Любой человек, оказавшийся в непривычной обстановке, поначалу теряется. Мартин Иден, герой одноименного романа Джека Лондона, впервые попав в высшее общество, почувствовал себя очень неуютно: «Оказавшись в незнакомом окружении, со страхом думая, что же будет дальше, он не понимал, как себя здесь вести, ощущал, что ходит и держится неуклюже». Но Мартин был настойчивым молодым человеком: «он клял себя за то, что пришел, и, однако, решил, что, уж раз пришел, будь что будет, отступать он не намерен». Благодаря упорному труду, стремлению к знаниям, наблюдательности и интеллектуальным усилиям он вскоре не только начал свободно чувствовать себя в любом, даже в самом изысканном окружении, но и стал желанным гостем в столичных салонах, когда в нем раскрылся писательский талант.

Так происходит везде. Студент, только поступивший на филологический факультет, имеет очень слабое представление о структурной лингвистике, но по мере обучения начинает в ней разбираться. Новобранцу, попавшему в казарму после уютной родительской квартиры, требуется время, чтобы освоиться в новых условиях и встроиться в армейскую дисциплину. Приводить примеры можно бесконечно. Их объединяет одно: чтобы понять, что происходит в новой для нас сфере, необходимо учиться и работать над собой.

Это правило действует и в отношении происходящего в церкви. Переступая порог храма, человек оказывается в особом пространстве, которое имеет множество измерений: духовное, историческое, культурное, языковое. Православная Церковь существует более двух тысяч лет. Чтобы полноценно изучить ее многогранное наследие — а это и богословие, и искусство, и традиции, и язык, словом все, что в совокупности составляет церковное предание и культуру, — не хватит человеческой жизни. Одновременно Церковь — это не статичная форма, а мир бесконечного духовного и творческого развития. Она — богочеловеческий организм, Тело Христово, в котором живет и действует Дух Святой. И именно в силу пребывающий в Церкви благодати Божией мы способны стать частью церковного организма и, может быть, не столько умом, сколько сердцем понять, что тут происходит.

Последнее утверждение не исключает необходимости учиться. Несмотря ни на что, первым шагом должно стать знакомство с тем миром, в котором оказался человек, что, безусловно, требует стараний. Благо, сейчас имеется множество книг, от Закона Божьего до учебников по литургике и догматическому богословию, в которых излагаются важнейшие аспекты христианского богословия и церковного богослужения. Есть руководства по изучению церковнославянского языка, на котором составлены литургические тексты и большинство молитв. Наконец, во многих приходах проходят курсы по катехизации (основам вероучения). Приложив определенные усилия, чтобы войти в мир церковного Предания, мы, оказавшись в храме, будем чувствовать себя увереннее, понимая, что происходит вокруг, и осознанно воспринимая пение и чтение молитв. А поняв, пойдем дальше по пути церковного возрастания, на котором каждого из нас ждет множество новых открытий.

1
0
Сохранить
Поделиться: