Мир ребенка состоит из игры. Именно через игру он передает то, что его волнует: чувства и переживания, реакции на жизненные ситуации, отношения с близкими людьми. Рисунок — тоже важная часть игры. Анализируя его, мы можем многое понять о ребенке и его восприятии мира. Чтобы взглянуть на детский рисунок по-новому, мы обратились к арт-терапевту, гештальт-терапевту, детскому психологу и создателю арт-терапевтического сообщества «Art Vita» Елизавете Ивашиненко.

Психолог, арт-терапевт, телесно-ориентированный терапевт, детский психолог, ведущая групп и тренингов.
Особенности детского рисунка
Взрослый или подросток может выбирать, что ему изображать, а что опустить. Ребенок же будет рисовать все, что с ним происходит. Его рисунок честный и правдивый, а потому он информативен для родителей, которые хотят больше узнать о своем сыне или дочке. Обычно ребенок передает в рисунке не только объективную реальность, но и свое отношение к тому, что его окружает, то наполнение, которое только он видит и чувствует.
Детский рисунок всегда эмоционален. В нем могут отсутствовать логика и рациональность, но при этом он часто очень детальный. Малыш будет изображать ярче то, что ему особенно нравится или интересно. Например, девочка может нарисовать красочный браслет, который будет нереалистично больше руки.
Как с возрастом меняется рисунок
1‒1,5 года
Малыш только учится изображать что-то на бумаге и пытается оставить свой след. Обычно такие рисунки больше похожи на каракули.
1,5‒2 года
В этом возрасте ребенок уже может проводить линии. Иногда даже начинает прорисовывать знакомые предметы, геометрические фигуры — круги, треугольники. Если у малыша начинается речевой период, то он может попытаться объяснить, что это такое. Например, нарисовал загогулину и говорит «га-га». Тогда родственники могут догадаться и рассмотреть в этом изображении гуся.
2‒3 года
Это уже более интересный с точки зрения психологии этап. В рисунках ребенка начинают появляться головоноги — непропорциональные человечки. Обычно у них огромная голова и маленькие ручки, ножки. Таким образом ребенок изображает себя. Именно в этом возрасте он потихоньку начинает видеть собственное «я» и чувствовать, что он существует как отдельный человек.

3‒4 года
Рисунки становятся более осознанными. Ребенок воспринимает лист как пространство, в котором есть верх, низ и середина. Чаще всего он выбирает для своих изображений центр листа.
4‒5 лет
Изображения детей в этом возрасте можно назвать «рентгеновскими». Они рисуют запомнившиеся детали. Прозрачный карман, наполненный конфетами. Одежда, через которую просвечивает пупок. Непропорционально большие цветы на платье. Прорисована может быть любая деталь, при этом на других частях рисунка такого акцента нет.

5‒6 лет
В таком возрасте уже невидимые вещи, такие как конфеты в карманах, скорее не будут изображаться. Начинается работа с перспективой: часть фигурок может быть ближе и больше, часть — дальше и меньше.

Анализ рисунка ребенка
В рисунке ребенок раскрывает себя, свои чувства и эмоции. И я призываю очень бережно относиться к анализу. Это не должно выглядеть так, что родители садятся, начинают как-то по-своему интерпретировать каждый штрих и задавать ребенку вопросы в стиле «почему у человечка такие большие уши?, а здесь тебе не кажется, что нужно ноги сделать короче?» и так далее.
Задача взрослого человека — занять позицию наблюдателя, обратить внимание на какие-то нестандартные вещи, проявить интерес к деталям и обсудить их с ребенком если это будет необходимо. Рисунок может стать поводом для разговора и возможностью лучше узнать малыша, помочь ему рассказать о своих переживаниях и тревогах, укрепить с ним эмоциональную связь.
Какие вопросы можно задать ребенку?
Любые вопросы, связанные с рисунком, стоит задавать бережно, не пытаясь навязать свое мнение и свое видение того, что изображено.
- «Что ты нарисовал? Как называется твой рисунок?» Иногда название изображения может дать ответы на все вопросы, которые появились у родителей.
- Для того чтобы узнать об отношении ребенка к рисунку, можно спросить у него: «Что тебе больше нравится на этой картинке? А ты бы хотел на этом рисунке оказаться?»
- Некоторые вопросы могут подтолкнуть ребенка к рассказам и размышлениям: «А что было до того, как ты нарисовал это? Что делал или что хотел сделать персонаж? Где его дом? У него есть друзья? Что он видит вокруг себя? Какие сказки он любит?»
- А так можно помочь ему выразить чувства и эмоции: «Нарисованному тобой котику грустно или весело? Ему тепло и уютно? А сидеть ему удобно? Его никто не обижает? Почему он сидит один? Может быть, ему нарисовать друзей?»
Это должны быть самые простые вопросы, которые обычно детки задают друг другу. Тогда ребенок начнет рассказывать, что его волнует. А родитель, находясь рядом с ним, направит разговор в нужную сторону и сделает выводы для себя.
На что обращать внимание при анализе рисунка?
Расположение листа
Лист может быть расположен вертикально или горизонтально. Здесь можно провести параллель со шлагбаумом. Когда он лежит горизонтально, значит, он закрыт, когда вертикально — открыт, и дорога свободна. Есть такая мысль в психологии, что вертикальный рисунок более легкий и свободный, а горизонтальное расположение листа может скрывать за собой проблемы. Но конечно, так происходит не всегда. Это может быть связано с привычкой ребенка класть лист горизонтально, например, из-за требований в детском саду или школе. Важно давать ему возможность самостоятельно выбирать положение листа. Пусть они лежат и горизонтально, и вертикально в разном порядке. Как арт-терапевт, я всегда обращаю внимание, когда ребенок несколько раз кладет лист горизонтально.
Расположение главного предмета на листе
Обращаем внимание на то, как располагаются предметы на листе. Слева направо у нас прошлое, настоящее, будущее. Если все рисунки ребенка смещены вправо, у него могут быть какие-то неосознанные переживания о будущем. Не углубляемся в интерпретации, просто разговариваем с ребенком, отслеживаем его чувства и тревоги. Обращаем также внимание на его индивидуальные особенности. Например, если он левша, рисует левой рукой, то и анализ будет чуть другим.
Рисунок можно рассматривать и сверху вниз, метафорически разделяя его на три зоны: дух, душу и тело. Верх листа связан с ассоциациями к небу — с мыслями, мечтами и фантазиями. Если ключевые элементы ребенок изображает в верхней части, это может говорить о его мечтательности и хорошем воображении. В середине листа обычно он рисует то, что его больше всего волнует здесь и сейчас, это про душу и эмоциональную сферу. Нижняя часть ассоциируется с землей, чем-то материальным и телесным.
Непропорциональные или инородные предметы
На рисунке могут появляться инородные предметы. Лето, березка, речка и… Дед Мороз. В этом случае, возможно, ребенок скучает по ощущению праздника. Может отсутствовать важная деталь. У человечка прорисованы узоры на одежде, но нет рта или глаз. Иногда это связано с тем, что дети боятся выражать свои трудности: отсутствие рта — сложности с коммуникацией, отсутствие глаз — нежелание что-либо видеть, замкнутость, страх. Могут нарушаться пропорции. Очень длинные ноги иногда связаны с отсутствием опоры у ребенка и попыткой обрести устойчивость. Яркие волосы — с желанием обращать на себя внимание и нравиться. Высокие родители, большая собака, а ребенок рядом непропорционально маленький — это может говорить о том, что со взрослыми автор рисунка чувствует себя незначительным и незащищенным. Такие искажения в рисунке интересны для анализа. Они отражают прежде всего эмоциональную, а не физическую реальность ребенка.
Повторяющиеся объекты
Если в рисунке постоянно встречаются одни и те же предметы или предметы одного и того же количества — четыре цветочка, пять звезд, три снежинки и так далее, это может характеризовать какой-то важный временной период жизни ребенка. Причем речь идет о сюжетных рисунках. Ребенок не просто взял листок и изобразил на нем четыре птички. Он нарисовал семью, на фоне которой четыре цветочка, четыре птички и четыре дерева. И эта цифра переходит из рисунка в рисунок. Тогда есть повод задуматься и аккуратно поговорить с ребенком. Возможно, в этом возрасте у него была травмирующая история. Переезд и смена садика, развод родителей, лечение в больнице, смерть собаки или ссора с другом — причины могут быть разные.
Повторяющаяся тема
В детских рисунках может часто возникать одна и та же тема. Например, ребенок рисует животное и называет его одиноким. Сначала у него появился одинокий гусь, потом — одинокая собачка, через неделю — одинокая птичка. Стоит задуматься и спросить, почему он всех называет одинокими. Может быть, ребенку не хватает внимания родителей и времени, которое они вместе проводят.
Обратная сторона
Можно перевернуть рисунок, чтобы проверить, нет ли чего-то сзади. Иногда на одной стороне листа мы видим красочное изображение, потом переворачиваем, а там — суть проблемы. Может быть, какой-то неприятный человек, который ребенка обижает. Так что на это тоже обращаем внимание.
Обычно ребенок изображает то, что ему более знакомо: семью, природу, родной дом. В сказках он тоже сталкивается с этими образами. Там есть животные, есть семьи, все живут в домиках. Так и получается, что рисует ребенок примерно одних и тех же персонажей, одни и те же предметы.
Попробуем проанализировать вместе основные детские рисунки.
Рисунок дерева
Дерево — образ, связанный с семьей. Ребенок, даже не задумываясь об этом, может изображать в виде дерева себя. Так, если уточнить у мальчика, какого пола дерево, он может сказать, что мужского, и начать рассказывать что-то про себя.

Далее смотрим на корни, есть они или их нет. Отсутствие корней может говорить о слабой связи с собой, со своим телом, с семьей. Также корни — это опора, которой может не быть у ребенка.
Теперь — ствол. Если он тонкий, кривой, узкий, то здесь могут быть неуверенность и тревога. Широкий ствол, наоборот, соотносится с уверенностью. Обращаем внимание, насколько четко прорисованы детали — крона, листья, ветки. Если много-много маленьких штрихов, то это может говорить о тревожности и агрессии.
Наличие дупла — еще одна важная деталь при анализе рисунка дерева. Оно может быть связано с каким-то конфликтом, травмой, надломом. Иногда в дупле есть птички или плоды. Это уже позитивные моменты, которые характеризуют доверие ребенка к миру и его развитую фантазию.
Рисунок семьи
При анализе семьи, изображенной на рисунке, обращаем внимание на ее состав и размеры каждого из ее представителей. Если кто-то сильно больше или ярче других, он может быть как более значимой фигурой для ребенка, так и тем человеком, которого он больше всех боится.

Расположение главного героя, то есть самого ребенка, на картинке тоже очень важно. Естественно для него рисовать себя посередине. Если он где-то сбоку и ближе к маме, дальше от папы, это может говорить о более близких отношениях с ней.
Семья может быть изображена иерархично, тогда слева направо будут идти папа, мама и все дети по старшинству. Любая дистанция на рисунке может иметь значение. Если ребенок рисует остальных членов семьи близко, а себя отдельно, это может указывать на нарушение его эмоциональной связи с родными.
Также стоит обратить внимание на наличие рамок и перегородок. К примеру, когда кто-то из членов семьи стоит отдельно, за диваном, шкафом или пианино.

Если ребенок нарисовал всю семью, а себя забыл, это тоже сигнал. Вероятно, он сам себя не чувствует и не воспринимает либо ощущает такое отношение со стороны окружающих.
Или ребенок изобразил всех в виде людей, а себя — в виде кошки. В этом могут проявляться как чувство одиночества среди близких, так и детский нарциссизм, желание выделиться.
Ситуация, когда девочка нарисовала себя в мужской одежде и без косичек, может быть связана с разными моментами. Например, родители ждали мальчика и культивируют в ней мужские качества. Или у нее есть старший брат, которому она хочет подражать. Такие моменты мы отмечаем, но интерпретируем только после диалога с ребенком. Иначе можно придумать лишнего.
Смотрим и на одежду членов семьи. Ярко выраженный ремень на поясе у папы может говорить о чрезмерном контроле в семье.
Рисунок мамы
Ребенок очень любит свою маму и старается изобразить ее в лучшем свете: в красивом платье, с украшениями, бусинками и цветочками. Если в семье идеал красоты — яркость и энергичность мамы, то в рисунках ребенка она может быть с сильно накрашенными губами или в эффектных нарядах — не нужно этого пугаться.

Обращаем внимание на детализацию в рисунке. Это может быть что угодно: непрорисованные глаза, слезы и грусть мамы, акцент на ее оголенных частях тела, большое количество горизонтальных линий в изображении, отсутствие ног как отсутствие опоры и многое другое.
Зачастую ребенок, рисуя маму, хочет добавить рядом себя. Мама может держать его за руку, обнимать, гладить — все это хорошие знаки. Если же мама нарисована вся в делах, за компьютером, сидящая боком или спиной, скорее всего, ребенку не хватает родительского внимания.
Рисунок человека
Анализируя детский рисунок человека, важно заметить, какую эмоцию он передает, насколько пропорционально его тело, устойчиво ли он стоит. Если фигура занимает большую часть листа, это может говорить о лидерских качествах ребенка. Если же на рисунке человек сидит сгорбленный, под столом или под кроватью, можно уточнить у автора, почему он изобразил его в таком положении.
Наличие непропорционально большой головы может означать, что у ребенка много переживаний, мыслительной деятельности. Детально прорисованные глаза со зрачками и ресницами — признак того, что автор рисунка чувствительный, внимательный к окружающему миру, что у него развит зрительный вектор. Когда глаза отсутствуют, вместо них очки или просто полоски, это может говорить о том, что ребенок не хочет что-то замечать, живет в страхе, тревоге и переживаниях.
Отсутствие рта у человека может быть связано с нежеланием общаться, молчаливостью, тайной, которую ребенок в себе несет.
Руки спрятаны, руки в карманах или их вообще нет — это говорит о чувстве беспомощности, неумении контактировать с другими.
Большие уши иногда связаны с романтичностью натуры, перфекционизмом и требовательностью к себе. Но не всегда, это могут быть просто большие уши.
Важно каждую деталь соотносить с характером ребенка и не делать выводы в отрыве от него.
Рисунок солнца
Солнце — позитивный символ. Это образ домашнего тепла, уюта и доброты. Он напрямую связан с эмоциональным фоном в семье.

О чем может говорить изображенное ребенком солнце? Если оно неполное, маленькое в уголке или какое-то треугольное, это может показывать, что ребенок нуждается в поддержке, тепле и заботе.
На нажим карандаша мы тоже обращаем внимание. Слабо прорисованное солнце — это отсутствие энергии и апатия. Короткие лучи — неуверенность в себе. Если ребенок нарисовал себя или какое-то животное и лучики от солнца направил на этого персонажа, значит, ему нужно тепло, и он передает это в рисунке.
Рисунок животного
Рисунок животного интересен тем, что в нем зачастую выражаются скрытые эмоции. Дети изображают в животных своих друзей. Поэтому по таким рисункам можно судить об отношениях с братьями и сестрами, с ребятами из детского сада.
Несуществующее животное или какое-то агрессивное животное — это про злость и гнев со стороны, про потребность ребенка в защите.
Если малыш рисует кого-то сильного, например, льва, то, скорее всего, он хочет такого друга, который бы его поддержал и защитил. Возможно, извне в его сторону есть агрессия, и он пытается это компенсировать. Либо это может говорить о лидерских качествах ребенка, о какой-то агрессии в семье, которой он напитался и теперь знает, как ее изобразить. Получается такая двухсторонняя история, с которой могут разобраться только родители.
Добрые и ласковые питомцы в рисунке ребенка — это, скорее всего, про его потребность в дружбе.
Животное на скале, в коробке, в клетке, за забором, в барьере — все эти детали тоже важны. Это может быть страх, может быть невозможность преодолеть какую-то преграду. Лучше всего попросить ребенка рассказать о своем рисунке, чтобы не придумывать лишнего — того, что изначально не было заложено.
Рисунок дома
Дом — это всегда ассоциация с личным пространством. Для ребенка это пространство должно быть безопасным.

Анализируем здесь всё: расположение дома на листе, его размер и цвет, наличие фундамента. Двери символизируют открытость. Большой замок на двери может характеризовать небезопасность и недоверие миру. Отсутствие дверей — замкнутость ребенка, его трудности с тем, чтобы подпустить к себе.

Окна — тоже символичный образ, их даже называют «глазами». Могут быть ставни, занавески, какие-то предметы на подоконнике. Более открытые дети показывают через окно то, что происходит внутри.
Труба тоже часто используется в детском рисунке. Если из трубы идет много дыма, можно подумать о каком-то внутреннем напряжении и скованности ребенка.
Психология цвета в детском рисунке
До 2-3 лет в рисунке ребенка могут встречаться красный, черный и коричневый цвета просто потому, что они одни из самых ярких в палитре. В уже более позднем возрасте есть смысл обратить внимание на то, какие цвета преобладают. Однозначно интерпретировать их сложно. Но мы поговорим об общих характеристиках цветов, которые выделяют арт-терапевты и психологи.
Красный цвет

Если в детском рисунке постоянно встречается красный цвет, это может говорить о наличии проблемы или опасности, эмоциональном напряжении. Еще одна интерпретация — острое заболевание. Красным цветом могут быть выделены или заштрихованы больные места, причем не только то, что болит физически. Чаще это про психосоматические особенности: штриховка в районе сердца — душевные проблемы, на уровне ног — невозможность двигаться.
Черный цвет

Может указывать на страх и тревогу. Когда начинаю работать с детьми из детских домов, первое время в их рисунках очень много черного. Так они выражают свои переживания. В процессе терапии появляются другие краски — оранжевый, желтый, зеленый, то есть видна положительная динамика. Кроме страха и тревоги, черный цвет может характеризовать состояние неизвестности.
Коричневый цвет
Метафорически коричневый цвет связан с землей, весной, зарождением чего-то нового, с древесной корой. В рисунке ребенка он может характеризовать стабильность, тепло, чувство опоры. Хотя если коричневого очень много или если ребенок рисует только таким цветом, на это стоит обратить внимание, потому что в нем сочетаются черный и красный.
Зеленый цвет

Зеленый цвет в рисунке связан с утверждением жизни, здоровьем, уверенностью, развитием и новизной.
Синий цвет
Синий цвет выражает склонность ребенка к послушанию, его организованность и спокойствие. Но у этого цвета есть и негативные характеристики. Он может ассоциироваться с «замороженностью» чувств и боли, с неблагоприятными психологическими условиями в детстве, холодностью матери. Темно-синий цвет иногда используют дети, которые переживают состояние угрозы жизни.
Желтый цвет

Это относительно нейтральный цвет. Хорошо, если он появляется в детском рисунке. Он про радостное восприятие жизни, живость и честность. Но иногда может отражать накопившийся в душе ребенка конфликт.
Оранжевый цвет
Интерпретации оранжевого цвета разносторонние. Это может быть история про борьбу за жизнь и неиссякаемую энергию. А может быть — про угрозу.
Белый цвет
Любой цвет — это эмоция. Когда в рисунке ребенка преобладает белый, то есть по сути цвет отсутствует, можно задуматься о подавлении эмоций.
Бледные цвета
Бледно-желтый цвет может указывать на наличие опасной жизненной ситуации. Бледно-голубой — на удаленность ребенка, его угасание или отчуждение. Бледно-коричневый — на борьбу с болезнью, стремление к здоровью и стабильному состоянию. Такой цвет часто встречаю в работе с ребятами, которые тяжело болеют.
Применение цвета в рисунке ребенка может быть нетрадиционным. Черное солнце, пурпурная корова, зеленый человек. Зачастую это характеризует яркость его фантазии. В любом случае, если родителей что-то настораживает, можно поговорить о рисунке с ребенком и разобраться, почему был выбран тот или иной цвет.
Линии и детали в рисунке
Как уже отмечалось ранее, ребенок бессознательно выносит на рисунок свои переживания. В этом процессе душевное связано с телесным. И линия — это движение. Движение детской руки, движение тела ребенка. В линии содержится много информации: куда она направлена, как проведена, резко ли меняет направление, заштрихована ли.

Мы делим линии на горячие и холодные. Горячие линии — это вертикальные штрихи вверх-вниз. Они могут показывать ярко проявленное переживание. Холодные линии — горизонтальные. Да, они могут не быть ровно горизонтальными, иногда чуть поднимаются, иногда идут по диагонали. И здесь важно их направление. Так, линия с левого нижнего края в верхний — это развитие и движение вперед. С верхнего края в нижний — это уход в себя и во внутренние переживания. Но все эти моменты видны только при наблюдении. При взгляде на статичный рисунок такие детали определить невозможно.
Анализируя линии в детском рисунке, обращаем внимание и на то, как они прорисованы. Если ребенок еле давит на карандаш, это может быть связано с психосоматическими проблемами.
Хочется еще раз напомнить родителям, что следует бережно анализировать детский рисунок и делать выводы только после диалога с ребенком. Сколько детей, столько и интерпретаций — нет универсальных шаблонов для всех случаев. Погружение в психологию детского рисунка — увлекательный процесс. Благодаря общению с ребенком можно больше узнать о его чувствах, эмоциях и переживаниях, укрепить с ним эмоциональную связь и избежать возможных психологических проблем.
