Иконостас. Инфографика

+ кликабельные материалы и материалы для распечатки

 

Иконостас. Инфографика

Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.

Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.

Иконостас. Инфографика

 

Из чего состоит иконостас:

Иконостас. Инфографика

Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере

 

Ряды иконостаса:

 

Иконостас. Инфографика

Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.

 

Иконостас. Инфографика

Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

 

Иконостас. Инфографика

Праздничный 
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.

 

Иконостас. Инфографика

Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.

 

Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.

 

Иконостас. Инфографика

Завершение 
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.

 

Иконостас. Инфографика

Местный:

Местночтимая икона

Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.

Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.

Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.

Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.

 

Скачать и распечатать:

Иконостас. Инфографика

 

Читайте также:

18 великих православных праздников: что такое великие и двунадесятые праздники

Что такое двунадесятый праздник?

Коротко о празднике

Пророчества о Христе

Созерцая «Троицу»

Великий четверг. Тайная вечеря. Установление Таинства Причастия

 

 

 

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (19 votes, average: 4,89 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • ЛИДИЯ ИЛЬЮШЕВИЧ
    Ноябрь 3, 2018 0:19

    СПАСИ ГОСПОДИ! МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ ИСПОЛЬЗУЕМ НА УРОКАХ В ПРАВОСЛАВНОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ (БЕЛАРУСЬ).

  • Елена
    Ноябрь 1, 2018 17:35

    Деисус или деисис?

    • Анна
      Ноябрь 1, 2018 17:52

      Елена, насколько я понимаю, правильно действительно «деисис», но русский вариант «деисус» уже давно и прочно закрепился в языке. Например, в зеленом Справочнике автора и издателя, который издан Патриархией, написано так: деисис (деисус), т. е. второй вариант не считается ошибкой. На сайте «Фомы» есть ответ на вопрос «Что такое деисус» https://foma.ru/chto-takoe-deisus.html и там это слово называется «русским вариантом произношения». На сайте azbbyka.ru такая форма названа «не вполне корректной» https://azbyka.ru/deisis, а например, «Православная энциклопедия» дает его как единственный http://www.pravenc.ru/text/171595.html.

  • Алексий
    Октябрь 31, 2018 15:05

    Почему «Деисус», если правильно «Деисис»? Понимаю, традиционно сложилось неверное произношение, но не повод ли это сломать традицию? К тому же «Деисус» созвучно с именем Господа, что вносит лишний, некорректный подтекст в и так не самый простой церковный тезаурус.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.