическое мышление, и за эмоциональное.
У него формируется целостная картина мира. Как все на свете устроено? Природа, общество, я сам? Что было раньше, до моего рождения? Что бывает, а чего не бывает? Что считать достоверным, а что нет? Когда ему будут предлагать поучаствовать в финансовой пирамиде, остатки математических знаний могут удержать его от этой ошибки. Когда он услышит о необходимости искоренить всех «рыжих», память об уроках истории подскажет ему, что такое не раз уже бывало и всегда плохо кончалось.
То есть важны не только конкретные знания, важны и те человеческие навыки, которые вырабатываются в процессе учебы и которые будут нужны всегда и везде, чем бы после школы человек ни занимался.
Но эти навыки невозможно развить без культуры усилия, а культура усилия не формируется без принуждения.
Слово «принуждение», конечно, может оттолкнуть, в русском языке оно имеет некоторую негативную окраску. Так и представляется надсмотрщик с плеткой. Но на самом деле принуждение может быть совсем иным, без насилия, агрессии, скандалов. Спокойное доброжелательное напоминание, проверка готовности к школе (что задали, что сделал, что получилось, что нет, собран ли рюкзак, ничего не забыто?). Помощь в работе над домашними заданиями, если эта помощь требуется, организация времени школьника (до пяти ты делаешь уроки и идешь гулять, когда все будет готово). Решение проблем по учебе (общение с учителями, при необходимости подбор репетиторов), перекраивание планов (тебе надо подготовиться к переписыванию контрольной, поэтому в воскресенье мы, к сожалению, никуда не поедем, останемся дома). Словом, если у родителей правильные этические принципы, если в семье есть любовь и доверие, то и принуждение к учебе реализуется в гуманных формах.
Что будет, если не заставить ребенка учиться?
Я знаю множество таких ситуаций, когда родители не принуждали ребенка к учебе. «Лишь бы был здоров и весел, а остальное неважно», — говорили они. Ничем хорошим это не кончалось. Иногда, впрочем, родители спохватывались и более или менее справлялись с ситуацией, но, увы, далеко не все.
Для начала скажу, что будет в краткосрочной перспективе (то есть на несколько ближайших лет).
Вот перестали родители от ребенка требовать. Ему это, конечно, очень понравится, и он в это «ничегонеделание» втянется. Довольно скоро у него снизится успеваемость, причем не по одному какому-то предмету, а сразу по нескольким, потому что, если можно не делать домашку по русскому, зачем ее делать по математике или биологии? Посыплются двойки (на которые родители поначалу не будут реагировать, они же сообщили ребенку, что его учеба — это его личное дело). Но двойки ладно, это не самое страшное. Гораздо хуже, что он перестанет понимать то, что проходят в классе, у него возникнут пробелы в знаниях. Эти пробелы будут накапливаться и накапливаться.
Дальше начнутся конфликты с учителями, потому что какому учителю понравится, если ученик по непонятным причинам перестал стараться? А поскольку и не любой учитель — образец корректности и выдержки, и не любой ребенок спокойно воспринимает учительское возмущение, то к этим конфликтам прибавится личный фактор, такие конфликты втягивают в свою орбиту и родителей, и школьную администрацию, и все это в конечном счете создает ребенку большие проблемы.
Но конфликты могут быть не только с учителем — еще и с одноклассниками, особенно если речь идет о детях начальной школы. Для них крайне важно, как их воспринимают сверстники, а в этом возрасте авторитет в классе сильно зависит от внешних успехов, то есть от отметок. И если Петя постоянно получает двойки, если Петю постоянно ругают учителя, то и отношение к Пете будет, скажем так, пренебрежительное. Петю такое отношение будет сильно ранить, он или станет бурно реагировать (вплоть до драк), либо замкнется в себе, страдая от того, что все над ним потешаются. И то, и то приводит к серьезным психологическим травмам.
И родителям нужно будет что-то с этим делать, потому что ясно же: так дальше жить нельзя, ребенок в опасности! Самое распространенное в таких случаях решение — переход на домашнее обучение. Но домашнее обучение — дело очень непростое, нужно десять раз подумать, прежде чем на него идти. Далеко не все родители способны стать учителями своему ребенку. Тем более в ситуации, когда ребенок не хочет учиться и уже привык не напрягаться, а они привыкли не его заставлять. А между тем домашнее обучение вовсе не означает, что не надо сдавать промежуточные аттестации в школе, что не придется в свое время сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Ну и стоит помнить, что гражданская обязанность школы и родителей дать ребенку образование. И как это теперь сделать? Самая естественная мысль — нанять репетиторов. Но проблема не только в том, что это стоит приличных денег, особенно если нужны учителя по всем предметам. Гораздо хуже то, что много времени упущено, придется возвращаться назад. Невозможно за несколько месяцев изучить то, что в нормальных условиях требует нескольких лет. А кроме того, уважающий себя репетитор не станет заниматься с учеником, у которого совсем нет мотивации.
В результате возникает безвыходная ситуация, когда не только в вуз поступить не получится, но и даже в техникум или колледж. Плюс к тому постоянное ощущение надвигающейся беды...
Это что касается перспективы ближайших лет. А если говорить о взрослой жизни? Не усвоив культуру усилия, не научившись трудиться, как повзрослевший ребенок будет жить? Чем он будет заниматься, не имея ни нормального образования, ни профессии? У него не будет базовых навыков, он будет неконкурентоспособен, он будет всего бояться, любая проблема станет для него кошмаром. Что дальше? Жить на родительском попечении? Но рано или поздно родители состарятся и уже не смогут содержать великовозрастное чадо. А потом и вовсе умрут, и человек останется один на один с жизнью, совершенно к ней неприспособленный.
Как думаете, кого он начнет винить в случившемся? Разумеется, родителей, которые считали, будто подарили ему счастливое детство, а на самом деле лишили будущего.
Вновь повторю: человек ценит только то, во что вложил труд. Все, что мы получаем даром, без усилия, не ценится и не вызывает любви. А человек, неспособный любить, несчастен. Любви ведь тоже надо учиться! А если ты ни во что душу не вкладывал, ничто не было для тебя ценным, то как же ты сможешь любить? Даже если мы говорим о любви в самом обыденном смысле, то есть о любви, обусловленной биологически, то все равно она сама по себе не вырастает. Для нее требуется огромный труд по выстраиванию отношений. Нужно уметь идти на какие-то компромиссы, пытаться понять любимого человека, взглянуть на мир его глазами. А все это требует культуры усилия, которую не привили в детстве.
В общем, несколько лет «счастливого детства» обернутся долгой и несчастливой жизнью.
Зачем учить ребенка учиться?
Ну хорошо, скажет читатель. Допустим, принуждать к учебе нужно. Но как? Как пройти между крайностями, не замучив ребенка, не угробив его здоровье, но и не испортив его супер-либеральным воспитанием?
Прежде всего, нужно определиться с целями. Если мы от ребенка требуем, то ради чего? Чего мы реально хотим добиться? Думаю, никто не поспорит с тем, что в век Интернета цель образования не информация сама по себе, а умение ее добывать, обрабатывать и использовать. А для всего этого нужно ставить собственные цели и для их реализации получать необходимые знания. Попросту — надо научить ребенка учиться. Я думаю, есть три основные мотивации, которые дополняют друг друга.
1. Хорошие отметки
Школьная отметка несовершенна и не должна быть ни мерилом ценности ученика, ни целью и смыслом школьной жизни. Но при этом отметка — привычный для всех и понятный инструмент. И отметки важны для ребенка. Пока он маленький, это важно для его самооценки, для его социализации, а когда он становится старше, отметки влияют на его дальнейшие перспективы — какую профессию избрать, куда поступать. Об этом же не в одиннадцатом классе нужно задумываться! Да и что касается мнения окружающих — родственников, коллег по работе, знакомых, соседей, это тоже имеет значение и тоже, прямо или косвенно, отражается на ребенке. Не замечать того, что о тебе думают люди, и странно, и невозможно. Тем более естественно ожидание от ребенка хорошей учебы и измерение качества общепринятой отметкой.
2. Радость познания
Это намного важнее, потому что такая радость — сама по себе ценность, даже безотносительно к внешним «плюшкам». Узнать что-то интересное, ощутить красоту в закономерностях родного или иностранного языка, в исторических событиях, в сюжете литературного произведения, в математической формуле — это же здорово! Это как солнечный луч, пробившийся сквозь облака!
Рискну предположить, что те родители, которые утверждают: «зачем моему ребенку страдать над математикой? зачем ему мучиться над стихотворением Пушкина? зачем скучать над параграфом в учебнике истории?» — сами в детстве не ощутили эту радость познания. Естественно, они не допускают и мысли, что их дети способны такую радость испытывать. Поэтому даже если они и принуждают ребенка учиться, то говорят ему об учебе как о неизбежном зле, с которым просто надо смириться, а то хуже будет. Учи, учи эти ненавистные правила, делай эти скучные упражнения, решай эти идиотские задачи, иначе нахватаешь двоек! Но сознание ребенка не в силах принять такую грустную необходимость, он будет или открыто бунтовать против скукотищи, либо имитировать учебный труд, что-то такое делать по минимуму, лишь бы от него отвязались.
Поэтому первое, что нужно сделать родителям, мотивируя ребенка заниматься, — это пересмотреть свое отношение к тому или иному учебному предмету. Пока вы сами считаете, что это никому не нужная заумь, что ничего интересного тут быть не может, вы и ребенку будете это транслировать, если не напрямую, то косвенно. Попробуйте найти в этой скучной физике или занудной географии что-то интересное и полезное. Тогда и у ребенка предмет будет ассоциироваться не с мучением над уроками и не со страхом двойки, а с чем-то позитивным. А еще хорошо найти такого взрослого, знакомого, лектора, руководителя кружка, который влюблен в науку и может заразить вас и ребенка этой любовью.
Но дело не только в радости познания. Знания и навыки в разных предметах могут пригодиться в будущем. Во-первых, в той профессии, которую ребенок хочет избрать (если он с этим уже определился).
Во-вторых, есть такие знания, которые абсолютно точно потребуются человеку в любой профессии. Например, грамотно говорить и грамотно писать, логически мыслить, работать с общеупотребительными компьютерными программами. Крайне вероятно, что пригодится знание иностранного языка. Несомненно, потребуется умение считать (и в вопросах, связанных с финансами, и в ремонте, в строительстве, даже в планировании своего отдыха).
В-третьих, жизнь меняется непредсказуемо, и чем будет заниматься ребенок, когда вырастет, мы можем только гадать. Какие профессии окажутся востребованными, а какие отомрут, какие знания понадобятся в этих новых профессиях. К примеру, не так давно одна мама сокрушалась, что ребенок собирается стать филологом, это же профессия для неудачников, как он семью-то прокормит? А представление о филологах у нее были как минимум двадцатилетней давности. В наше время человек с филологическим образованием, умеющий внятно излагать какие-либо мысли, умеющий понимать смысловые уровни и оттенки текстов, может пригодиться во множестве отраслей. Вот часто говорят, что нейросети стремительно развиваются и скоро вытеснят людей из тех или иных профессий. А кто ставит задачи нейросетям? Кто работает с тем, что они выдали? На наших глазах появляется новая профессия — промпт-инженер. А ведь для этого требуется прекрасно разбираться в устройстве текстов!
3. Общеинтеллектуальные навыки
Конкретное содержание школьной программы может спустя годы и десятилетия подзабыться, но навсегда останется умение думать, доказывать, анализировать, сравнивать разные варианты, смотреть на одно и то же с разных точек зрения, разбивать сложную задачу на последовательность простых шагов, проверять правильность своих решений. Это на самом деле довольно сложные умения, они требуют долгой тренировки, и освоение школьной программы как раз и есть такая тренировка. Причем заменить эту тренировку нечем — обыденная жизнь, состоящая из решения бытовых задач и развлечений, дает гораздо меньше возможностей для тренировки ума.
Что же делать, чтобы привить любовь к учебе?
С целями понятно. Но что же конкретно делать родителям? Особенно родителям, не имеющим педагогического образования и смутно помнящим содержание школьной программы.
Искать помощь
Родителям чаще всего кажется, что они с ребенком совершенно одиноки в этой сложной ситуации, что им противостоит могучая государственная система образования, требующая решить вон то, сделать вот это, а как — непонятно, ясно лишь то, что в предписанном объеме ребенок этого не потянет. Именно потому и возникает соблазн опустить руки, ничего не делать, а бездействие свое объяснить и себе, и другим красивой концепцией «учеба — это личное дело ребенка». А если преодолеть соблазн, то сразу встает вопрос: как найти разумную меру? Мы не можем сидеть до трех ночи и делать все десять заданных задач. Но сколько мы можем сделать? Две? Три? Пять? И каких?
Иными словами, речь идет о том, что для конкретного ребенка в его конкретной ситуации нужно разработать план работы. Как разгребать все эти накопившиеся трудности, чтобы и здоровье ребенку не угробить, и отставание по учебе преодолеть, и не вызвать у ребенка ненависть к предмету?
Кто тут может помочь? Иногда это школьные учителя. Среди них много понимающих, отзывчивых людей, и вполне может оказаться, что ваш учитель-предметник именно такой, просто вы не попросили его о помощи. А иногда это может быть учитель, который в вашем классе ничего не ведет, но пользуется большим авторитетом в школе. Или, может, не в вашей школе, а в другой, но вы о нем знаете и можете обратиться. Если не с первого, то с какого-то раза все равно найдете педагога, который может дать профессиональный совет.
Это могут быть разные педагогические сообщества в Интернете, куда входят и родители, и учителя и где могут проконсультировать, подсказать, где найти экспертов. Таких сообществ еще не слишком много, но они появляются все чаще. Да, чтобы найти их, придется потрудиться. Но это нужно делать. Иногда, бывает, не обойтись без помощи репетитора, но найти репетитора, подходящего именно вашему ребенку, тоже бывает непросто.
Убедиться, что режим дня у ребенка выстроен правильно
Контролировать и знать, что он высыпается, что правильно питается, что в его жизни есть если не спорт, то другая двигательная активность. Очень часто проблемы с учебой на самом деле вызваны неправильным образом жизни. И не всегда родители замечают, например, что их ребенок полночи сидит в телефоне, что предпочитает компьютерные игры прогулкам на улице, что на свои карманные деньги покупает слишком много чипсов и газировки. Я не обвиняю родителей: если они много работают и видят ребенка в общей сложности пару часов в день, то действительно можно многого не замечать.
Создать ребенку позитивную мотивацию для учебы
И это не обещание каких-то ценных подарков за хорошие отметки. Нужно, чтобы ребенку стало интересно делать что-то по учебе. Тут универсальных советов дать нельзя, это дело творческое. Может быть (особенно в младших классах), придумать какую-то игру, связанную с тем, что проходят в школе. Настольную игру или подвижную. Может быть, сходить с ним в какие-то музеи, где экскурсоводы умеют увлечь детей. Или какие-то площадки, где популяризируют науку (в Москве это, к примеру, «Экспериментариум»). Или это могут быть интересные научно-популярные фильмы в Интернете, которые можно посмотреть вместе с детьми. Или вот мы в своем лагере «ИскраГрад» делаем мотивирующие и развивающие смены в течение учебного года. Иногда могут помочь какие-нибудь кружки в системе дополнительного образования. А еще хорошо, если какие-то ваши друзья и знакомые смогут интересно рассказать ребенку о своей профессии и тем самым замотивировать его учиться, чтобы поступить на эту специальность.
Между прочим, я часто наблюдала такое явление: когда у ребенка возникает интерес к какому-то одному предмету, то постепенно и другие, с которыми тоже были сложности, подтягиваются. Например, улучшилась ситуация с русским языком — и спустя несколько месяцев и математика улучшается. Потому что, во-первых, ребенок стал лучше понимать смысл прочитанного (а в математике часто проблемы возникают из-за того, что ученик не может вникнуть в условие задачи), а во-вторых, он уже распробовал «вкус успеха», он уже убедился, что может справиться с предметом, который раньше не давался, поэтому и перед другими предметами уже нет прежнего страха.
Разобраться в школьной ситуации ребенка
Почему ему трудно? Почему ему не дается тот или иной предмет? В самом ли ребенке дело, или, может, в классе нездоровая обстановка, учителя не справляются с дисциплиной, на уроках шумно и ребенок не способен сосредоточиться? Или, может, действительно не повезло с учителем, он тяжелый человек, дети его боятся? А может, ребенок стал жертвой буллинга и ему совсем не до учебы? Или он объективно не тянет уровень этой школы, ему нужна попроще? Так тоже бывает. Сильная школа, прекрасные отзывы, родители сумели устроить туда ребенка, но там он сразу начинает чувствовать себя аутсайдером, потому что попросту не готов к такому уровню, к таким нагрузкам.
Иногда, в особо тяжелых случаях, спасает переход в другую школу. Но это крайняя мера, потому что любой такой переход — стресс для ребенка. Прежде чем на него решаться, нужно убедиться, что здесь, в нынешней школе, с нынешними учителями, ничего не получится, что ни предметники, ни классный руководитель, ни администрация не идут на контакт, во всем обвиняют ребенка, и с каждым днем становится все хуже. Да, такое действительно бывает, но гораздо реже, чем кажется, если судить по скандальным публикациям в прессе.
Видя то, с какими проблемами сталкиваются современные родители, многие из которых обращаются к нам за помощью, мы создали при нашей православной школе «Образ» онлайн-школу, которая поможет продиагностировать ситуацию, выстроить ребенку и семье подходящий образовательный маршрут и помочь получить качественное образование тем, у кого рядом нет подходящей ребенку школы или нужных специалистов.
В любом случае нельзя пускать ситуацию на самотек. Перестать требовать от ребенка трудиться — это не выход, но и ежедневно рыдать над уроками тоже нельзя. Выход найти можно, но только если его искать. А эти поиски многого требуют от родителей — сил, времени, творчества, саморазвития, пересмотра каких-то своих неверных представлений. Это трудно. Но необходимо.