Почему родители бегут из школы?

Что нужно знать про альтернативное образование в школе. Часть 2

ЛукьяноваОтчего родители забирают детей из массовой школы или сразу, когда ребенку приходит время идти в первый класс, задумываются об альтернативах традиционной школе с ее классно-урочной системой?

Я опросила около пятидесяти родителей детей разного возраста, которые получают или уже получили образование в альтернативных школах (любых школах, непохожих на традиционную массовую школу) или в альтернативной форме.

Материал по теме


lukjanova_1_1_Makovejchuk

Анскулинг и хоумскулинг

Родители не очень довольны школой, дети не очень ее любят. Это, кажется, вечная ситуация. Но у сегодняшних родителей больше альтернатив, чем раньше, и все чаще семьи ими пользуются, выбирая для своих детей альтернативные формы обучения. Что это значит? Что семьи на самом деле выбирают, когда речь идет об «альтернативных формах обучения» или «альтернативных школах»?

Закон об образовании допускает такие формы получения образования, как очное, заочное, очно-заочное, семейное, самообразование, а также сочетание этих форм (ст.17, п. 2-4).

Кроме этого, закон разрешает учиться по индивидуальному плану (ст. 34). Как правило, родители выбирают для своих детей что-то из этого набора вариантов.

Почему?

В числе главных мои респонденты назвали несколько причин. Часть из них связана с убеждениями родителей. Это прежде всего:

— семейные ценности, которые хотелось бы передать детям;

— стремление сделать обучение комфортным и ненасильственным, следовать за природной тягой ребенка к познанию, вырастить естественную мотивацию к обучению;

Часть причин связана с особенностями ребенка:

— особые интересы (ребенок-музыкант, ребенок-шахматист, ребенок-математик, ребенок, увлеченный военным делом) и иногда необходимость выстраивать обучение с учетом его основных занятий;

— особенности поведения (ребенок импульсивный, взрывной, обидчивый, нервный, тревожный, психологически незрелый);

— проблемы здоровья (ребенок-инвалид, часто болеющий ребенок, ребенок с отставанием развития).

И еще часть связана с типичными проблемами массовой школы:

— недовольство школьной программой (ребенку ее мало или, наоборот, он не справляется с ней);

— недовольство качеством преподавания и стремление дать ребенку глубокие, систематизированные знания, в том числе за пределами школьной программы

— школьная дезадаптация (шок, полученный из-за школьной травли или непедагогичного поведения учителя; конфликты с учителями; резкое снижение мотивации; хроническая неуспеваемость; депрессия, тревожность и тому подобное);

— усталость ребенка от школьного режима (ранний подъем, позднее возвращение, неэффективность уроков, много домашней работы, утомление от шума, невозможность отдохнуть в течение дня, психологическое перенапряжение).

lukjanova_2_2_Makovejchuk

Получается, большинство родителей ищет школу или форму обучения, которая учитывала бы индивидуальные особенности ребенка, позволяла бы ему учиться с собственной скоростью, по собственному плану, сохраняла и стимулировала бы интерес к обучению.

Иногда родители — принципиальные противники школы как таковой и считают обучение детей в семье нормальным и естественным. Иногда родители не против школы, но ищут доброжелательную, семейную атмосферу, индивидуальное внимание к каждому из детей, воспитание в определенной системе ценностей, психологический и физиологический комфорт.

Как правило, альтернативы тесно связаны с тем, чего родители ищут и что для них главное. Кто-то выбирает православную школу, кто-то отдает ребенка в кадетский корпус, кто-то считает самым удачным вариантом частную школу.

Фото Bradshow

Фото Bradshow

Частные школы, как и государственные, очень разные: консервативные и либеральные, строгие и мягкие; одни нацелены на помощь отстающим и проблемным ученикам, другие — на дополнительную подготовку сильных учеников к поступлению в лучшие вузы. В целом же — давно замечено, что в каждой стране частные школы компенсируют то, чего не дают государственные. Скажем, если государственные школы нацелены на работу с отстающими, с учениками из неблагополучных семей, если стремятся к равенству образовательных возможностей, то среди частных — много сильных школ для детей из состоятельных семей. Если государственные школы делают ставку на сильных учащихся, ориентируются на результаты выпускных экзаменов — то частные школы помогают тем, кто не справляется. В России частные школы прежде всего компенсируют недостаток индивидуального внимания к ребенку, особенно к ребенку, которому по каким-то причинам плохо в массовой школе.

Однако эта альтернатива далеко не всем по карману. Тем не менее, спектр альтернатив моих респондентов очень широк: это и православные школы, и кадетские корпуса, и семейное обучение, и очно-заочное обучение, и еще множество вариантов, у каждого из которых — свои сильные стороны и свои проблемы.

Читайте также:

Что нужно знать про альтернативное образование в школе. Часть 1: Анскулинг и хоумскулинг

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 4,20 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.