Мишель Гидаспова,

сотрудник консульства США в Гонконге, Китай

Дети открывают наши сердца

Как мать, я согласна с мнением, что дети могут рассказать нам о Боге намного больше, чем мы им. Христос сказал: Позвольте детям приходить ко мне и не запрещайте им, ибо их есть Царство Небесное (Мф 19:14). А это значит, что дети уже «там»... Если мы хотим получить спасение, мы должны, отбросив нашу взрослость, учиться у них.

Что же такое есть у детей, чего нет у нас? Невинность, чистота, доброта и любовь. Но главное, у них есть абсолютная вера и доверие к своим родителям, к тем, кто заботится о них – а ведь это именно то, что мы должны испытывать к Богу. Малые дети не боятся зависимости, они «купаются» в ней, как должны делать и мы. Бывало, не спишь всю ночь с новорожденным сыном, терпение уже на волоске – и вдруг неожиданно он открывает свои большие глаза и смотрит на тебя с такой доверчивостью, что все раздражение вмиг улетучивается. А вот мой двухлетний сын подбегает радостный, держа в руках иконку, и покрывает ее сладкими детскими поцелуями… Конечно, он еще не совсем осознает значение икон, но настолько искренне его желание разделить со мной свою радость, что она сразу же передается мне.

Наши дети так широко открывают наши сердца, что мы чувствуем каждую минуту, насколько хрупка наша жизнь. Поэтому я прошу Господа защитить моих детей от всякого зла: когда у меня есть такой драгоценный груз, я доверяю Богу, как никогда.

Вера Журавлева,

директор Общества друзей Священного Писания, Санкт-Петербург

К Богу ведет тот, кто к Нему ближе

Иногда Бог приводит нас к Себе через болезни наших детей. Я очень хорошо помню свои чувства, когда моя дочка болела. Ей было пять лет, я сидела, держала ее маленькое, раскаленное от температуры тельце, и думала, что сейчас отдала бы полжизни, чтобы болеть вместо нее. Между матерью и ребенком, отцом и ребенком существует сильная любовь – и через нее Господь может нас воспитывать. Ведь веру Авраама Бог испытал через его сына. Это один из путей, с помощью которого Бог с нами «работает».

Обычно к Богу приводит тот, кто ближе к Нему. Если ближе родитель, он ведет за собой ребенка. Если ближе ребенок, он ведет родителя. Но главный есть Бог, Который через детей или через родителей может привести к Себе любого. Выходит, есть человеческий фактор, а есть божественный. Либо Бог нас воспитывает через нашу любовь к кому-либо, либо мы идем к Богу благодаря любви к кому-то.

Илья Грабовенко,

студент факультета Дизайна архитектурной среды Института АРХИД при ДВГТУ, Владивосток

Господь приводит своих детей

Меня Господь привел в храм через маму. Мы с папой воцерковлялись постепенно, как бы приучая себя к вере. Сами себя «отлучали от церкви», ссылаясь на невероятную загруженность какими-то «важными» делами. Если же говорить о родителях моей мамы, получается, что Господь взывает к родителям через детей. Мои бабушка и дедушка выросли в эпоху богоборчества. Они привыкли жить по ее законам, они работали, влюблялись и заводили семьи, находясь внутри той системы. Им сложно отказаться от прежних устоев и принять Православие, ведь это значит – отказаться от самого себя ради Господа.

С другой стороны, загляните в любой храм – вы увидите в основном людей в возрасте, которые ведут в храм своих детей и внуков. Да и так ли важно на самом деле, кто кого ведет?.. Важно вовремя услышать, когда Господь призывает своих детей.

Инна Кабыш,

поэт, преподаватель литературы и мировой художественной культуры, Москва

Надо жить заповедями, которым учишь

Традиционно детей к Богу вели родители: крестили, водили к Причастию. Сейчас – вариантов множество. Часто сначала воцерковляются молодые люди, и только потом приводят в храм своих родителей, воспитанных в духе атеизма. Бывает и так, что семья делится надвое: на отцов и детей, и граница проходит четко: одни уже в Церкви, другие упорствуют. И упорствует как раз старшее поколение, потому что оно укоренено в своих взглядах и считает, что вера молодых – просто дань моде.

Великая и незаменимая радость – услышать рассказ о вере из первых, материнских уст. Так было у меня. От мамы ко мне пришли и литература, и искусство, и слова о Боге. Можно ли «перекормить» ребенка верой? К сожалению, да, как и всем «высоким и светлым»… Ребенок должен видеть, что ты действительно руководствуешься теми заповедями, которым учишь. А если это только риторика – вряд ли стоит ждать результата... Слова, оторванные от дела, не имеют веса: их всегда будет больше, чем надо.

Священник Владислав Мишин,

заведующий кафедрой теологии Гуманитарного факультета РГСУ, Москва

Я крестил свою маму

Я рос в нецерковной семье. К Богу пришел, а вернее, Он призвал в начале девяностых, когда мне было четырнадцать лет. Жили мы в Калуге. Движимый любопытством, первый раз я поехал в Оптину с родителями. Обитель меня покорила: там были живые люди, которым можно было задавать вопросы и получать на них ответы. Через полгода я сознательно принял Крещение. Родители рассматривали мои поездки как расширение кругозора: то в монастырь поехал, то по историческим городам России. Конечно, когда я начал поститься, они поняли, что все серьезно. Но постился я вначале своеобразно. Помню, начинается мой первый Великий Пост, я думаю: как мне быть, что мне есть? Стали думать, что у нас есть постного. Варенье! И вот я сижу перед четырьмя банками варенья и думаю: как же хорошо, как здорово поститься-то! Истинный смысл поста стал понятен не сразу...

Папа крестился почти в одно время со мной, а что касается моей мамы… она долго наблюдала, присматривалась к миру веры, читала книги, готовилась. Так получилось, что я ее крестил сам, став священником в 2004 году. У Христа для всех свои сроки: и для детей, и для родителей.

Мария Юрьева,

архитектор, мать пятерых детей, Москва

«Инструментом» должна быть Любовь

На мой взгляд, вопрос «Кто кого ведет к Богу...» в принципе неверный. К Богу может привести только Сам Бог, посредством родителей, детей, обстоятельств. Безусловно, в православных семьях родители стараются вкладывать в сердца своих детей собственный опыт Богопознания (если таковой имеется, конечно), но только время может показать, что из этого получилось.

Часто дети просто своим появлением на свет заставляют родителей обращаться к вере. Иногда бывает наоборот: родители своим «новообращенным к Богу состоянием» просто сжигают в своих детях всяческие желания познать Бога... Одно можно сказать точно: дорога к вере – всегда проявление Евангельской Любви, которую ни с чем нельзя перепутать. Вот, например, сказано апостолом: «Женщины чадородием спасаются». И каждая женщина, которая рожала дитя, согласится с этим. При рождении малыша Господь дает ей совершенно особую благодатную радость, которую можно сравнить, наверное, только с Пасхальной радостью. Конечно, нельзя говорить, что малыш своим появлением подарил мамочке благодать Божью – нет. В таинстве деторождения Господь дарует радость познания Себя.

Так же и дети, которые любят своих родителей, молятся и страдают за них – обязательно будут услышаны. Бог призывает к Себе человека разными способами, но в общении между родителями и детьми непременным «инструментом» должна быть Любовь.

Никита Мишин,

член совета директоров ЗАО «Северстальтранс», Москва

Дети задают самые важные вопросы

К Богу человека ведет Бог. И дорога эта у каждого своя, даже в одной семье: «…В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится…»

(Лк 17:34) Господь сам ясно указал нам, как важна искренняя детскость для достижения Царствия Божия. Здесь много аспектов, но я хотел бы выделить способность ребенка задавать самые важные вопросы одновременно и просто, и бескомпромиссно. Дети не любят пространных и расплывчатых формулировок, они ждут четких, предельно понятных ответов. Если мы не просто прячемся за щитами афоризмов и цитат, то для того, чтобы найти подходящие слова, нужно покопаться в себе, иногда крепко задуматься. То, что казалось нам давно понятым и вполне очевидным, может в детском вопросе повернуться новой, неизвестной, неведомой стороной. Ты и не думал, что ту или иную вещь можно настолько иначе воспринимать. А, может быть, просто забыл об этом?.. Можно ли через эти новые смыслы и ощущения идти к Богу? Полагаю, что да.

Для родителей же вопрос религиозного воспитания детей, прежде всего, очень деликатен. Здесь, как мне кажется, следует руководствоваться принципом «покажи, но не навреди». Моя покойная бабушка очень редко говорила со мной о Боге, но в ее маленькой квартирке, в ее словах и поступках Бог чувствовался мне очень часто, хотя я не всегда отдавал себе в этом отчет. А разве нет примеров, когда дети идут к вере не благодаря, а вопреки ситуации в семье? Процесс общения никогда не бывает односторонним, обе стороны диалога получают вследствие общения какой-то результат, и в положительном варианте обогащают друг друга.

Я знаю много людей, которые дорогу к Богу увидели благодаря своим родителям. Едва ли меньшее количество моих знакомых сильно изменялись в результате общения с детьми. Увидеть Бога можно очень во многом: в семье, природе, творчестве. Важно стремиться увидеть.

Евгений Киндинов,

народный артист России, Москва

Не отучить радоваться и любить

Чудо рождения новой жизни помогает ощутить дыхание Божие. Появление ребенка – несомненная поддержка тем, кто ощущает потребность в вере или делает первые робкие шаги на этом пути. Я знаю немало семейных пар, которые ребенок подтолкнул к Церкви.

Безусловно, пока ребенок не вырос и сам не осознал своей веры, основная «работа» падает на плечи родителей. Дорога, которую они выбрали – светлая или темная – так или иначе будет оказывать на ребенка влияние. Ведь можно не только помочь, но и навредить...

Как привести ребенка в Церковь и не вызвать отторжение – одна из основных воспитательных проблем, которые возникают в общении мамы, папы и ребенка. Делать ребенка абсолютно подвластным своим представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо, – на мой взгляд, преступление. Часто родители навязывают ребенку свой образ жизни и профессию, в которой сами мало преуспели… и жестоко ломают его личность. Прививать веру тоже нужно с умом: всегда существует опасность родительского диктата. Вроде и вещи диктуются правильные… но форма все губит. Надо быть очень деликатным и давать большую свободу движениям души своего ребенка, больше ему доверять. Какое слово главное в христианстве? Любовь! Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин 15:12) и по тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13: 35). Именно любовь подскажет родителю и меру давления на ребенка, и степень свободы, которую ему необходимо предоставить. И, конечно, надо самому быть человеком, не сторонним Церкви: вести можно только своим примером.

В конечном итоге, привести ребенка к Богу – значит поддержать его радостное отношение к миру и людям. Не водить ребенка «на веревке» в храм каждый день – а научить (вернее, не отучить) его радоваться и любить.

 

 

 

 

На заставке фрагмент фото Flickr.com/Saint-Petersburg Theological Academy

0
0
Сохранить
Поделиться: