Синдром пятого класса, или Как помочь ребенку адаптироваться в средней школе
Ребенок стал старше, он уже пятиклассник, его школьная жизнь сильно изменилась — другие учителя, другие требования. Ему трудно: падает успеваемость, возникают конфликты с одноклассниками, с новыми преподавателями, это иногда отражается и на здоровье. Почему это происходит и что с этим могут сделать родители и педагоги, рассказывает Татьяна Юрьевна Смирнова, директор подмосковной православной школы «Образ».

директор подмосковной православной школы «Образ»
Проблема неизбежна
Для детей любая структурная перемена — стресс. А переход из начальной школы в среднюю — это перемена структурная. Ребенок за четыре года в начальной школе привык к своему учителю, к его требованиям, к определенному порядку школьной жизни.
И тут вдруг всё меняется: много новых учителей, занятия в разных кабинетах, меньше внешнего контроля и больше проблем с домашкой… Всё это для ребенка сложно, всё это ежедневный стресс, а родители и учителя порой не замечают проблемы. Вернее, не замечают, пока она не начинает выражаться внешне — в появлении плохих отметок, в поведении, в отношении к школе. Причем не всегда это проявляется ярко и бурно. Взрослым может казаться, что с ребенком всё в порядке, но на самом деле даже и такой «благополучный» пятиклассник всё равно испытывает стресс.
Приведу пример из художественной литературы. У современного французского писателя Даниэля Пеннака (он пишет и для взрослых, и для детей) есть цикл повестей про мальчика Камо. Первая книга из этого цикла, «Идея века», как раз о трудностях перехода из начальной школы в среднюю. Во Франции средняя школа начинается с шестого класса, и взрослые все время пугают главного героя и его сверстников: погодите, вот перейдете в шестой класс, там-то и поймете, почем фунт лиха! Дети боятся, а главному герою, Камо, приходит в голову идея попросить их учителя Маржереля, который ведет у них все предметы, подготовить ребят к средней школе, объяснить, что их там ждет. И начинается потрясающее шоу, когда тот перевоплощается в разных учителей с очень разными характерами, требованиями, а дети совершенно не понимают, как себя с ними вести, что вообще происходит. Этот шок Даниэль Пеннак изобразил очень весело и убедительно.

В общем, проблема есть, она не надумана, она может быть более или менее острой, но нам всем, и родителям, и учителям, нужно ее признавать — и, насколько уж это возможно, решать.
Какие трудности ждут пятиклассника?

Вопреки распространенному мнению, учебная программа в пятом классе не особо сложная. Мы в значительной мере сохранили преемственность с прежней программой, которую разрабатывали большие коллективы специалистов: психологов, методистов, медиков. Поэтому сейчас, как и раньше, программа обучения в пятом классе в основном сводится к повторению пройденного ранее. Это и детям проще, и учителю, который имеет возможность «подлатать дырочки», отработать с детьми то, что было недостаточно усвоено за четыре года. Новые предметы появляются, но их немного — история, биология. Да и то раньше ведь изучали «окружающий мир», в котором были рассказы и из истории, и из биологии. Словом, трудности не в программе. А в чем же?
Новые учителя — новые требования
Мало того, что все эти новые учителя — люди разные, с разными характерами, разной манерой общаться, разным отношением к детям. Важно и то, что у них разные требования. В начальной школе был один учитель, за четыре года дети к нему привыкли, поняли, чего от них ожидают. А теперь на математике одно, на русском другое, на биологии третье... Кто-то требует неукоснительно придерживаться четких правил: поля пять клеточек, после «упражнение №» пустая строка, корень выделяем красным карандашом, суффикс синим. А кто-то на такое не обращает внимания, но требует нестандартно мыслить, не просто решить задачу или пример, но решить наиболее рациональным способом, найти какую-то закономерность... Касается это и дисциплины на уроке. У одних учителей она жесткая, дети боятся шелохнуться, у других атмосфера посвободнее, у третьих, которые с дисциплиной не справляются, шум и гам. Все это дезориентирует ребенка, размывает в его сознании те четкие рамки, к которым он привык в младших классах.
Кабинетная система
Раньше все уроки (за исключением музыки, изобразительного искусства, физкультуры и иностранного языка) проходили в одном кабинете. Теперь русский язык в 31-м кабинете, биология — в 42-м, математика — в 45-м... Кончается урок — и надо успеть сложить свои вещи, ничего не забыть. Надо вспомнить, какой сейчас будет урок, на какой этаж бежать, где твой рюкзак. Дети постоянно что-то теряют, забывают, путают. А ведь это всё нервы, слезы.
Вал домашних заданий
Их становится больше, потому что учителя теперь разные, и каждый считает свой предмет наиважнейшим, а значит, и задает много. И потому, что не успел что-то разобрать на уроке (пусть дома дети самостоятельно изучат), и просто из соображений, что каши маслом не испортишь: чем больше дома сделают, тем лучше усвоят. Да, есть, конечно, нормативы по объему домашних заданий, но их мало кто соблюдает.
Кроме того, учителя-предметники не знают, что задали детям их коллеги, сколько в совокупности придется всего делать. В начальной школе учитель, задавая на дом, выдерживал некий баланс. Если я на завтра даю больше примеров по математике, то меньше упражнений по русскому, если я задаю выучить длинное стихотворение, то дам меньше задач. Но в средней школе всё иначе, там очень трудно наладить взаимодействие между учителями, работающими с одной и той же параллелью, чтобы они учитывали заданное их коллегами. Трудно это хотя бы потому, что зачастую невозможно заранее расписать, что кому задаешь.
Пятый «Б» хорошо усвоил тему урока, им поэтому нужно задать вот это, это и это, а пятый «А» усвоил плохо, им бессмысленно пока давать это и это, а надо дать на повторение то и то... И как об этом узнают твои коллеги, особенно те, которые уже успели задать детям что-то свое?
Поэтому домашних заданий много, дети, особенно ответственные, над ними страдают, ответственные родители страдают вместе с ними, сидят над уроками до ночи, а утром все нервные и невыспавшиеся.
Отношения в классе
Казалось бы, за четыре года дети друг друга уже узнали, притерлись, какие могут возникнуть новые проблемы? Но возникают.
Если учитель начальных классов был властный, авторитарный, держал детей, что называется, в кулаке, то в пятом классе этого кулака уже нет, и вылезает всё то, что на самом деле зарождалось и раньше, просто учитель такое жестко пресекал. Начинаются насмешки, драки, травля. Учителя же новые, разные, они всего этого могут не замечать или считают, что это дело классного руководителя. А у классного руководителя, который видит детей реже, чем их прежний учитель в младших классах, гораздо меньше возможностей заниматься воспитанием.
Вот и получается, что дети, склонные обижать других, ощущают безнаказанность, могут подставлять своих одноклассников, пользуясь тем, что новые учителя их еще не знают. В итоге ни в чем не повинный ребенок оказывается виноват, а хулиганы выходят сухими из воды.
А на всё это накладываются же еще и возрастные особенности. В этом возрасте каждый год — это существенно. Пятый класс — это уже начало подросткового возраста, у детей уже начинаются определенные изменения. Характер портится, настроение скачет, мнение взрослых уже не имеет для них такого значения, как еще годом-двумя ранее, зато мнение сверстников становится определяющим.
Поэтому в классе социальная напряженность может вырасти, и это очень сказывается на детях. Даже если ребенок сам не становится жертвой, все равно общая атмосфера сильно на него влияет, мешает учиться.
Беда с отметками
Чаще всего родители начинают замечать проблему, когда у ребенка падает успеваемость. Еще в четвертом классе он был отличником или хорошистом, а тут вдруг тройки появились, а то и двойки. Как же так? Трагедия! Кто виноват и что делать?
Причин может быть очень много, но большинство из них связаны со структурным изменением учебного процесса: новые учителя и новые требования.
Например, в начальной школе от ребенка требовалась прежде всего исполнительность и аккуратность. Нужно было делать по шаблону, три клеточки сюда, две клеточки туда. А учитель в средней школе требует думать, требует творческого подхода к своему предмету. И если учитель в начальной школе сам не был человеком творческим, то и учеников этому научить не смог. Вот и возникает проблема. Ребенок просто не понимает, чего от него хотят, почему им недовольны. Раньше же все нормально было! И родители точно в таком же недоумении. Кто виноват? Старая учительница или новая?
Кроме того, у разных учителей разные мнения по поводу критериев оценивания. Один чуточку оценки завышает, хочет таким образом подбодрить ребенка, дать ему позитивную мотивацию. Другой, наоборот, высоко задирает некую воображаемую планку, получить у него четверку, а тем более пятерку непросто, причем сам он уверен, что такая строгость стимулирует учеников заниматься усерднее. И невозможно, не зная досконально конкретной ситуации, сказать, кто же прав. И так, и так бывает.
Надо сказать, дети в этом возрасте очень переживают, когда получают несправедливые, как им кажется, оценки. У них вообще в 10‒12 лет обостренное чувство справедливости, а объективно оценивать себя они еще не умеют (этому тоже надо учить, и долго). Вот и возмущаются: «А почему мне за стихотворение Пушкина поставили четыре, а Петровой — пять? Я что, хуже ее?»
И вот еще что важно: количество отметок в пятом классе меньше, чем в четвертом. По очень простой причине: в начальной школе учитель каждый день проверял тетради и выставлял оценки и за домашнюю работу, и за классную. В средней школе учитель-предметник физически не в состоянии проверять у всех классов тетради каждый день. А раз отметок меньше, то субъективное значение каждой из них возрастает. То есть переживаний становится больше.
Как реагируют родители?

По моим наблюдениям, современные родители далеко не всегда тяжело переживают за своих детей-пятиклассников. Такое бывает, но гораздо сильнее обратная тенденция: родители радостно выпускают вожжи. Они, как и их дети, выходят из-под контроля прежней учительницы, которая всё наблюдала и давала им обратную связь. Родители, можно сказать, отпускают ребенка в самостоятельное плавание: ты теперь большой, школьные дела — твоя зона ответственности.
А что может произойти далее? Отметки ухудшаются, ребенок плачет, и автоматически включается режим «яжемать». Родители (чаще всего матери, но иногда и отцы) несутся в школу, чтобы защитить свое чадо от несправедливости. И, толком не разобравшись в ситуации, вступают в конфликт с учителем-предметником, с классным руководителем, с администрацией. Как следствие — у ребенка пропадают последние остатки доверия к учителю, ведь мама считает, что учитель плохой, злой, несправедливый! А еще, если борьба мамы с учителем не приводит к желаемым результатам, падает и мамин авторитет: она не смогла меня защитить!
В защиту родителей скажу, что их вполне можно понять. Наладить нормальную коммуникацию со школой в наше время очень непросто. Туда даже и пройти просто так нельзя, только по предварительной договоренности. Родительские собрания бывают редко, в родительских чатах сплошь и рядом звучит недостоверная информация. Как в таких условиях разобраться, что же на самом деле происходит?
Основная ошибка родителей
Основная ошибка: когда родитель начинает судить о ситуации только по рассказам ребенка и по словам других родителей. То есть основывается на недостоверной информации.
Причем недостоверная она даже не потому, что кто-то сознательно врет. Гораздо чаще дело в искаженном восприятии фактов. Ребенок видит, что у него что-то идет не так, не ладится, и начинаются самооправдания. Меня не любят, меня не понимают, ко мне несправедливы — это базовая мысль, и под нее подгоняются доводы, каким-то словам и событиям придается преувеличенное значение, какие-то неудобные моменты игнорируются, какие-то мотивации кому-то приписываются, гипотетические предположения воспринимаются как непреложные факты. И это не только у детей так, другие родители могут точно так же смотреть на вещи.
И вот так, накрутив себя, родители действуют на эмоциях, принимают поспешные решения, вступают в конфронтацию со школой, пишут жалобы во все мыслимые и немыслимые инстанции.
Вместо всего этого нужна нормальная коммуникация. То есть просто встретиться — мама, ребенок, учитель — и понять, что происходит. Поговорить глаза в глаза, выслушать друг друга, обдумать услышанное, ответить на вопросы. Такой спокойный разговор, без нервов, без презумпции виновности другой стороны очень часто ставит всё на свои места, конфликты рассасываются, находятся конструктивные решения. Нам вообще в современной жизни очень не хватает таких обстоятельных, глаза в глаза, разговоров.
Но повторю: выстроить такую коммуникацию непросто. Хорошо, конечно, когда классный руководитель — человек живой, заинтересованный, не выгоревший, когда он постоянно держит связь с родителями, становится посредником между ними и учителями-предметниками. Но так бывает не всегда. Нередко самим родителям приходится проявлять инициативу — искать контакты учителей, связываться с ними, договариваться о встрече в удобное всем время. И это может получиться не быстро, в силу нашей всеобщей загруженности.
Тут, конечно, многое зависит от школы, от позиции ее администрации. Если та понимает, насколько важна коммуникация, то родительские собрания устраиваются часто, и посвящены они бывают не организационным вопросам, а ситуации в классе, отношениям между детьми, между детьми и учителями, учителя-предметники присутствуют на таких собраниях, рассказывают родителям о тех сложностях, которые возникают у детей в процессе учебы, о том, как с этими сложностями справляться. Подчеркну: не о том, кто как учится, у кого двойки, а о том, как помочь детям с усвоением учебного материала. Да, так бывает не всюду, но чаще, чем можно подумать, если судить о школе только по СМИ и соцсетям.
Что может школа?

Создать преемственность
В хорошей школе всегда существует институт так называемой преемственности. И хороший учитель-предметник всегда знает, каких детей он берет. Есть практика, когда учителя, которые возьмут потом пятые классы, идут в четвертые и сидят там на уроках, смотрят на своих будущих учеников, привыкают к ним, иногда что-то подсказывают учителю, иногда даже проводят отдельные уроки, устраивают для детей консультации. И это очень смягчает переход и помогает потом детям адаптироваться. Новые учителя для них оказываются уже не такими уж новыми, они их уже видели, уже общались. Особенно это касается основных предметов — математики и русского языка.
Другая грань преемственности в том, что собираются специальные педсоветы в начале пятого класса. Обсуждают детей, выясняют, почему возникают трудности вот с этим ребенком, приглашают учителей начальной школы, те рассказывают про его особенности, делятся своими наблюдениями, своим опытом. И тогда, конечно, очень многое встает на свои места.
Наладить координацию между предметниками
Очень хорошо, когда делаются педсоветы, совещания именно по одному классу, по конкретному пятому «Б», например. Обсуждается, как дети вписались в новую для них ситуацию, как адаптируются, как их восприняли учителя... И это тоже очень сильно помогает. И переход становится не таким болезненным.
Ну и чем грамотнее, опытнее классный руководитель, тем проще, веселее, интереснее становится этот переход в среднюю школу. Дети воспринимают его как взросление, как обретение некой свободы (но не вольницы).
Организовать общение детей за пределами уроков
И совсем хорошо, когда учителя средней школы начинают давать пятиклассникам больше всяких интересных активностей — походы, поездки, экскурсии и так далее. Дети вдруг ощущают себя взрослыми, большими... Вообще, когда общение учителя с учениками не сводится только к школьным урокам, это сильно повышает учительский авторитет. А в случае пятиклассников еще и помогает справиться с «синдромом пятого класса».
Что могут родители?

Наладить коммуникацию с учителями
И с учителями-предметниками, и с классным руководителем. Это, конечно, касается не только пятого класса, а вообще любого.
Учитывать возраст ребенка
Не считать пятиклассника достаточно взрослым, чтобы отпустить в «свободное плавание». Да, в ребенке нужно воспитывать самостоятельность, да, нужно воспринимать его как личность, но это вовсе не означает, что теперь его уже не надо контролировать. Бывают ситуации, когда даже студентов стоит ненавязчиво контролировать, что уж о пятиклассниках говорить! Просто контроль должен принимать разумные формы.
Не спешить с выводами
Родители, столкнувшись с проблемами ребенка, не должны спешить с выводами. То есть они, конечно, должны поддерживать ребенка, но исходя из такой позиции: я тебя всегда выслушаю, я всегда постараюсь тебя понять, давай мы разберемся, что на самом деле произошло, давай поймем, что именно у тебя не получается и почему, как я тебе тут смогу помочь. То есть ребенок получает поддержку — но не безоговорочное принятие его версии событий, не санкцию на негативное отношение к учителю или сверстникам.
Больше общаться с ребенком
Вообще, побольше общаться, побольше разговаривать, побольше слушать. И, обсуждая школьные дела, поменьше спрашивать «какие отметки ты получил» и побольше: что сегодня было интересного? Куда вы сегодня ходили? Что нового рассказывали на литературе? Что тебе понравилось на вчерашней экскурсии? Что сегодня проходили по математике? То есть ребенок должен видеть, что родителей интересует не оценка, а содержание. Тогда и ему содержание станет интереснее.


