Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
По Преданию, «Спас Нерукотворный» — первое и, более того, прижизненное изображение Христа. Царь Эдессы (город на юго-востоке современной Турции) Авгарь тяжело заболел. Он отправил к Христу художника, чтобы тот написал Его портрет, надеясь через него исцелиться, но у придворного живописца ничего не получилось. Тогда Спаситель умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отпечатался Его лик.
Так как борода после умывания была мокрая, то она отпечаталась в виде клиновидной пряди, и поэтому этот образ иногда называют «Спас Мокрая Брада». «Спас на убрусе» — Мандилион (старослав. убрус — полотенце, греч. мандилион — плащ, плат, полотно) — первый тип изображений «Спаса Нерукотворного».
Полотно было доставлено царю, и тот исцелился. В благодарность за это чудо Авгарь приказал поместить образ над вратами Эдессы. В годы гонений христиане заложили кладкой Нерукотворный Образ в нише врат. Когда кладку разобрали, оказалось, что святынь теперь две — лик Христа отпечатался на черепице.
Керамидион (греч. черепица), или «Спас на чрепии» — второй тип образа «Спас Нерукотворный». Лик Христа здесь изображается не на полотне, а на коричневом или золотом фоне. К этому типу относится знаменитый «Спас Нерукотворный» XII века, хранящийся в Третьяковской галерее. Новгородский мастер создал величественный, глубокий образ Христа. Отличительная особенность — круглый нимб, в который полностью вписана глава Спасителя.
Нередко в храмах изображали и «Спас на убрусе», и «Спас на чрепии» — друг против друга, на восточной и западной стене. «Спас Нерукотворный» — один из самых чтимых в Православной церкви образов. Посредством иконы мы встречаемся с Христом лицом к лицу, вернее, лицом к Лику