В воскресенье 28 апреля Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот день также называют Вербным воскресеньем, его события описаны всеми евангелистами. Входом Господним в Иерусалим заканчивается Святая Четыредесятница — сорок дней покаяния, поста и молитвы — и наступает Страстная седмица.
28 апреля Церковь вспоминает апостолов от семидесяти Аристарха, Пуда и Трофима, мучениц Василисы и Анастасии, мучеников Месукевийских — Сухия и дружины его, а также мученика Савву Готфского. Также в этот воскресный день чествуется память священномученика Александра Гневушева.
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 28 апреля.
Воскресенье, 28 апреля 2024 года, Вход Господень в Иерусалим
Праздник Входа Господня в Иерусалим является настоящим торжеством накануне воспоминания Страстей Христовых. В этот день Церковь вспоминает важное евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия. Он въезжает на молодом осле, согласно пророчеству о Мессии, через Золотые ворота. Но не поднимает восстание против римлян, как ожидали от Него, а изгоняет торгующих из Иерусалимского храма и опять удаляется из города.
Подробнее о празднике читайте в наших материалах:
- Коротко о празднике: Вход Господень в Иерусалим
- События Вербного Воскресения на основе евангельских текстов — анализ и пояснения Марины Андреевны Журинской
- Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Вербное воскресенье
- Спасение стало ближе: интервью с профессором Московский духовной академии протоиереем Максимом Козловым
Особенности православного богослужения
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1:
Общее воскресение/ прежде Твоея страсти уверяя/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе Победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе — Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!».
Кондак на Вход Господень в Иерусалим, глас 4:
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:// благословен еси, грядый Адама воззвати.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Молитва на благословение ваий (верб) в праздник Входа Господня в Иерусалим
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас, ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих, соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениях духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Читать текст службы Входа Господня в Иерусалим и краткие пояснения к нему.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 1–18
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Апостольское чтение:
Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, глава 4, стих 4–9
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Традиции праздника
Внешне праздник Входа Господня в Иерусалим выделяется на фоне многих церковных праздников. Накануне, в субботу, и в само Вербное воскресенье многие несут храм веточки с пушистыми почками - вербы, которые заменили молодые пальмовые ветви. Они упоминаются в текстах богослужения Входа Господня в Иерусалим. Почему именно пальмы? С одной стороны, этими ветвями приветствовали полководцев-победителей, с другой — они символизируют вечную жизнь.
Во время всенощного бдения после чтения Евангелия совершается освящение, или, иначе, благословение верб. Священник кадит крестообразно заранее приготовленные вербы, после чего читает молитву (см. выше). После молитвы он окропляет вербы святой водой с произнесением слов: «Освящаются ваия сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».
В конце вечернего богослужения и литургии служащий священник произносит особый отпустОтпуст — завершающее богослужение благословение народа священнослужителем. Произносится в конце службы.: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
В отличие от предыдущих великопостных воскресных дней, когда совершалась литургия Василия Великого, в Вербное воскресенье совершается литургия Иоанна Златоуста. В этот день на ней вместо привычных псалмов «Благослови душе моя Господа» и «Хвали душе моя Господа» поются праздничные антифоны — избранные строки из разных псалмов с припевами. Во время малого входа с Евангелием диакон или священник после возгласа «Премудрость» возглашает так называемый входной стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам». Вместо «Достойно есть» поется праздничный задостойникЗадостойник — песнопение в честь Божией Матери, которое в отдельные дни поется вместо привычного «Достойно есть...»:
Бог Господь, и явися нам. / Составите праздник, / и веселящеся приидите, возвеличим Христа, / с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: / благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего.
Перевод: Бог — Господь, и Он явился нам! / Устройте праздник / и давайте, ликуя, возвеличим Христа, / с побегами пальм и ветвями в песнях воскликнем: / «Благословен грядущий во имя Господа, / Спасителя нашего!»
При строгом запрете на вкушение рыбы в течение Великого поста на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.
День памяти святых
Апостолы от семидесяти Аристарх, Пуд и Трофим (около 67)
Рассказ о святых помощниках апостола Павла слушайте на радио «Вера».
Мученицы Василисса и Анастасия Римские (около 68)
Святые мученицы жили в Риме и откликнулись на проповедь апостолов Петра и Павла. Их христианское служение заключалось в том, что они подбирали тела мучеников и погребали их. Об этом узнал гонитель христиан Нерон, который велел заключить их в тюрьму и пытать. Святые мученицы не предали свою веру во Христа. По повелению Нерона их казнили.
Мученики Месукевийские (Грузинские) Сухий и дружина его: Андрей, Анастасий, Талал (Фалалей), Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор, Зосима (начало II века)
Краткое житие бывших вельмож Кавказской Албании слушайте на радио «Вера».
Мученик Савва Готфский (372)
Он благодарил Бога за возможность пострадать за веру. Слушайте житие святого Саввы на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Александр Гневушев (1889–1930)
Когда в 1929 году священник не смог заплатить огромный налог, его дом и имущество описали. Слушайте рассказ о священномученике Александре на радио «Вера».
Редакция журнала «Фома» желает вам радости воскресного дня в храме!