Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. —  8(232) — 2022. FOMA. RU

Обложка: Фото: Бонсай — специально выращенное миниатюрное дерево (Япония), — отраженное в загадочной, переливающейся темнозеленой глади воды и рождающее философское ощущение бесконечности. Внизу надпись: ЖИВИ С ЧУВСТВОМ БЕЗ СМЕРТИЯ.

Пролог:

Игорь Меламед (1961-2014). «Каждый шаг дается с болью...». Стихотворение. Фото// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.2. — (рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Даты месяца:

Даты месяца: август// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.4-7. — (рубрика «Даты месяца»). Представлены:

14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. [В X веке в Константинополе сложилась традиция в августе ходить по городу крестным ходом со святынями. Главной святыней был Крест — тот самый, на котором распяли Господа Иисуса Христа. «Происхождение» в названии праздника — это не совсем точный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию: во время праздника Крест торжественно несли по городу. Поэтому к названию добавляют поясняющее слово — «изнесение», указывающее на то, что святыню на крестный ход выносили из царской сокровищницы. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день из алтаря на середину храма выносится для поклонения украшенный крест]. Ил.: Книжная миниатюра. Византия, XIII в. — С.4;

19 августа. Преображение Господне. [Накануне Своих страданий и крестной смерти Христос берет с собой троих ближайших учеников и ведет их на гору. Там во время молитвы Он преображается перед ними, являя им Свою божественную природу: ...преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, с которыми Господь беседовал об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9:31). Это чудесное откровение Своей небесной славы Господь совершил, чтобы укрепить дух учеников и их веру накануне грядущих испытаний]. Ил.: Преображение Господне. Гюстав Доре. XIX в. — С.4;

августа. День памяти Великомученика Пантелеимона. [Святой Пантелеимон родился в III веке в городе Никомидия. Он получил прекрасное образование, выучившись на врача. Крестился в зрелом возрасте и с тех пор исцелял людей не только врачебным искусством, но и благодатью Божьей. При этом он никогда не брал денег со своих пациентов. В то время в Римской империи шли гонения на христиан. Пантелеимона арестовали и предложили отречься от Христа. Когда он отказался, его жестоко истязали, а затем казнили. Но он продолжил свое служение и после кончины: по молитвам к святому и поныне совершаются такие же чудесные исцеления, как и при его жизни]. Ил.: Святой великомученик целитель Пантелеимон. Современная икона. — С.4;

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы. [Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, который возвестил, что через три дня душа Ее оставит тело. Богородица обрадовалась этой вести, ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила больше жизни. Три дня спустя в доме, где жила Мария, собрались все апостолы, кроме Фомы. Они стали свидетелями блаженной кончины Пречистой. Сам Христос явился, чтобы принять душу Своей Матери и возвести Ее в рай. Тело же Ее апостолы похоронили в Гефсимании. На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Чтобы он смог попрощаться с Богородицей, вход в пещеру открыли, но тела Ее там не было. В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами»]. Фото diveevo-monastyr. ru. — С.5;

6 августа. День памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба. [Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира. Отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба — в Муром. Когда Владимир скончался, в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Он тут же объявил себя великим князем Киевским. Борис с войском возвращался из похода, ему сообщили, что произошло в Киеве. Воеводы стали уговаривать его пойти на Святополка и занять престол. Но он распустил воинов со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!» Однако Святополк не поверил искренности Бориса и послал к нему наемных убийц. После этого Святополк умертвил и Глеба...]. Ил.: Святые Борис и Глеб. Икона XIX в. Реставрация А. Н. Хетагурова. — С.5.

Даты августа:

1 августа. День памяти преподобного Серафима Саровского. [Патриарх Кирилл: «В сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова: Если впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал 6:1). Неслучайно эти слова были оглашены сегодня за Божественной литургией, потому что они, как, может быть, никакие другие, говорят о самом главном, что было присуще святому преподобному Серафиму и многим другим преподобным отцам, — духе кротости. <...> А кротость — это не слабость, это не чудачество. Это великая сила. Иоанну Лествичнику принадлежат замечательные слова о том, что кротость делает нашу душу недвижимой, сохраняющей одно и то же состояние и в чести, и в бесчестии. <...> Давайте начнем с того, чтобы научиться терпеть друг друга, не раздражаться на слова, которые нас раздражают, не обижаться на неловкие поступки, прощать тех, кто осознанно пытается сделать нам что-то неприятное или даже опасное. Давайте попытаемся — в своей жизни, в своих мыслях, в своих словах — хотя бы минимально отобразить то замечательное и великое состояние души, которое явил нам преподобный Серафим Саровский и о котором сегодня свидетельствует нам апостольское чтение». Из слова в день памяти Серафима Саровского после литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2019 года]. Фото. Ил.: Преподобный Серафим Саровский. Сайда Афонина. 1996. — С.6-7.

Колонка главного редактора:

Владимир Легойда. Проблема с сердцем. [Блаженный Августин в «Исповеди» пишет: «Ужели любой враг может оказаться опаснее, чем сама ненависть, бушующая против этого врага? Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?». То есть если предположить, что враг — это тот, кто желает причинить тебе какой-то вред, то, по мысли Августина, ненависть к этому врагу для нас, христиан, опаснее, чем тот вред, который он может нам нанести. Исходя из того, что «в системе координат верующего человека самая большая ценность — Бог», автор колонки говорит о вечности и напоминает, что «человеку необходимо еще в земной жизни для этого навсегда себя сохранить. Не погубить свое сердце...» <...> «Размышляя о ненависти, — утверждает он, — мы должны помнить, что существуем не просто здесь и сейчас, и тот нравственный выбор, который мы каждый момент делаем, определяет и наше состояние в вечности»]. Фото иерея Дионисия Ворсобина// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.8-9. — (рубрика «Колонка главного редактора»).

Парсуна номера:

«ПАРСУНА» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» писателя и телеведущего Андрея Максимова.

Андрей Максимов: «В день смерти мамы я понял​, что все равно буду благодарить Бога». Вместо предисловия: Первый вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Я по традиции хочу попросить вас представиться. Максимов: Поскольку я поклонник вашей программы, я... не то чтобы готовился, но думал над ответом на этот первый вопрос, о том, что самое главное произошло со мной в последнее время. Я написал более пятидесяти книг, и какие-то из них оказывают на меня влияние, какие-то нет. А в последний год я написал роман про двух священников, которые живут в придуманном мной городе под названием Забавино в 2010 году. Один стал священником во время войны, а второй во время путча 1991 года. Они оба люди верующие, искренние, но по-разному относятся к Богу. Я прочел огромное количество книг и открыл для себя отца Иоанна (Крестьянкина), который меня просто перевернул. И думаю, я сейчас представляю собой такого переделанного человека. Потому что работа над романом меня сильно переделала. Нет, я как был верующим, так и остался. Но понимание веры, любви, надежды, терпения изменилось). [Основные мотивы беседы в заголовках коротких глав: Если бы вы два года назад спросили меня, что такое вера, я бы сказал: это ощущение себя живущим в присутствии Бога; Мне кажется, любовь — это невозможность жить без кого-то или без чего-то; Папа у меня был по главным вопросам; Мне кажется, что старость — это вычитание удивлений: чем человек старше, тем он меньше удивляется; Зачем нам вообще даны дети? Для того, чтобы мы не забыли про Бога; Дети должны быть самостоятельными. Но в самых важных вопросах, мне кажется, они должны доверять родителям; Самое сложное в вере — соответствовать; Каждый вечер я молюсь Богу и говорю спасибо за прожитый день; Я очень долго не молился; Самая большая свобода — жить с Богом; Мы поделили весь мир на прекрасных, умных, чудесных взрослых, которые довели мир до того, до чего он дошел, и «придурков»-детей, которых надо постоянно учить; У нас родители панически боятся ребенка избаловать и совершенно не боятся его недолюбить; В проверке жизнью самое тяжелое — оставаться собой. Не поддаваться соблазнам; Для меня в детском поведении нетерпимо то же, что и в поведении взрослых: предательство, перетягивание одеяла на себя; Есть такое слово — «обида». Я стараюсь не обижаться, запрещаю себе обижаться; На семинарах по общению я всегда спрашиваю: почему Христос не иронизировал?; Терять людей — последнее дело. Если есть ощущение, что тебя кто-то предал, надо все выяснить; Любовь — это когда человек на какое-то время закрывает собой весь мир]. Вместо послесловия: Последний вопрос ведущего «Парсуны» (Легойда: Вот представьте, к Вам на эфир приходит человек, которого Вы давно хотели пригласить, и у Вас есть к нему, как Вы считаете, самый главный, самый важный вопрос. И вдруг он перед программой просит Вас об этом его не спрашивать. А Вы понимаете, что без этого весь разговор в принципе не имеет смысла. Где Вы поставите точку в предложении: «Спросить нельзя воздержаться»? Максимов: Спросить нельзя — точка — воздержаться... Легойда: А профессиональные хитрости в такой ситуации для Вас допустимы? Максимов: Нет. Мне вообще кажется, что провести хорошо эфир — это вещь социальная: я проведу хорошо эфир — стану более знаменитым. А желание не обижать — это вещь Божественная. Людей вообще лучше не обижать. Никогда). Фото: Дмитрия Брикмана; Владимира Ештокина; Екатерины Чесноковой/РИА Новости// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.10-16. — (рубрика «Парсуна номера»).

Реклама: Что будет с ценами на «Фому». Подписка на журнал. — С.17.

Вопрос номера:

Что пришлось пережить Матери Бога, Которого распяли у Нее на глазах? И почему это важно для нас? [Успение Пресвятой Богородицы: в этот день завершилась земная жизнь, полная таких душевных мук и страданий, которые с точки зрения обычной человеческой логики выглядят абсолютно необъяснимыми. У Матери Христа были все причины рассчитывать на совсем другую, гораздо более счастливую жизнь! Но все, что обрушилось на Нее и на Ее Сына, Дева Мария переносила с поразительным доверием Богу]. На вопрос номера отвечает диакон Игорь Цуканов. Фото. Ил.: Не Рыдай Мене, Мати. Икона, XVI в.; Благовещение. Елена Черкасова, 2008; Сретение Господне. Елена Черкасова, 2005; Воскресение Христово. Елена Черкасова, 2018// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.18-25. — (рубрика «Вопрос номера»).

ВЕРА (раздел). — С.26-39

Диакон Игорь Цуканов. Пророк Илия на колеснице вознесся на небо. Как понять этот загадочный эпизод Библии? [В житии пророка Илии есть один известный эпизод: он вознесся на небо в огненной колеснице. Но что это за небо, на которое вознесся Илия? И что у него была за колесница?]. Ил.: Пророк Илия. Эдуард фон Штейнле (1810-1886); Моисей и Илия рядом с Христом. Преображение Господне. Карл Блох. 1865-1879// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.26-29. — (раздел «Вера»).

Новомученики:

Архимандрит Дамаскин (Орловский), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Владимир (Холодковский). 1895-13.08.1937. На фото: Священник Владимир Холодковский. Тюрьма при окружном отделе ОГПУ в г. Шадринске. 1929// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.30-32. — (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Священномученик Вдадимир родился в 1895 году в Каменском заводе Камышловского уезда Пермской губернии в семье чиновника, коллежского регистратора Павла Холодковского. Избрав путь служения Церкви, Владимир в 1912 году окончил Екатеринбургскую школу псаломщиков и был направлен псаломщиком в Вознесенский храм в селе Завьяловском Камышловского уезда. В 1918 году он был рукоположен во диакона к Ильинскому храму в селе Тимохинское того же уезда. Здесь его застала Гражданская война со всей ее жестокостью не только по отношению к воюющим сторонам, но и к живущему здесь населению. Опасаясь преследований, настоятель Ильинского храма и диакон Владимир выехали из села вместе с отступавшими войсками адмирала А. В. Колчака. В марте 1920 года диакон Владимир вернулся в Тимохинское и в декабре того же года был рукоположен во священника к Ильинскому храму. Вскоре он был переведен в Николаевский храм в селе Тупицынское. На приходе в Тупицынском, как показали через девять лет во время допросов свидетели, он активно проповедовал, призывал прихожан не оставлять храм и молитву, говорил, что наступившая разруха есть прямое следствие отступления людей от Бога. 1 ноября 1929 года священник был арестован и заключен в тюрьму при окружном отделе ОГПУ в городе Шадринске. 26 декабря 1929 года его приговорили к пяти годам заключения в концлагерь. По окончании заключения он вернулся служить в Тупицынское, в Николаевский храм. 8 июля 1937 года отец Владимир снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Камышлове. Тогда было арестовано почти всё духовенство района и некоторая часть активных мирян, всего около тридцати человек. Под давлением следователей, все, кроме отца Владимира, признали себя виновными в предъявленных им ложных обвинениях. Отцу Владимиру было поставлено в вину и то, что во время Великого поста 1928 года он рассказал некоему крестьянину о явлении Пресвятой Богородицы и святителя Николая... 11 августа тройка УНКВД по Челябинской области приговорила его к расстрелу. Священник Владимир Холодковский был расстрелян 13 августа 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

  • См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Реклама. — С.33.

Говорят, что:

Говорят, что. Фото Валерии Елизаровой// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.34-35. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

Часто спрашивают: что значат слова Христа «не мир пришел Я принести, но меч»? Отвечаем: — С.34.

Говорят, что в храме очень грешным людям становится плохо. На самом деле... — С.34.

Почему в Церкви женщины надевают головной убор при входе в храм? Потому что... Фото из архива Ирины Новиковой. — С.35.

[Ответ священника:]

Кто из сыновей должен опекать пожилого отца? / Вопрос читателя. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.35. — (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»).

Дорога к храму:

Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо». [Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет!]. Инфографика. Текст: Наталья Харпалёва. Фото Вадима Разумова. Содержание: Дорога: В Торжок хорошо съездить с семьей на выходные. Удобно это сделать по железной дороге. Ежедневно из Твери в Торжок отправляются четыре скоростных поезда «Ласточка». Причем расписание составлено так, что тверские «Ласточки» стыкуются с московскими. Общее время в пути между Ленинградским вокзалом в Москве и Торжком составляет около 3 часов. Торжок — узловая станция Октябрьской железной дороги (Фото) на линии Лихославль — Вязьма. Движение пригородных поездов по станции идет в двух направлениях: на Лихославль — Тверь и на Ржев. На станции формируются поезда по направлениям: Тверь, Бекасово, Селижарово. (Реклама сайта rzd. ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-код); Борисоглебский монастырь в Торжке: Основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой; История: Основатель обители, преподобный Ефрем Новоторжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса и Глеба. В 1038 году, после того как князья погибли, а вместе с ними, защищая князя Бориса, погиб и брат Ефрема (Ил.: Убиение князя Бориса и его боярина — брата Ефрема. Икона, XIV в. Третьяковская галерея), боярин решил оставить мир и прибыл из Киева в древлянские земли. В городке Новый Торг (ныне Торжок) он основал монастырь в память об убитых страстотерпцах и поставил в обители первый каменный храм. В 1053 году в этом храме он и был похоронен. Там же захоронили его ученика, преподобного Аркадия Новоторжского (Вяземского), который много сил вложил в обустройство обители, и почитается в монастыре наравне с преподобным Ефремом как основатель. После 1917 года монастырь был закрыт. Сначала строения монастыря передали совхозу, потом — сельхозучилищу, воинской части, авиационным складам, позже там устроили лагерь для военнопленных. С 1944 года на целых полвека в стенах обители обосновалась тюрьма строгого режима. Здесь содержалось до тысячи заключенных. Во второй половине восьмидесятых тюрьму сменил лечебно- трудовой профилакторий для алкоголиков. В 1989 году здания передали под экспозиции Всероссийского историко-этнографического музея, созданного по инициативе Д. С. Лихачева. Работники музея приложили немало сил, чтобы восстановить изуродованные за годы советской власти постройки, но до сих пор монастырь не восстановлен и работы здесь еще очень много. В середине девяностых годов древнейшую обитель Руси возвратили Церкви. Ил.: Памятник преподобному Ефрему Новоторжскому в Торжке (2015); Панорама Борисоглебского монастыря (вид сверху) с пояснениями: Свечная башня (1868): Четырехэтажная башня в псевдорусском стиле. Здесь располагались свечная лавка и библиотека. По легенде, книгами из монастырской библиотеки пользовался Н. Карамзин, когда работал над своей «Историей государства Российского»; Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII) и покои настоятеля (1717); Введенская церковь с колокольней (1620). Самая древняя постройка монастыря. Здесь покоятся мощи основателя обители Ефрема Новоторжского; Братские корпуса (XVII-XIX); Борисоглебский собор: Дошедшее до нас здание Борисоглебского собора построено по проекту знаменитого архитектора Николая Львова на месте древнего каменного собора в 1785-1796 годах. Императрица Екатерина II лично положила первый камень в его основание. Современники называли Николая Львова «русским Леонардо». Он родился недалеко от Торжка, провел здесь детство и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города; Надвратная церковь Спаса Нерукотворного образа с колокольней (1804-1811): Самая высокая постройка Торжка: высота более 50 м. Наверху колокольни — смотровая площадка в беседке-бельведере со сквозной колоннадой. От прекрасных панорам Торжка и окрестностей захватывает дух! На колокольне под ярусом звона был часовой механизм, который еще долго работал даже после закрытия Борисоглебского монастыря; Духовное правление и странноприимный дом (1809-1811): В здании находится экспозиция Всероссийского историко-этнографического музея. Здесь можно познакомиться с историей монастыря и увидеть археологические находки из обители; Владимир Боровиковский: Все большие и маленькие иконы для собора писал гениальный художник, портретист и знаменитый иконописец В. Боровиковский вместе с авторами его круга. Увы, ансамбль из тридцати семи икон в советские годы был утрачен. Сохранились три образа: один находится в Тверской картинной галерее и два — в Торжокском краеведческом музее. Ил.: Рождество. В. Боровиковский. 1790-е. Тверская картинная галерея// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.36-39. — (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»).

ЛЮДИ (раздел). — С. 40-65.

Ксения Ковалёнок: «Я проплакала весь вечер и потребовала у Бога ответа: объясни, почему так произошло?». История врача из детского центра паллиативной медицины. [Она пришла в медицину в трагическое время. В столице России — танки. На улицах стрельба. Молодая санитарка принимает в Первой градской раненых, избитых... Прошли годы. Теперь она врач и работает с детьми: с теми, кто неизлечимо болен. И теми, кто умирает. О самых царапающих сердце случаях, которым она стала свидетелем, Ксения Ковалёнок рассказала в авторской программе Владимира Легойды «Парсуна» на телеканале «Спас»]. Фото Владимира Ештокина// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.40-45. — (раздел «Люди»). В конце материала (С.45) — информационная справка о том, как поддержать Центр реабилитации детей с ДЦП и Детскую выездную паллиативную службу Марфо-Мариинского медицинского центра (QR-код, номер и слово для СМС, сайт: mc-miloserdie. ru/donate).

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»).

Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным приемным родителям авторы рубрики Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, увлечениях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами. Мы хотим поддержать это полезное и доброе начинание и надеемся, что наша рубрика также поможет детям и родителям найти друг друга. Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу videopasport.ru// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.46-47. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). В публикации этого номера представлены:

Регина. (Одиннадцать лет. О ней...). Узнать больше о Регине: На сайте videopasport. ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Регина. Республика Татарстан. Эфир 29.05.2022». Для будущих родителей Регины: 8 (843) 533-00-84 — Центр усыновления и приемных семей Республики Татарстан. Фото. — С.46-47.

Аня и Богдан. (Аня — старшая, ей одиннадцать лет, ее брату Богдану — десять. О них...). Узнать больше об Ане и Богдане: На сайте videopasport. ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в поисковую строку «Аня, Богдан. Кемеровская область. Эфир 12.06.2022». Для будущих родителей Ани и Богдана: 8 (3842) 36-09-59 — Региональный оператор Кемеровской области по вопросам усыновления и приемной семьи. Фото. — С.46-47.

Полезные рассказы (Для детей 8-10 лет)

Для развития ребенка, особенно дошкольника и младшего школьника, очень полезно вместе с ним читать и обсуждать рассказы — не слишком длинные, чтобы можно было прочитать за один раз. Если по ходу чтения у ребенка появляются вопросы — это очень хорошо, надо сразу коротко на них отвечать, а после чтения обсуждать уже подробнее. Таким полезным рассказам для детей и посвящена наша рубрика.

Виктор Драгунский. «На Садовой большое движение». / Представляет Наталья Богатырёва. Ил.: Обложка книги В. Драгунского «На Садовой большое движение»// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.47. — (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Полезные рассказы»).

Один из «Денискиных рассказов», довольно трагичный, но весьма поучительный. Пятиклассник Ванька Дыхов целыми днями ремонтировал старый велосипед. Велосипед для мальчишки — во все времена сокровище. А уж тем более такой, в который вложено столько собственного труда. А Ванька работал упорно и вдохновенно, и велосипед стал как новый. Второклассник Дениска усердно ему помогал, красил багажник и мечтал, «как мы будем носиться по всему миру». Первый выезд воспринимается как праздник. Но жизнь оказывается куда более прозаичной и неласковой. Счастливый праздник катания по московским переулкам заканчивается, когда ребята встречают незнакомого парня. Лживый, беспринципный, он обманом выманивает у доверчивых ребят велосипед, его не смущает откровенная ложь: «Бабушка помирает... У ней двойной аппендицит... И корь тоже...» И участливый Ванька дает парню велосипед, чтобы тот съездил в аптеку за лекарством для умирающей бабушки. Причем когда ребята предлагают самим съездить в аптеку, парень проявляет заботу: «Да как же это я пущу двух таких пацанят на Садовую? А? Да еще на велосипеде! Вы что? Да вы знаете, какое там движение?» И доверчивые ребята дают мошеннику велосипед, с которым он, естественно, и был таков. Возвращаясь поздно вечером домой, так и не дождавшись обманщика, ребята переживают, каждый по-своему. Ванька понимает, что их ловко обвели вокруг пальца. Дениска, более наивный и сентиментальный, переживает за парня — ведь на Садовой такое большое движение... Рассказ очень полезен, он учит говорить «нет» и мелким мошенникам, и преступникам куда более опасным. В нем показаны приемы, к которым прибегают злоумышленники, чтобы завлечь свою жертву. По нынешним временам — более чем актуально. Прочитав этот рассказ вместе с детьми, стоит потом его обсудить.

Георгий Седьмицын. «Убийство на мне... Примешь меня? Разрешишь подойти?» Удивительный случай в храме женской колонии. [Эта история случилась в женской колонии, где я преподаю в православной воскресной школе. Поскольку она произошла с реальным человеком, имя и некоторые незначительные детали были изменены, хотя сами события и прямая речь переданы с максимальной точностью]. Рисунки Екатерины Ройз// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.48-51. — (раздел «Люди»).

Три дела месяца:

3 дела месяца. [Каждый месяц «Фома» выбирает 3 просьбы о помощи, где именно сейчас требуется наше общее участие. QR-коды помогут сделать пожертвование быстро: для этого наведите камеру телефона на код рядом с нужным объявлением]// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.52-53. — (раздел «Люди», рубрика «Три дела месяца»). — Содержание рубрики:

1. Девушке с ДЦП нужна наша помощь. Анастасии 21 год, она заканчивает колледж, увлекается графическим дизайном и в будущем хочет стать дизайнером. А еще девушка ведет блог, где рассказывает о своей жизни с диагнозом ДЦП и делится опытом преодоления трудностей. Детский церебральный паралич — это следствие гипоксии, которую перенесла Настя во время своего появления на свет. Но сам диагноз был поставлен ей только год спустя. За это время болезнь успела оставить тяжелый отпечаток на здоровье и физическом развитии ребенка. Врачи сомневались, что Настя вообще когда-нибудь будет ходить... Однажды девочка увидела в одном фильме, как главная героиня заново учится ходить после аварии, и твердо решила, что тоже попробует встать на ноги. Ее родители взяли старый железный карниз для штор, примотали его к батарее, девочка подползала к нему и, придерживаясь за крепкую опору, вставала на ноги. Вопреки всем сомнениям окружающих она все-таки научилась ходить! Но оставались проблемы с речью. И хотя Настя старательно занималась с логопедами, но положительного результата не было. Только после курса реабилитации в Москве ее впервые за 17 лет стали понимать окружающие. Сейчас Настя продолжает активно заниматься, ведь церебральный паралич мешает ей управлять своим телом. «Когда мне на рентгене говорят не двигаться, я это головой понимаю, но мое тело как будто не слышит меня», — говорит она. Но без поддержки специалистов ей не справиться. Курс занятий в медицинском центре стоит 589 050 рублей. Анастасии очень нужна помощь в его оплате. Как помочь: Номер с текстом для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья»: my-friends. ru/campaign/anastasija-alekseenko/, QR-код. Фото. — С.52;

Спасибо: Ваша помощь дошла до Вари. В июньском номере журнала мы публиковали историю Вари — воспитанницы «Елизаветинского сада» для детей со средней и тяжелой степенью ДЦП. У девочки множественные двигательные нарушения и к ней нужен особый подход. В саду она всегда находилась под чутким присмотром опытных педагогов и реабилитологов. Здесь она научилась общаться с другими детьми и открыла в себе музыкальные таланты. Пребывание в «Елизаветинском саду» для нее было крайне важно. И с вашей поддержкой Варя еще целый месяц смогла посещать садик. Она успешно завершила учебный год и стала выпускницей. А осенью у девочки начнется новая жизнь — 1 сентября она пойдет в школу. Спасибо вам за то, что приняли участие в жизни Вари и других подопечных «Елизаветинского сада»! Фото. — С.52;

2. Чтобы жить людям с БАС необходимо высококалорийное питание. Петр болен боковым амиотрофическим склерозом. Что с ним что-то не так, он понял не сразу. Когда начали подрагивать мышцы, молодой отец списывал это на недосып и усталость. Но потом он стал хромать, худел на глазах, слабел. В скором времени Петру поставили диагноз — БАС. Эта болезнь постепенно отнимает у человека возможность двигаться, говорить, есть, дышать. Сначала мужчина ходил с тростью, потом сел в коляску и даже в ней продолжал работать. Но спустя некоторое время все же пришлось уволиться. Работать пошла жена Софья, а Петр взял на себя заботу о дочке... Настал день, когда мужчина ослаб настолько, что перестал держать в руках ложку, и с тех пор кормит его супруга. Чтобы поддержать вес, обычной еды Петру недостаточно. К обычной перетертой пище Софья добавляет специальное высококалорийное питание. Семья продолжает вести активную жизнь, а для этого нужны силы. «Если человек с БАС не получает достаточное количество еды, то болезнь прогрессирует, она забирает твои мышцы, твою жизнь», — говорит Петр. Специальное питание для Петра, как и для всех пациентов с БАС — это необходимость, продиктованная болезнью. Без него они стремительно теряют вес и слабеют. Стоит такое питание довольно дорого, и не каждая семья сможет себе его позволить. Но мы с вами можем сделать так, чтобы у людей с БАС была еда, а значит, и силы, чтобы бороться с болезнью. Как помочь: Номер с текстом для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «Живи сейчас»: alsfund. ru/campaign/pomoch-fondu, QR-код. Фото. — С.53;

3. Баясхалан мечтает увидеть глаза своих дочек. Баясхалану 27 лет, он член паралимпийской сборной России, победитель и призер многочисленных чемпионатов. Каждое его утро начинается с пробежки в парке возле дома. Этот маршрут он знает наизусть и может ориентироваться без посторонней помощи. Но в незнакомых местах начинаются проблемы — Баясхалан практически ничего не видит. У молодого человека редкое генетическое заболевание — амавроз Лебера: с каждым годом он стремительно теряет зрение. В детстве Баясхалан вел вполне обычный образ жизни — ходил в школу на занятия по вольной борьбе. Правда от борьбы пришлось отказаться, так как постоянные падения и удары спровоцировали прогрессирование болезни. Баясхалан занялся легкой атлетикой. Впервые он принял участие в соревнованиях для незрячих спортсменов в 2013 году и сразу же взял серебро чемпионата России. Затем было еще несколько соревнований и золотые медали, после чего молодой человек попал в паралимпийскую сборную страны. На вопрос, мечтает ли он выиграть Параолимпиаду, ответил: «Я мечтаю увидеть глаза своих детей и, если повезет, внуков». У Баясхалана крепкая и дружная семья, трое дочек — Ксения, Елена и Алиса. Остановить прогрессирование болезни и частично вернуть зрение поможет препарат «Лукстурна» стоимостью 48 000 000 рублей. Без лечения спортсмену грозит полная слепота. Сумма кажется невероятной, но собрать ее возможно. Важно, чтобы откликнулось как можно больше людей. И даже если каждый переведет по самой малой сумме, вместе у нас получится закрыть этот сбор. Как помочь: Сделать пожертвование на сайте фонда «Люди маяки»: ludimayaki. ru/nuzhna-pomosch/bayaskhalan-budaev, QR-код. Фото. — С.53.

Наталья Харпалёва. Старец говорил его жене: «Не зови его с собой в Оптину! Он сам приедет...». Судьба владельца знаменитого Чайного дома в Москве. [Этот сказочный дом — знаменитый чайный магазин Перлова, похожий на драгоценную китайскую шкатулку — до сих пор поражает всех, кто проходит в Москве по Мясницкой. Казалось бы, какая связь между ним и монастырем в захолустной калужской глуши под Козельском? А связь прямая — она проходит через судьбу Сергея Перлова, легендарного чаеторговца, завещавшего похоронить себя... в Шамордине]. Ил.: Сергей и Анна Перловы. Источник: m- shamordino. ru; Чайный дом Перлова на Мясницкой улице в Москве. Фото Gulkaulka/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0; Так торговый зал Чайного дома выглядел в конце XIX века. Фото; Банка чая «Товарищество Василий Перлов с сыновьями». 1880-1890 гг.; Оптина пустынь. Открытка начала ХХ в.; Амвросий Оптинский. Фото конца XIX в.; Дом Перлова в Шамордине. Фото m- shamordino. ru; Сергей Перлов. Фото конца XIX в.// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.54-59. — (раздел «Люди»).

См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Игорь Филиппов. Земля преподобного Серафима. Что нового ждет путешественников на Нижегородчине. [Дивеевский монастырь, Арзамас, Саров... Для православных верующих — знакомый паломнический маршрут. И вдруг эти известные точки на духовной карте Нижегородской земли объединяются современным словом «кластер»: качественные дороги, удобный транспорт, хорошие кафе и отели... Зачем и для кого? Об этом в эфире радио «Вера» рассказал Игорь Филиппов, директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера»]. Беседовал Константин Мацан. Фото Виктора Перякина и Николая Уварова; Владимира Ештокина; фото nne. ru// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.60-65. — (раздел «Люди»). На врезке к беседе (С. 62-63) — иллюстрированный информационный материал: Кластер «Арзамас — Дивеево — Саров» с сайта проекта серафим. рф.

КУЛЬТУРА (раздел). — С.66-97

5 любимых картин художника Филиппа Москвитина. [Филипп Москвитин, член-корреспондент Российской академии художеств, иконописец, монументалист. Много выставляется в разных городах России, ряд работ находится в музейных собраниях. Автор нескольких тематических персональных выставок. Более четверти века пишет для храмов и монастырей, им создано семь иконостасов и множество икон. (Из биографической справки «Филипп Москвитин». — С.68)]// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.66-73. — (раздел «Люди»). Каждая репродукции сопровождается авторским пояснением:

1. Прощание с Америкой святителя Тихона (Беллавина). 1993-1995. Живописному исследованию жертвенного пути святителя я посвятил многие годы. Создававшийся с 1992 года цикл полотен вылился в большую персональную выставку «Патриарх Тихон и его время» (более семидесяти картин). <...> Картина мне дорога тем, что удалось изобразить святителя как милосердного любящего отца. Со смирением, преданностью и верой взирают на своего просветителя коренные жители Аляски, где будущий Патриарх совершал миссионерский подвиг в сане архиепископа Алеутского и Северо- Американского... — С.66-67, пояснение на С.69.

2. У дерева в Коломенском. 1990. Портрет мамы написан мною в пятнадцать лет — ей тогда было тридцать пять. В то время я учился в знаменитой суриковской школе (МСХШ). Моя мама, Вера Васильевна, посвятила жизнь преподаванию музыки и привила любовь к ней нам с братом. <...> Когда я смотрю на эту работу сегодня, вижу ее сложный колорит, смысловую композицию, понимаю, что все в ней состоялось. Через созерцание полотна я мысленно возвращаюсь в минувшие дни, вижу трепещущую листву пасмурного летнего парка, чувствую сырой воздух Коломенского, вспоминаю маму. — С.68-69;

3. Василий Белов. 2009. Имя писателя Василия Ивановича Белова известно мне с детства, благодаря интересу к его творчеству моих родителей. В то время он был одним из немногих русских мыслителей, кто внедрял в современную ему советскую жизнь народную культурную традицию, а главное, вносил дух Православия. <...> Портрет В. И. Белова — это портрет человека, повлиявшего на мировоззрение людей нескольких поколений тогда, когда нужно было спасать национальную память, русскую душу, исконную веру. Сожалею, что сегодня его слово востребовано не в полной мере, хотя оно необходимо, как и прежде. Это чувство я попытался передать в портрете моего любимого писателя. — С.70;

4. Яблони в Вышнем Волочке. 2010. Полотно с яблонями я написал, будучи на Академической даче им. И. Е. Репина. Сюда, начиная со времен самого Ильи Ефимовича, приезжали художники для создания лирических северных пейзажей. Это чудесное место. Помню развалины крестьянских домов в ближнем селе, помню, как писал там избы и пасущихся коней, храм, реку. Есть у меня картина с домом Ильи Репина. Но более всего мне дорого полотно, где изображены яблони сада разрушенного крестьянского хозяйства. Не все зрители увидят, что за яблонями — живыми, пышными, — находятся руины. Вернее, крепкий фундамент некогда большого крестьянского дома. Камни прикрыты высокой травой, она, бережно окутывая, охраняет этот противоречивый символ сопротивления смерти. Дома нет, хозяев нет, но яблони плодоносят, как будто ждут, когда вернутся люди, поставят снова дома, помолятся Богу и увидят плоды своей молитвы, возрожденную русскую жизнь, засеянные поля, возрожденные крепкие хозяйства... — С. 70-71;

5. Центральный иконостас храма Всемилостивого Спаса г. Дмитрова. 2020, фрагмент. Для меня большая радость работать над иконостасом, ведь иконы дополняют друг друга, перекликаются и составляют одну огромную икону — монументальное произведение, где зарифмованы и движения фигур, и колорит. Считаю это произведение большой своей удачей, тем более расписывал храм замечательный монументалист Антон Старцев, мой брат. В трех иконостасах есть образы новомучеников Церкви Русской: святитель- исповедник Патриарх Тихон, священномученик Серафим, епископ Дмитровский, святая Матрона Московская. Когда молишься в Спасском храме, то приходит осознание, что без помощи Божией невозможно было осилить такой труд, я чувствую, что за нас молится несколько поколений наших прадедов — иконописцев рода Старцевых. — С.72-73.

Михаил Кукин. «Успение Богородицы» Ганса Гольбейна Старшего: рассматриваем и расшифровываем старинную картину. [Почему у Богородицы открыты глаза, если изображается Ее успение? Откуда у одного из апостолов очки? Что он, собственно, читает? А что написано у него самого на нимбе? Разгадываем эти и другие загадки шедевра Ганса Гольбейна Старшего вместе с историком искусства Михаилом Кукиным]. Ил.: Успение Богородицы. Алтарный образ. Ганс Гольбейн Старший. 1491-1492. Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия; Автопортрет. Ганс Гольбейн Старший (ок.1460-1524) [тут же (С.76) — биографическая справка]; Родной город Ганса Гольбейна Старшего Аугсбург при жизни художника. Августа — древнее название города. Гравюра из Нюрнбергской хроники. 1493; Апостол Иоанн с пальмовой ветвью. Успение Богородицы. Фрагмент; Апостол Петр. Успение Богородицы. Фрагмент; Успение Богородицы. Оборотная сторона иконы Богородицы «Донская». Феофан Грек, школа. 1390-е гг. ГТГ, Москва; Успение Богородицы. Уцелевшая часть центрального образа Алтаря Марии в Дортмунде. Конрад фон Зост. Около 1420. Мариенкирхе, Дортмунд, Германия; Читающий апостол. Успение Богородицы. Фрагмент; Успение (Смерть Марии). Гуго ван дер Гус. 1472-1480. Музей Гронинге. Брюгге, Бельгия; Книга в руках апостола со словами VIRO MARIA ORA PR[O NOBIS]. Успение Богородицы. Фрагмент; Апостол Павел. Успение Богородицы. Фрагмент; Щит Веры. Рисунок, выражающий догмат о Троице, с изображением Распятия. Рукопись начала XIII века; Тетраграмматон Педро Альфонси. Рукопись XII века; Символ Бога Троицы на груди Иисуса Христа. Успение Богородицы. Фрагмент; Христос, встречающий Марию. Успение Богородицы. Фрагмент// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.74-83. — (раздел «Культура»). Имеется иллюстрированная справочная врезка Что изображено на алтарном образе Ганса Гольбейна Старшего «Успение Богородицы» (С. 79), включающая полную репродукцию образа и 14 пояснений к его различным фрагментам.

Семейное чтение:

Наталья Харпалёва. Как Христос взял Свою Маму на Небо. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.84-94. — (раздел «Культура», рубрика «Семейное чтение»). На врезках к материалу небольшие познавательные справки: «Про иконы» (С.86. Ил.: Икона Успения. XV век. Тверь. Государственная Третьяковская галерея, Москва); «Почему в России так много Успенских храмов? (С.89. Ил.: Бахчисарайский Успенский монастырь. Фото lavra-crimea. ru); «Как узнать, что храм Богородичный?» (С.90. Фото Владимира Ештокина); «Знаменитые Успенские храмы нашей Церкви» (С.93. Фото Владимира Ештокина).

  • См. также: 3 вопроса о «Фоме». Отвечает начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»).

Реклама радио «Вера»: С.95.

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир».

Сергей Белозёров (1948-2002). Душа поэта. Подборка стихотворений («Это утро возносило...»; «И тьма грозы, и света всхлип, и снова...»; Старухи /«О чём услышит бедный старый дворик...»/; «Бесплатное образование — ...»; «И в дверь мою стучат с рассвета...», «Время, наверно, рассыпаться кубикам...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото Андрея Лыженкова. Рисунок Анны Тененбаум// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.96-97. — (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

Эпилог:

3 вопроса о «Фоме». Отвечает начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов. Фото// Фома. — № 8(232) — август 2022. — С.98-99. — (рубрика «Эпилог»). Имеется биографическая справка (С.98).

1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Статья о священномученике Владимире (Холодковском) (с.30). Вообще, каждый рассказ о новомучениках российских — маленькое открытие и большое изумление. Сколько силы духа явили эти люди, в обстоятельствах крайне ясных — за эти слова ты будешь сослан или расстрелян — они исповедовали Христа, исполняли свой священнический долг. Другая статья, которую отмечу, — о купце Перлове (С.54). Кто не обращал внимание на Чайный дом на Мясницкой? Отрадно было узнать, что человек, связанный с этим домом, является примером христианской жизни, не развратился богатством и возможностями «потребительствовать».

2. Какой материал Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? На курсе по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), который я преподаю в Сургутском государственном университете, самый «работающий» учебник о ТРИЗ для детей среднего и старшего возраста. Поэтому из личного опыта рекомендую читать именно такой материал — адаптированный для детей. Я имею в виду статью Натальи Харпалёвой об Успении Богородицы (с.84). Полагаю также, что начинающему знакомство с Церковью стоит хотя бы по диагонали просмотреть весь номер: думаю, каждый найдет что-либо интересное и полезное.

3. О чем бы Вам хотелось прочесть в будущих номерах «Фомы»? Хотел бы больше читать о наших святых отцах. О том, какими они были людьми, в каких обстоятельствах провели жизнь и в чем заключаются ключевые моменты их творений. Думаю, многим читателям будет интересно увидеть, что при жизни, совершенно отличной от нашей, например, у свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина их проповеди, толкования, наставления актуальны и сквозь века целят прямо в сердце современника, укрепляют в вере, наставляют и подсказывают. И еще хотел бы увидеть ряд публикаций об отдельных книгах Ветхого Завета. Например, публикации можно сделать по учительным книгам — о Книге Иова, о притчах Соломона, Екклесиасте...

На 4-й стр. обложки — обращение к читателям: ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ «ФОМЕ»!

0
0
Сохранить
Поделиться: