Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам не просто «зайти в храм», но разобраться, что происходит в церкви именно в этот день, чему посвящено Евангельское чтение. Все становится яснее, если к воскресному дню подготовиться заранее. 

В этом году первое воскресенье Великого поста не только выпадает на выходной день, но он находится «внутри» светских праздников. Между тем каждый христианин стремится в этот день, завершающий первую строгую неделю поста, в храм на Торжество Православия.


Воскресенье, 8 марта 2020 года

Позади первая неделя поста, посвященная внутреннему сосредоточению и покаянию. Большинство верующих стремятся причаститься: для многих христиан первое воскресенье Великого поста является наиболее реальной возможностью. Готовясь к исповеди, стоит учитывать, что очень многие разделяют ваше желание и тоже собираются на исповедь. Поэтому лучше заранее уточнить в расписании богослужений или у священника вашего храма удобное время для исповеди и прийти вовремя (часто Великим постом исповедь начинается еще до начала богослужения). 

Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. В этот день мы вспоминаем завершение полутора столетий иконоборчества: жестокие гонения обрушились в Византии на несколько поколений верующих, утверждающих возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также и молиться перед их образами. Только на VII Вселенском Соборе 787 года окончательно установили почитание икон и сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».  В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь - учение, которое сознательно противостоит правильной вере и отрицает истину). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году – тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.

Подробнее о смысле праздника «Торжество Православия» читайте и смотрите в наших материалах:

“Иконоборцы и иконопочитание”, лекция доктора исторических наук Татьяны Черниковой

“Как формировался канон почитания икон и мощей”, лекция историка, богослова, руководителя паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофея Китниса

Статьи об иконах и их месте в отношениях с Богом:


Дни памяти святых: 

Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 

Подробнее о житии величайшего пророка нашей Церкви и праздниках, ему посвященных, читайте в наших материалах: 

Преподобного Еразма (ок 1160 г.) Почти 900 лет вспоминает Церковь в этот день святого, краткое житие которого ярко и актуально раскрывает нам в том числе и смысл сегодняшнего праздника. Он стал иноком Киево-Печерской Лавры, употребив свое имущество на украшение икон, но затем впал в искушение от мысли, что лучше было бы раздать имение нищим. И начал жить нерадиво, но Бог его спас тяжкой болезнью: немой и парализованный он лежал неделю, а затем внезапно встал как здоровый, публично исповедался в своих грехах и рассказал о вымоливших его для покаяния преподобных основателей Лавры Антония и Феодосия и словах Богородицы: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Встань, покайся, облекись в Ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего». Именно так и закончилась земная жизни Еразма: после пострижения в схиму он умер на 3й день. Краткий путеводитель по Киево-Печерской Лавре, где хранятся мощи преподобного Еразма, память которого мы совершает 8 марта, вы найдете в нашем материале.

Также в этот день установлено празднование Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери – благословения преподобного Сергия Радонежского при основании не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря. С 1841 года и до нашего времени являет свою чудотворную силу икона, находящаяся в Успенской церкви села Стромынь в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. По указанию властей в советское время церковь закрыли и из нее вывозили иконы, облачение служителей, священные книги, утварь. Главную святыню храма укрыли у себя местные прихожане Мартынова Евдокия Николаевна и Юдкина Анна Семёновна. 


Чтение Евангелия: 

Евангелие от Луки, глава 24, стихи 12-35

Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад,
читать отрывок

дивясь сам в себе происшедшему. В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43-51 

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
читать отрывок Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Комментарий протоиерея Павла Великанова

Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 2-15

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
читать отрывок И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий


Апостольское чтение: 

Послание святого апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 24-26 и 32-39, глава 12, стих 2

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
читать отрывок и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
...
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
...
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Чтение и комментарий на радио "Вера"

Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам, глава 4, стихи 6-15

потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
читать отрывок Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.


Особенности богослужения:

В неделю (воскресенье) Торжества Православия после литургии служится Чин торжества Православия. Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.

Тропарь праздника

Тропарём праздника является тропарь Нерукотворному образу Спаса:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, / пришедший спасти мир!»

Кондак праздника:

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Что такое тропарь и кондак читайте здесь


Пояснения к Богослужению:

Во время Великого поста многое изменяется в жизни храма: цвет облачений священнослужителей становится более темным, добавляются особые великопостные молитвы и богослужения, которые совершаются только Великим постом. В том числе меняется и чинопоследование воскресной литургии. Чаще всего в православных храмах служится литургия Иоанна Златоуста. И всего 10 раз в течение года устав предписывает совершение литургии Василия Великого, 7 из которых приходятся на Великий пост: с 1 по 5 воскресенье, Великий Четверг и Великую Субботу. Затем, после большого перерыва, эту литургию служат еще три раза в январе: в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник, а также в день памяти святителя Василия Великого – 14 января.

Чинопоследование литургии Василия Великого отличается от более привычной для посещающих храм по воскресеньям литургии Иоанна Златоуста. В первую очередь оно продолжительнее по времени за счет длительной евхаристической молитвы священника в алтаре. Находящимся в храме литургия кажется более медленной, потому что так хотя хор и исполняет те же песнопения, но делает это более протяжно.

Чтобы лучше понимать, что именно поет церковный хор, произносят в прошениях и молитвах дьякон или священник, можно следить за текстом последования литургии. 

В чем смысл Литургии, какие песнопения исполняет хор, что и зачем делают священнослужители? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова). Сегодня мы предлагаем прочитать вам второй выпуск цикла «Литургия».

В современном мире у нас есть уникальная возможность пройти Великий пост, вчитываясь и вникая в тексты богослужений и комментарии к ним в любое удобное время. Так мы разделим знание наших верующих предков о том, что все 7 седмиц (недель), готовящих к Пасхе, связаны между собой и помогают духовному восхождению каждого, кто решился идти навстречу Воскресшему Христу.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

0
0
Сохранить
Поделиться: