Самая известная святая, чья память совершается 17 декабря, — великомученица Варвара Илиопольская. Также в это воскресенье Церковь обращается в молитве к мученице Иулиании, святителям Иоанну Поливотскому и Геннадию Новгородскому, преподобному Иоанну Дамаскину. Из новомучеников почитаются священномученики Алексий Сабуров, Иоанн Пьянков, Александр Посохин, Николай Яхонтов, Василий Кашин и с ним 10 мучеников, Димитрий Неведомский, преподобномученица Анастасия Титова, мученицы Екатерина Арская и Кира Оболенская.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 17 декабря.


Воскресенье, 17 декабря 2023 года

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный

Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно// Божественную державу власти Твоея.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный, и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно Божественную мощь власти Твоей.

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

Тропарь великомученице Варваре Илиопольской

Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и яко птица избавися от них,// помощию и оружием Креста, всечестная.

Перевод: Варвару святую почтим, ибо сокрушила она сети врага и, как птица, спаслась из них, с помощью оружия Креста, всесвященная!

Кондак великомученице Варваре Илиопольской

В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, едино Божество.

Перевод: В Троице благочестиво воспеваемому Богу последовав, священная страстотерпица, ты оставила идольские святыни; и посреди судилища подвизаясь, Варвара, угроз мучителей не устрашилась, мужественная умом, непрестанно воспевая громогласно: «Троицу чту, Единое Божество!»

Молитва великомученице Варваре Илиопольской

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твох поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 17, стихи 12–19

Читать отрывок

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. 14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Свернуть

Комментирует священник Павел Великанов

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 1, стихи 12–18

Читать отрывок

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, 15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

Свернуть

Комментирует священник Антоний Борисов


День памяти святых

Преподобный Иоанн Дамаскин (около 780)

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

За почитание икон его объявили шпионом. Краткое житие святого Иоанна Дамаскина слушайте на радио «Вера».

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (1505)

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

Когда все вокруг ждали наступления конца света, он говорил: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время». Слушайте рассказ о святителе Геннадии на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Иоанн Пьянков (1856–1918)

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

Батюшка нес многочисленные церковные послушания в городе Перми, за что удостоился нескольких наград, был настоятелем Воскресенского собора. В самом начале гонений на Русскую Православную Церковь он был арестован красногвардейцами и утоплен в реке Каме: его, привязанного к тюремной койке, несколько раз погружали в ледяную воду, а затем утопили. Та же участь постигла протоиерея Алексия Сабурова, священников Александра Посохина и Николая Яхонтова.

Священномученик Василий Кашин и с ним 10 мучеников (1918)

Диакон Троицкой церкви села Сылвинское-Троицкое Пермского уезда Пермской губернии был расстрелян 17 декабря 1918 года вместе с 10 прихожанами в ходе массовых репрессий в Пермском крае. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Мученица Екатерина Арская (1875–1937)

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о купеческой дочери и многодетной матери, ставшей мученицей, слушайте на радио «Вера».

Мученица Кира Оболенская (1889–1937)

Неделя двадцать восьмая по Пятидесятнице, воскресенье, 17 декабря 2023 года: что будет в храме?

Кира Ивановна Оболенская родилась в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Она стала давать частные уроки, и впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни, а работа библиотекарем помогла прокормить престарелую маму и больную сестру после революции и потерь близких.

Читать житие

С 1910 года Кира работала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в других школах города. Во время Первой мировой войны погибли два ее брата — Вадим и Борис Оболенские, в 1920 умер отец, брат Юрий погиб в бою на стороне Добровольческой армии, а раненому брату Павлу чудом удалось бежать из-под ареста за границу. В 1930 году ее арестовали, в обвинении было написано только: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». На допросе она заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кеми в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она усердно работала педагогом и медсестрой, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян, оказались арестованы Кира и Екатерина. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека и не признали ни одного обвинения против себя. Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила Киру Оболенскую и Екатерину Арскую к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

Свернуть

Преподобномученица Анастасия (Титова) (8 октября 1873 — 17 декабря 1937)

Инокиня Анастасия с 1895 по 1927 года подвизалась в Спасо-Влахернском монастыре: обитель несколько лет существовала в виде сельскохозяйственной артели. После закрытия монастыря Анастасия переехала к брату в село Машутино и занялась шитьем одеял и сельским хозяйством. По праздникам Анастасия ходила в соседнее село, где в не закрытом еще храме исполняла обязанности псаломщицы. По просьбе верующих собирала деньги для уплаты налога за церковь. Во время бесед с крестьянами призывала их посещать храм. В августе 1937 года ее арестовали, все обвинения в антисоветской агитации она отвергла. Ее приговорили к 8 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. В Ивдельлаге Свердловской области она умерла 17 декабря 1937 и была похоронена в безвестной могиле на кладбище поселка Сама Ивдельского района Свердловской области.


Сегодня Церковь предлагает поразмышлять над темой благодарности. Из евангельского отрывка мы понимаем, что только один из 10 исцелившихся прокаженных пришел, чтобы поблагодарить Бога. Между тем в нормальных человеческих отношениях за доброе дело принято благодарить, и осознание значимости совершенного пропорционально увеличивает стремление к благодарности. Неблагодарность же называют «черною». Церковь предлагает нам задуматься, чем для нас является Пришествие Господа в мир, как это повлияло на нашу жизнь и как мы можем благодарить Господа. Из Священного Предания мы знаем, что любое, даже скорбное, событие, перенесенное с благодарностью, вменяется нам во спасение: святитель Иоанн Златоуст закончил свою непростую жизнь в ссылке словами «Слава Богу за все». Венцом нашей благодарности Богу является, безусловно, таинство Евхаристии, к которому мы все призваны.

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
5
Сохранить
Поделиться: