Последние несколько лет практически на каждом собеседовании с родителями новых учеников мы слышим вопрос о том, как мы относимся к смартфонам у детей. Казалось бы, ответ очевиден: плохо относимся. Смартфон отвлекает от урока, на переменах дети вместо нормального общения вместе или порознь пялятся в экраны, реальная действительность их интересует всё меньше и так далее и тому подобное.

Способ борьбы с этим бедствием тоже лежит на поверхности ― забирать у учеников телефоны перед занятиями на весь учебный день и возвращать после окончания уроков. И как всегда, соблазн простоты не приводит к положительному в стратегической перспективе результату.

Читайте также еще одну статью Нины иващенко:

«Не ЕГЭ привел к катастрофе. К ней шли постепенно и неуклонно». Учитель со стажем 54 года о современном образовании

Какими мы хотим видеть наших учеников, когда они вырастут? Вероятно, прежде всего, людьми с чувством собственного достоинства, людьми, для которых очевидно, что честность ― лучшая политика, что прямой путь короче кривого. Для меня это именно так.

Теперь представьте: у вас отнимают любимую игрушку люди, которые, по вашему глубокому убеждению, ничего не понимают в современном мире и его ценностях. Не знаю, как вы, а я точно стала бы придумывать обход этой несправедливости. И дети придумывают. Одни приносят два смартфона: один сдают, а на втором, на зависть не столь ловких сверстников, упоенно шарашат в перемены. Другие предъявляют кнопочный телефон, а смартфоном пользуются, например, в туалете. Ну и еще, вероятно, масса всяких хитростей, о которых я пока не знаю.

И в конечном счете воспитательный эффект такой: взрослые ― дураки, обманывать их не только можно, но и нужно, потому что они пользуются своим возрастом и статусом, чтобы нас ограничивать, а нам это не нравится.

Я же хочу видеть своих учеников свободными людьми с чувством собственного достоинства, умеющими делать в каждый момент своей жизни правильный выбор.

Поэтому на вопрос, как мы относимся к смартфонам, я, пожалуй, скажу так: мы отрицательно относимся, но отбирать их у детей не будем, чтобы не унижать их и не унижаться самим.

Единственный способ борьбы с неразумным использованием гаджетов я вижу в джентльменских соглашениях. Считаю, что нужно договариваться с детьми, объяснять им, почему нежелательно отвлекаться во время уроков, причем не только на смартфон, а вообще отвлекаться. Возможно, предложить им самим решать: отложить смартфон куда-нибудь подальше или вообще отдать его, чтобы не мешал, или тренировать силу воли, чтобы не доставать телефон, когда нельзя.

Надо сказать, в одном из наших классов такое джентльменское соглашение работает. Дети 6-го класса договорились между собой не пользоваться телефонами в школе, кроме времени большой перемены и уже после уроков. Соглашение соблюдается всеми ребятами потому, что нарушить его неудобно перед одноклассниками. Очень важный момент: для этого классным руководителем была создана правильная атмосфера. Дети воспринимают свой класс как коллектив. Были разработаны традиции, например еженедельное чаепитие, где ребята рассказывали что-то, что им казалось интересным, проводились классные часы, где обсуждались различные происшествия и планы совместных мероприятий. Ученики, во-первых, поняли, что от них многое зависит, во-вторых, почувствовали ответственность за свои решения и за весь коллектив. Для них нарушить слово и обманывать уже унизительно.

Читайте также:

Школа — это про страдание, дисциплину и повиновение? Опытный педагог рассказывает правду про социализацию

Предвижу возражения: не все классные руководители сумеют так эффективно решить проблему создания коллектива, многие дети не смогут себя контролировать, они и здесь будут хитрить и пытаться обмануть. Конечно. Но у нас будет совсем другая позиция ― не держиморды из чеховского рассказа с его «гнать и не пущать», а стороны договоренности, обе из которых держат слово. И не сразу, но дети почувствуют, что, нарушая договор, они теряют лицо. Только для этого необходимо, чтобы они видели действительное уважение учителя к ним. Причем никакая имитация уважения не сработает. Дети точно чувствуют, насколько взрослый с ними честен и искренен. Мне кажется очень ценным, чтобы ученик сам почувствовал и понял: самоуважение и уважение окружающих ― важная составляющая его личности.

Еще раз повторю: договороспособность ― следствие уважения к себе. К хитростям и обману прибегают от страха и слабости зависимые люди. Если вы хотите видеть своего ребенка сильным, успешным, ментально здоровым, вы не будете унижать его запретами, наказаниями и прочими инструментами власти взрослого.

Ну и в дополнение ― небольшое замечание для родителей. Часто мама ученика или оба родителя говорят: вы знаете, у моего ребенка зависимость от телефона, вы отбирайте у него телефон, пожалуйста. Интересно: у вашего ребенка зависимость (я здесь не буду говорить, что это медицинский диагноз, и довольно серьезный, но допустим), тем не менее вы ему покупаете предмет этой зависимости и просите нас, чтобы мы этот предмет отнимали. Приведу аналогию. Допустим, приходят родители и говорят: наш ребенок начал курить, мы даем ему деньги на сигареты, а вы отнимайте у него сигареты и зажигалки, чтобы он не курил. Может быть, лучше отвести ребенка к психологу, психотерапевту, врачу, наконец? Ему помогут избавиться от зависимости, а вы, возможно, не будете больше его провоцировать, покупая раз за разом всё более продвинутый предмет зависимости?

Решение за вами. Успехов и удачи!

1
15
Сохранить
Поделиться: