Валерий Дубовой,  студент 1-го курса Северо-Кавказского государственного технического университета, Пятигорск

...разделять свои слова и поступки

Если я говорю, что я православный, проповедую по мере возможности, — но при этом курю, пью и ругаюсь матом, то только оттолкну человека. И, глядя на меня одного, он будет думать, что все верующие говорят одно, а делают другое.

Конечно, если я православный, это не значит, что я не грешу. «Един свят, един Господь Иисус Христос», — поем мы на Литургии. Но в то же время есть грехи и поступки, от которых можно отказаться довольно легко. Если сложно, допустим, не осуждать или не обижаться, что свойственно падшей человеческой природе, то обойтись без мата, выпивки, наркотиков вполне можно. Мы, православные, призваны правильно славить Бога. А как же этого добиться, если знание Евангелия и веры остается лишь пустым звуком? Вера должна менять человека, преображать его душу.

Я православный и поэтому постараюсь ни своим проступком, ни дурным примером не отвратить человека от Церкви.

Денис Моничев, выпускник Ставропольской Духовной семинарии, аспирант Ставропольского государственного университета, Ставрополь

...предавать свою Родину

Как бы банально это ни звучало, я никогда не предам свою Родину, в том числе потому, что я православный. Родители с детства прививали мне любовь к родной стране, и это считалось одним из ключевых моментов православного воспитания в нашей семье. Мне кажется, что это чувство всегда было свойственно христианам: ведь они были готовы отдать свою жизнь за Родину даже во времена гонений на Церковь. История демонстрирует нам примеры русских святых, которые явили образец патриотизма. Это святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской, патриархи Гермоген и Тихон.

Можно вспомнить и Великую Отечественную войну. Несмотря на активную атеистическую пропаганду, согласно переписи 1937 года, 70% жителей села назвали себя верующими. И когда в трудный час митрополит Сергий призвал их встать на защиту Отечества, никто не стал рассуждать, кого они идут защищать: Сталина или Россию. Ответ был для всех очевиден.

Каждый день, совершая утреннее или вечернее правило либо участвуя в богослужении, верующие молятся не только за себя, но и за всю страну, за ее процветание и благополучие. Поэтому глубоко убежден, что православный христианин пожертвует всем ради своей веры, страны и народа.

Андрей Деркач, народный депутат Украины, почетный президент телеканала «ЭРА», радио «ЭРА» и газеты «Киевский телеграф», Киев

...судить других

Мне хотелось бы ответить в первую очередь на вопрос не о том, что я бы не стал делать, а о том, что я бы постарался не делать, будучи православным. Я православный, потому буду стараться не лениться, а постигать Православие и идти по пути богопознания, насколько смогу. А из этого уже вытекают все остальные «не» — я постараюсь не гордиться, не совершать иного греха.

И тут нужно понимать, что я, наверное, не все на этом пути могу. Это зависит и от меня, и от милости Божьей. Я не могу клясться, как пионер: «Всегда готов!» А если одолела совокупность искушений? А если не справился? Тогда должен бороться, но на это могут уйти годы. И тут появляется соблазн переключиться со своих недостатков на грехи других.

Я буду стараться не судить о степени церковности тех или иных людей. Иногда мы слышим упреки в адрес предпринимателей или представителей власти, которые ходят в церковь, — мол, стоят «подсвечниками». А кто судить будет? Кто определяет степень воцерковленности? Святитель Григорий Богослов писал: «Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение ума».  Поэтому суждения о степени церковности того или иного человека, осуждение идут от гордыни. У каждого свой путь к Богу…

Другой важный момент, с которым приходится сталкиваться руководителю, — это наказания. Если ты наказываешь человека, то нужно это делать не гневаясь, рационально. Наказывая, не обижать. Можно ли этого достичь? По крайней мере, нужно к этому стремиться. Так или иначе, чем выше по ступенькам власти, тем больше искушений и сложностей.

Помощь в преодолении соблазнов приходит через молитву и труд, анализ и контроль своих поступков и мотивов решений, участие в добрых делах во славу Божию.

 

Майя Кучерская, писатель, литературный критик, Москва

...объявлять всему миру, что я православная

Я православная, поэтому я не стану трубить об этом на всех углах. Не стану проделывать дырочки в пирожках, чтобы выяснить, уж не положила ли туда неразумная хозяйка мяса; впрочем, и использовать поход в гости, чтобы хорошенько подкрепиться в постный день, пожалуй, не буду тоже. И еще я не стану настаивать на своем, навязывать другому свое мнение. Я попытаюсь услышать, что хочет сказать мне человек, будь он трижды неправославный, я все-таки попробую разобраться, что же он имеет в виду, и почему именно это для него так важно, и почему он так волнуется. Но вместе с тем постараюсь не лезть ему в душу. И никому не буду объяснять, на ком ему лучше жениться и как правильно воспитывать детей. И ни слова не скажу о том, как хорошо ходить в церковь. Если только он сам не начнет расспрашивать меня об этом, если только сам не попросит рассказать, что же мы там делаем два часа в духоте и тесноте. Только тогда скажу, но совсем немного. Я не стану «грузить» человека своими трудностями и проблемами и говорить с ним о том, о чем ему говорить совсем неинтересно, а возможно, и некогда.

Словом, я постараюсь быть любезной. Есть такое хорошее, но, увы, почти забытое русское слово, и произошло оно от другого главного для христиан слова — «любовь». Так вот мне бы очень хотелось быть любезной с людьми. В смысле — проявлять к людям христианскую любовь. Понятно, все это я говорю исключительно в сослагательном наклонении, потому что проявлять ее в той степени, в какой хочется, я не умею, поэтому и православной в полной мере никак себя не считаю.

Алексей Вайц, байкер, член мотоклуба «Ночные волки», Москва

...искать выгоды

Сегодня выгоду ищут многие, но очень мало людей, ищущих смысла. Все информационное пространство агитирует нас за поиск этой самой выгоды. Но это и есть рабство. Раньше рабов били палками, чтобы они выполняли свою работу, и это было неэффективно. Теперь палка для современных рабов — выгода.

Выгода порождает праздность, что по сути есть искаженное представление о рае. И туда уже выстроилась длинная очередь.«Выгодно или невыгодно» уже давно заменило дилемму «быть или не быть». Выгодно дружить, выгодно жениться, выгодно устроиться работать — подобные слова мы слышим даже от своих близких. В результате стало выгодно строить некачественное жилье, делать некачественные машины, готовить некачественную пищу, некачественно лечить.

Что такое выгода? Это своеволие, направленное на построение того образа жизни, который представляется человеку самым совершенным. Но образ жизни современного человека — плод идеологических технологий, маркетинговых коммуникаций и сформированных псевдоцелей. У такого человека нет своего мнения, нет своих целей, нет своей мечты. Все сформировано, все с приставкой «псевдо»… По улицам ходят псевдолюди из сериалов, глянцевых журналов и анекдотов. Всё почему? А потому, что «так выгодно». Выгодно стало принадлежать к той или иной группе, страте, сообществу; выгодно так или иначе себя вести. По сути, сегодня человеку предлагают продаваться, причем за недорого. А тот, кто пойдет по другому пути, обрекает себя на лишения. Тот, кто ищет смыслы, — шествует на голгофу — у каждого она своя, но тот, кто ищет выгоды, рано или поздно придет на панель.

Сергей Дорофеев, ведущий ток-шоу «Выбор», глава дирекции утреннего вещания телеканала «ОНТ», Минск

...игнорировать свою совесть

Как хочется найти оправдание необдуманному поступку, неосторожному слову, эмоциональному проявлению! Первое, что приходит в голову, — перечислить все вредные привычки и грехи… Перечислить, как будто ты уже победил их. А потом ловишь себя на мысли: «Смогу ли я отказаться от всего, что наговорил?» И тут же отвечаешь: «Сложно!» Вот совесть как раз и стряхивает эту пыль тщеславия. А то ведь если не болит душа, то может оказаться, как говорит апостол Павел, что «совесть сожжена» (см. 1 Тим 4:2)…

Сам себя часто спрашиваю: «Что ж такое совесть?» Очередную трактовку, меткую и емкую, представил во время пастырского визита в Беларусь Патриарх Кирилл. Святейший произнес очень важные слова: «Для того чтобы человек был счастливым, чтобы мог пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь в себе; называю это «внутренним человеком»; «внутренний человек» — это наше самосознание, это мы, это наша душа».

Так что стараюсь слушать этого «внутреннего человека»: если вечером он засыпает спокойно, значит, день прошел созидательно — в мире и понимании. Если этот «человек в человеке» не дает покоя — разбираюсь, копаюсь, узнаю себя… И если в груди болит — нравственного начала еще не растерял. Это та боль, которой стоит радоваться…

0
0
Сохранить
Поделиться: