Довольно часто школьные уроки русского языка сводятся к изучению орфографии и пунктуации, ну и подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, конечно. Внимательные родители между тем обеспокоены: их дети не могут понять смысл прочитанного, не понимают собеседника, не умеют внятно выразить мысль. Что же делать? Винить во всем школу или попробовать заниматься с детьми самостоятельно? Но как? И чем? Размышляет Виталий Каплан, редактор журнала «Фома», писатель и руководитель детских литературных студий.
Ребенок не понимает прочитанное: что делать?
Для начала давайте обозначим проблему.
Дети (и не только) плохо знают русский язык (в России для большинства — родной). Что это означает на практике? А означает это, что плохо понимают смысл прочитанного, будь то художественная литература, будь то журналистика, публицистика, научно-популярные тексты... да хоть инструкции к бытовой технике или кулинарные рецепты. Плохо умеют выражать свою мысль — и дело даже не в красоте речи, а вообще бывает непонятно, что сказать-то хотели. И устно, и письменно. А что касается устной речи, то многим очень трудно слушать и понимать собеседника, а значит, выстраивать с ним отношения. Надо ли доказывать, что так не должно быть, что это неправильно, ненормально, что это, говоря обобщенно, ухудшает качество жизни?
Можно много говорить о причинах. Кто виноват? Засилье гаджетов? Засилье массовой культуры? Засилье компьютерных игр? Проблемы школьного образования? Проблемы всей страны и, шире, всего человечества? Темы интересные, но мы сейчас о другом. Что делать-то? Здесь и сейчас?
По идее, школьные уроки русского языка должны всем этим навыкам учить. И действительно, если посмотреть ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), увидим, что это входит в учебную программу. Но грустная правда жизни состоит в том, что в массовых школах учителя делают акцент на правописании и на подготовке к экзаменам. На развитие речи времени почти не остается, да и не любой учитель вообще умеет это делать. Я счастлив, что знаком с прекрасными учителями-словесниками, которые учат детей говорить, понимать и слушать. Но таковы далеко не все. И требовать от обычного школьного учителя, чтобы тот был гениальным педагогом, по меньшей мере наивно. Дай Бог, чтобы хоть грамотности научил, чтобы к экзаменам подготовил.
А все остальное внимательным, заботливым родителям придется делать самим. Чудесно, если повезло со школьным учителем, тогда надо работать в контакте с ним. Советоваться, взаимодействовать. А если нет? Что я могу порекомендовать родителям, отталкиваясь от своего почти тридцатилетнего опыта работы с детьми и подростками вне школы?
4 способа, как помочь ребенку освоить речь:
1. Разговаривать
На мой взгляд, это самый главный метод. Не только развития речи, но и вообще воспитания. Как можно больше говорить с детьми, причем любого возраста. Говорить не только на бытовые, утилитарные темы, но и вообще — обо всем, что интересно вам и что может быть интересным вашему ребенку. Не обязательно это разговоры о возвышенном: о вере, о духовности, о мировом искусстве. Темой могут стать какие-то случаи из жизни, какие-то ваши воспоминания, какие-то успехи или трудности ребенка, его увлечения, его друзья, его игрушки, в конце концов. Естественно, чем старше становится ребенок, тем больше появляется «разговоров о важном», то есть о том, что ребенка (или уже подростка) сейчас волнует. То есть о взаимоотношениях людей, о жизненных ориентирах, о философских вопросах вроде смысла жизни, о самопознании, о добре и зле вне нас и внутри нас.
Важно, чтобы такие разговоры возникали естественно, чтобы у ребенка не возникало ощущения, будто вы ему это навязываете (а оно может возникнуть, если не умеете выбирать подходящий момент, если лезете с «болтовней», когда ребенок устал, или раздражен, или хочет побыть один). Очень хорошо, если еще с дошкольных лет у вас с ребенком войдет в привычку гулять и разговаривать в дороге. Иногда даже просто смена декораций, смена пейзажа перед глазами настраивает на задушевное общение. Но и если нет такой возможности, лучше разговаривать в самой заурядной обстановке, чем откладывать разговоры до лучших времен.
И вот в таких разговорах вы, может быть, незаметно для самих себя учите ребенка правильной речи (если сами ею владеете). Ваш словарный запас, ваши излюбленные речевые обороты, ваше умение передать словами не только информацию, но и эмоции — всё это ребенок впитывает как губка. Даже совсем маленький ребенок, двух-трех лет, который, конечно, не до конца понимает смысл ваших слов.
Но в таких разговорах ребенок учится не только грамотно выстраивать фразы, не только подбирать подходящие слова. Он еще учится слушать, выделять главное. Учится возражать, спорить, причем аргументированно. Учится, подражая вам.
2. Читать
Этот пункт совершенно очевидный. Грамотная речь, словарный запас, умение понимать текст и подтекст, знание приемов, с помощью которых текст цепляет внимание, — все это берется прежде всего из чтения. Причем чтения не через силу, не потому, что задали, не потому, что пока десять страниц не прочтешь, гулять не пойдешь — а потому что интересно! Чем больше ребенок читает, тем лучше у него с речью, да, кстати, и с правописанием. Проверено на множестве школьников.
Но тут есть проблема: как заинтересовать ребенка чтением? Сложная проблема, и «Фома» не раз об этом писал. Можно порекомендовать статью «Ребенок не любит читать. Кто виноват? Что делать?». Можно порекомендовать книгу Елены Литвяк «Кубики Гутерберга». Однако единого, применимого к любым ситуациям и любым детям решения, увы, не существует.
Если родители сами люди читающие, вероятность, что и дети их будут читать, сильно повышается (хотя стопроцентной гарантии нет).
3. Обсуждать прочитанное
Однако одного лишь чтения недостаточно, о прочитанном нужно разговаривать, нужно обсуждать с детьми. Но обсуждать так, чтобы ребенку самому хотелось выговориться, чтобы он не считал такие обсуждения навязанными, чтобы в такие моменты не воспринимал себя как ученик на уроке. И конечно, родителям самим должны быть интересны книги, которые читает ребенок, чтобы обсуждение получилось искренним. Дети мгновенно чувствуют фальшь, неискренность, и тогда от обсуждения будет больше вреда, чем пользы.
Слишком часто бывает так, что вроде бы усвоенный на школьных уроках навык дети исключительно на уроках и применяют. И это касается не только чтения, а вообще всего. Например, шестиклассник может прекрасно освоить на математике тему пропорций, отлично решать задачи из учебника, получать вполне заслуженные пятерки, но вне школы, в бытовой ситуации (например, в турпоходе, когда нужно сообразить, сколько берем гречки, если варим кашу на 25 человек) он теряется и о пропорциях не вспоминает.
Вот и на уроке русского языка он может внятно отвечать на вопросы учителя вроде «Почему в этом рассказе Петя обиделся на Сашу?», «Знал ли Петя, зачем Саша взял его мячик?», «Кто оказался свидетелем их ссоры?» и так далее, но в другой ситуации (например, пытаясь понять математическую задачу) вроде бы наработанные на русском языке умения у него будто отключаются.
Поэтому навык осмысленного чтения должен развиваться в разных ситуациях, чтобы не ассоциировался только с кабинетом русского языка и учительницей Анной Васильевной. А значит, родителям тоже надо обсуждать с детьми тексты и учить детей вычленять смысл.
Какие именно это могут быть тексты? Во-первых, те, которые детям приходится читать, делая уроки. Не только русский язык и литературу, конечно. И не только гуманитарные предметы. Даже задачи по геометрии могут пригодиться. Ведь чтобы задачу решить, сперва нужно понять, о чем в ней говорится. Например, она может звучать так: «Доказать, что в равных треугольниках соответственные высоты равны». Вам понятна эта простая фраза? А вот семикласснику, может быть, и нет. Как тут можно говорить? «Равные треугольники — это что такое? Что значит равные? А давай их нарисуем, эти равные! А что такое высоты? Давай вспомним и нарисуем их. А что значит слово соответственные? Давай поймем, какие высоты тут друг другу соответствуют? А что нам нужно сделать-то? Доказать, что вот этот отрезок равен тому отрезку? А что значит — доказать? Какие способыу нас есть для того, чтобы это доказать?»
Тем более это касается предметов гуманитарных. Задали параграф по истории? Не надо его заучивать, пытаясь пересказать как можно ближе к тексту. Давай поймем, что тут самое главное, а что — просто дополнительные пояснения, примеры, подробности. Вот говорится в параграфе, что древнегреческие города Афина и Спарта враждовали. А скажи, в этом параграфе объясняется ли, почему враждовали? Что не поделили? А говорится ли тут, кто в итоге победил? И почему смог победить?
Очень хорошо, если вы сможете придумать парадоксальные вопросы, вытекающие из обсуждаемого текста. Это могут быть сложные вопросы, не имеющие однозначных ответов, и наша цель тут — не сообщить ребенку, как «правильно», а расширить его интеллектуальный горизонт, показать неочевидные связи этой темы с другими, показать противоречия, иногда неразрешимые.
И конечно, материалом для такого внимательного чтения текстов может быть не только домашка. Родители, зная интересы детей, могут читать вместе с ними какие-то небольшие рассказы (специально подбирать такие, которые не оставят равнодушным), а потом в подходящей обстановке, да на той же прогулке к примеру, обсуждать, задавая вопросы. Такие вопросы, на которые есть внятные, однозначные ответы в тексте.
Это могут быть не только увлекательные рассказы. Бабушка, например, может попросить внучку-третьеклассницу помочь ей разобраться с инструкцией к какому-то лекарству. Написано слишком мелко, бабушке трудно разобрать, а хочется узнать — принимать сколько раз в день? До еды или после? Надо ли обильно запивать? Какая минимально возможная доза? То есть внучку просят не прочитать вслух огромную простыню текста, а лишь ответить на эти актуальные вопросы.
4. Играть
Самый лучший метод усвоения чего-либо — игра (и это верно не только применительно к детям). Поэтому беседы беседами, обсуждения обсуждениями, но нужно как можно больше играть. Придумывать детям подходящие для нашей цели игры, а если дети уже подросли, то придумывать такие игры вместе с ними. В этом поможет подборка «Пять развивающих литературных игр для детей», но таких игр существует множество, в Сети полным-полно информации.
А еще какие игры возможны? Например, игра в суд. Представим себе судебное заседание, где слушается дело лисицы, которая мошенническим путем завладела принадлежащим вороне куском сыра. В чем состоит претензия истца (вороны)? Может ли как-то оправдать свой поступок ответчик (лисица)? Что тут скажет общественный обвинитель? А что скажет адвокат вороны? Что могут сказать свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения? Как судья будет вести процесс? Чьи аргументы ему покажутся убедительнее? Лучше всего такие игры вести, когда детей несколько (я взял пример с судом над лисицей из практики одной детской театральной студии), но даже если вас только двое — родитель и ребенок, все равно можно по очереди переключаться с одной роли на другую.
Или это может быть игра-настолка, где есть карта острова. Где-то зарыт сундук с пиратскими сокровищами, надо до него добраться. Но как же его найти? А у нас есть дневник старого пирата, где тот описывает путь к сундуку, но описывает так многословно, так туманно и путанно, что вычленить в его текстах полезную информацию будет не слишком просто. Разумеется, такая игра требует от родителей собственных творческих усилий — написать этот самый дневник. Сложно, зато интересно!
А еще это может быть игра в научный диспут. Поспорим, Земля круглая или плоская? Пусть Вася будет круглоземельщиком, а папа — плоскоземельщиком. Пусть они подыскивают аргументы в защиту своей позиции (тут и учебник «Окружающий мир» в помощь, и Интернет), а потом по очереди, не перебивая друг друга, свои аргументы высказывают — потом критикуют аргументы оппонента. А мама может быть арбитром и принимает итоговое решение: кто был убедительнее. Оцениваются не только сами по себе аргументы, но и как они высказаны, насколько понятны, как держались в споре обе стороны.
* * *
Все эти советы очень нелегко применить на практике — потому что надо потратить множество ресурсов. Найти время на постоянное общение с детьми, напрячь свою фантазию, чтобы придумать развивающие игры (да и просто применение чужих разработок в своих конкретных обстоятельствах тоже требует фантазии), самим прочесть книги, которые хотите предложить детям. И так далее. А ведь столько работы, столько бытовых дел, столько разных прочих ответственностей... и нарастающая усталость, и общая атмосфера может угнетать.
Но, как это ни парадоксально, если все же втянуться в такое живое общение с детьми, говорить с ними и играть, спорить, обсуждать, узнавать новое, придумывать и реализовывать свои придумки, то жизнь становится ярче, интереснее, да и силы на все это могут появиться непонятно откуда. Или понятно, откуда — свыше.